На вопросы «ДО» отвечает министр экономики Ульяновской области Владимир Шерин.

— Каким был 2008 год для экономики Ульяновской области?

— Год был непростым, особенно его окончание. Бурный рост экономики региона продолжался три квартала 2008 года. Индекс промышленного производства, темпы роста строительства и инвестиций, сельского хозяйства и торговли превосходили наши самые оптимистичные прогнозы. По многим параметрам развития экономики Ульяновская область опережала среднероссийские.

Однако мировой финансовый кризис затронул и Россию в целом и, как часть ее, наш регион. Поэтому главной задачей на четвертый квартал стало недопущение рецессии. Считаю, что с такой задачей мы справились. Индекс промышленного производства составил 100,2% (средний по России — 102,1%), в сельском хозяйстве — 113,9% (110,8%), в строительстве — 113,5% (112,8%), в сфере инвестиций — около 120% (109%). Как видим, большинство из этих показателей превышает общероссийские.

Есть ряд направлений, где мы не смогли выйти на уровень прошлого года. Это производство текстильной и швейной продукции, производство электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых, металлургическое производство. Но и по России в целом практически все эти показатели либо чуть «не дотягивают», либо лишь едва превышают планку в 100%.

Не менее важным было сохранить стабильность и рост показателей, которые характеризуют ситуацию в социальной сфере. Здесь цифры официальной статистики показывают, что мы прошли год уверенно, даже несмотря на кризисные процессы в экономике.

— За счет чего рос внутренний региональный продукт в 2008 году?

— Структура ВРП Ульянов-ской области за последние годы заметно стабилизировалась и имеет следующий вид: промышленность — 30%, оптовая и розничная торговля — 20%, транспорт и связь — 13%, сельское хозяйство — 10%, строительство — 7%, прочие производства — 20%.

Согласно нашим прогнозам, по итогам 2008 года рост валового регионального продукта в сопоставимых ценах достигнет 104,5%. Это немного ниже темпов, которые область демонстрировала в 2007 году (107,9%), но с учетом реалий четвертого квартала, согласитесь, очень неплохой показатель. Тем более что сегодняшние 104,5% — это же прирост к прошлогодним 107,9%.

То есть за два года рост ВРП составил 12,8%. И обеспечен он, прежде всего, ростом промышленного производства, сельского хозяйства, строительства и торговли.

— Первое заседание правительства в новом году губернатор начал со слов, что самые пессимистичные прогнозы конца 2008 года по факту оказались самыми оптимистичными. Какие отрасли экономики оказались наиболее чувствительными к условиям кризиса?

— У нас были серьезные опасения по поводу индекса промышленного производства, в частности, в обрабатывающих производствах. Были и опасения, что темпы роста строительства, сельского хозяйства и инвестиций в конце года могут значительно снизиться. К счастью, этого не произошло. Здесь стоит отметить особую роль губернатора и созданных им антикризисных штабов, на заседаниях которых в оперативном ежедневном режиме решались проблемные вопросы развития региональной экономики. Особое внимание уделялось взаимоотношениям банков и предприятий, инвесторам, малому бизнесу и сельскому хозяйству, проблемам занятости населения и ситуации на рынке труда.

Как показывает опыт, в кризисных ситуациях страдают, прежде всего, те сферы производства, где нет возможности гибко регулировать объемы выпуска продукции. А также предприятия, чья деятельность зависит от наличия кредитных ресурсов. Поэтому, на наш взгляд, сильнее всего кризис затронет промышленность и строительство, малый бизнес.

К сожалению, банки рассматривают строительство и малый бизнес как сферы экономики с высоким уровнем риска и идут по пути ужесточения условий выдачи кредитов и повышения требований к заемщикам. Это экономически объяснимый подход по снижению своих рисков, но задача антикризисных штабов и состоит в том, чтобы найти компромиссные решения между представителями банковской, производственной и предпринимательской сфер.

— Что уже дали антикризисные меры?

— Антикризисные меры, предпринимаемые органами государственной власти, не могут дать сиюминутный эффект, результат их реализации проявляется по истечении определенного времени. Что касается ключевых результатов по состоянию на январь 2009 года, то они следующие. Прежде всего, сохранена и стабильно работает банков-ская система, без которой нормальное функционирование экономики невозможно. В условиях непростой внешнеэкономической конъюнктуры удалось предотвратить панику населения, обвал рубля.

На федеральном уровне сформирован список предприятий (так называемый список 295 системообразующих организаций), которым в первую очередь будет оказана федеральная поддержка. В него опосредованно, через управляющие компании (холдинги), вошло 18 предприятий Ульяновской области. Например: ОАО «ОАК» — ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Соллерс» — ОАО «УАЗ», ОАО «ГАЗ» — ОАО «Ульяновский моторный завод», ОАО «АвтоВАЗ» — ОАО «ДААЗ», ГК «Ростехнологии» — ОАО «Утес», ОАО «УКПБ» и др.

Снижена налоговая нагрузка на малый бизнес, созданы условия для ограничения роста тарифов, для поддержания конкурентоспособности отечественных производителей, введены повышенные ставки ввозных пошлин на целый ряд импортных товаров.

Большое внимание уделено социальной поддержке населения. С 1 января повышены минимальный размер оплаты труда — до 4330 рублей и максимальный уровень пособия по безработице — до 4900 рублей. Планируется, что в 2009 году охват населения программами предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг будет расширен до 15-16%.

В сфере бюджетных отношений оперативное внесение изменений в бюджет Ульяновской области позволило уже в декабре перераспределить неосвоенные остатки средств и направить их на решение наиболее актуальных проблем. Не буду перечислять всех предпринятых правительством региона мер. Главное, и это показывают цифры, управляемую ситуацию в экономике области нам удалось удержать от рецессии.

— Какова стратегия преодоления кризиса для такого субъекта экономической деятельности, как Ульяновская область?

— Стратегия — в плане действий регионального правительства по снижению негативного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие области. Кроме отмеченных мною штабов, в ежедневном режиме функционируют «горячие линии» по всем проблемным вопросам, возникающим у ульяновцев. Реализация всех антикризисных мероприятий находится на жестком контроле у губернатора.

Мы корректируем наши действия постоянно, ведь специфика влияния кризиса на экономику Ульяновской области должна рассматриваться с макроэкономических позиций, отличных даже от особенностей соседних регионов. Например, специфика расселения трудовых ресурсов: 70% нашего населения живет в городах, и лишь 30% в сельской местности, тогда как, к примеру, в Чувашии наоборот — 30% в городе, 70% в селе. Для Ульяновской области характерны высокая доля промышленности, в частности, производства транспортных средств в ВРП и ряд других особенностей.

Сейчас никто не может дать готового «рецепта выхода из кризиса» для каждого субъекта. Поэтому именно гибкость, оперативность решения возникающих проблем является для нас первостепенной задачей.

— Что в новых экономических условиях может стать резервом роста?

— К сожалению, в ближайшей перспективе сложно прогнозировать значительный рост в экономике региона. При выработке экономической политики правительства области на ближайший год мы ориентируемся на «свежие» макроэкономические параметры прогноза 2009 года Минэкономразвития России, предполагающие снижение ВВП и промышленного производства. При этом главная цель работы региональной власти, которую губернатор поставил еще в 2005 году, — «сбережение населения» — в новых условиях приобретает особую актуальность.

Речь, прежде всего, идет о программах занятости для высвобождаемых работников. Значительные бюджетные средства предусмотрено направить на переобучение и переквалификацию людей, потерявших рабочие места, на поддержку малого бизнеса, увеличение финансирования общественных оплачиваемых работ. Несмотря на неизбежность корректировки первоначально утвержденного бюджета области на 2009 год, расходы на оплату труда в бюджетной сфере будут значительно выше, чем в 2008 году.

Безусловно, большое влияние на экономическую ситуацию будет оказывать эффективность и своевременность наших действий по исполнению предпринимаемых на федеральном уровне антикризисных мер.

Во-первых, это работы по выполнению государственного оборонного заказа. Ряд региональных предприятий — НПО «МАРС», Ульяновский патронный завод, другие заводы — имеют значительный объем гособоронзаказа, и это позволит не только сохранить трудовые коллективы, но и создать новые рабочие места, как, например, на Ульяновском механическом заводе.

Во-вторых, очень важно продолжать развитие транспортной инфраструктуры региона. Мы вышли на подписание соглашения с Федеральным дорожным агентством о выделении дополнительных федеральных средств на 2009 год на строительство нового мостового перехода через Волгу. Выполнение этого соглашения позволит запустить в эксплуатацию первую очередь первого пускового комплекса моста к концу 2009 года.

В-третьих, поддержка и развитие сельского хозяйства, которое уже получило косвенную поддержку в виде удорожания импортного продовольствия в связи с ослаблением валютного курса рубля. Кстати, значительная часть финансирования программы занятости населения области на 2009 год ориентирована на сельских жителей.

Кроме того, благодаря нашей активной инвестиционной политике на 2009 год запланирован запуск производств — мировых лидеров в своих отраслях: «SABMiller» (пивоваренный завод), «MARS»(заводы кондитерских изделий и производства кормов для животных), «Кварцверке» (горно-обогатительный комбинат), «Хенкель Баутехник» (сухие строительные смеси) и ряд других.

— Основными источниками дохода регионального бюджета являются два налога — на прибыль предприятий и на доходы физических лиц. Именно эти налоги «просядут» наиболее существенно. На какие источники бюджетных доходов можно сейчас рассчитывать?

— Да, более 60% консолидированного бюджета области сформировано за счет налога на доходы физических лиц и налога на прибыль. Мы прогнозируем снижение уровня поступлений от налога на прибыль в результате общего снижения темпов экономического роста.

Поэтому сейчас для нас на первый план выходит задача недопущения снижения поступлений НДФЛ, а это, прежде всего, сохранение рабочих мест и уровня заработной платы. Мы планируем решить эти задачи, в том числе и за счет инвестиционных проектов, реализация которых начата в 2006-2008 годах. В 2009 году объекты будут выходить на свои проектные мощности. А значит, будут новые рабочие места, причем со средней заработной платой, превышающей сложившуюся в области.

Кроме того, в качестве дополнительной меры для компенсации регионам выпадающих доходов федеральное правительство приняло решение об изменении пропорции зачисления налога на прибыль. 2% из 20 будет поступать в федеральный бюджет, 18% — в бюджет субъекта. Также в региональные бюджеты будет поступать уже не 60% начисленных акцизов на ГСМ, а 100. Думаю, эти меры позволят сохранить наполняемость регионального бюджета.

— Изменилась ли первая десятка крупнейших налогоплательщиков региона в 2008 году по сравнению с 2007-м?

— Не изменилась. По-прежнему в числе лидеров по перечислению налогов в бюджет входят ООО «Кристалл», ОАО «УАЗ», ЗАО «Авиакомпания Волга-Днепр», Ульяновское отделение Сбербанка России, Куйбышев-ская железная дорога — филиал ОАО «РЖД», ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «ДААЗ», «УКБП», «УМЗ», «Утес». Внутри этой десятки проходят перемещения, но они незначительны. Можно сделать вывод, что костяк нашей экономики стабилен.

— Как меняется соотношение прибыльных и убыточных предприятий?

— Наблюдается тенденция уменьшения доли убыточных предприятий. В 2006 году из всех организаций области прибыльными были 55,6%, в 2007-м — 65,9%, в 2008-м — 66,3%. То есть мы приблизились к экономическому оптимуму: 70/30.

Таково эффективное соотношение прибыльных и убыточных организаций.

— Оптимисты рассматривают ситуацию кризиса как условие для оптимизации, эффективности и оздоровления. Какие «оздоровительные процедуры», по вашей оценке, нужны нашей экономике?

— Экономическая повестка, несмотря на изменение конъюнктуры, остается стабильной: снижение ресурсоемкости производства, повышение производительности труда. Мы видим, что в условиях нестабильности федеральное правительство для поддержки отечественного производителя снижает предельные индексы повышения цен на газ, переходит с ежегодной индексации на ежеквартальную. При этом конечная цель — либерализация ценообразования на газ, электроэнергию, коммунальные услуги — остается прежней. Поэтому другого пути, как внедрять энерго-, теплосберегающие технологии, у предприятий нет. Что касается производительности труда, то в условиях спада, как показывает опыт российской экономики 1990-х годов, она снижается. При этом те предприятия, которые сохранят трудовые коллективы в сегодняшних

непростых условиях, не прогадают: в долгосрочной перспективе дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров будет только нарастать.

— Меняются ли стратегические цели экономической политики Правительства Ульяновской области в новых экономических условиях?

— Нет, не меняются и не должны меняться ни в коем случае. Они лишь корректируются. Финансовый кризис изменил формы и методы воздействия на экономику, направление наших действий, но цели, определенные Стратегией развития Ульяновской области до 2020 года, неизменны. Главное для нас по-прежнему повышение темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, а также рост благосостояния жителей региона и качества жизни.

Для достижения поставленных в Стратегии целей предусмотрено проведение активной промышленной политики через развитие кластеров (авиационного, автомобильного, атомного, агропромышленного, производства строительных материалов); создание благоприятной среды для развития бизнеса и привлечения масштабных инвестиций в экономику области; развитие транспортной и инженерной инфраструктуры с целью снятия ограничений развития региона и ряд других мероприятий.

Уверен, что мы сможем не только сохранить все то, чего удалось достичь в последние годы, но и продолжить свое движение вперед и занять достойное место в числе сильнейших регионов России. Это наша главная цель, и мы готовы добиваться ее выполнения.

Людмила Алексеева