«Дыхание» кризиса коснулось и ульяновского рынка корпоративного программного обеспечения. Компании, работающие в сегменте делового софта, не только корректируют собственные стратегические планы, но и предлагают своим клиентам антикризисные IТ-решения.

От продаж к комплексным решениям

Минувший год ульяновский рынок программного обеспечения, в полном соответствии с общероссийскими тенденциями, демонстрировал впечатляющий рост (в частности, благодаря активной борьбе с контрафактной продукцией). Подъем наблюдался по всем направлениям: рос сегмент «домашней» информатизации, продаж игровых и обучающих программ. Еще более динамично развивался софт, ориентированный на корпоративного пользователя. Сегодня объемы продаж делового ПО больше, чем объемы программных продуктов, приобретаемых государственным сектором и частными пользователями, вместе взятые.

IТ-сфера традиционно отличается своей инновационностью, и ведущие ульяновские компании, представляющие отрасль в регионе, в минувшем году также не стояли на месте.

— Российские разработчики постоянно выпускают на рынок новые продукты, — рассказывает директор ООО «Компания «Кодекс» Екатерина Скрыпник. — В прошлом году вышло несколько предложений для технических специалистов. Для проектировщиков разработана «Типовая проектная документация»; для промышленных предприятий — «Эксперт: Машиностроение», «Промышленная безопасность». Наши пользователи-юристы получили возможность ознакомиться с огромным количеством арбитражных дел в серии эксклюзивных продуктов «Банки судебной практики». Для бухгалтеров, кадровиков, юристов вышли новые справочные разъяснительные консультационные материалы. Также была произведена модернизация уже существующих продуктов — «Стройтехнолог», «Охрана труда», «Эксперт: Экология».

— В 2008 году в системе ГАРАНТ был внедрен целый ряд значимых улучшений, направленных на предоставление пользователям новой информации, повышение удобства и скорости работы с системой, — продолжает директор ООО «Гарант-Сервис Симбирск» Александр Денисов. — Информационный банк системы ГАРАНТ вырос на 400 тысяч документов, а общий объем информационных ресурсов превысил 3 млн. документов. Значительно выросло количество консультаций и материалов судебной практики. Было подключено 13 новых профессиональных СМИ и 240 книг, всего в системе представлено более 200 журналов и около четырех тысяч книг. Постоянно обновлялись энциклопедии по вопросам налогообложения и бухучета («Практическая налоговая энциклопедия», «Электронные версии бераторов»).

— В минувшем году наша компания сделала акцент на специальных аналитических материалах в системе «Консультант Плюс». Это информационные банки «Путеводитель по налогам», «Подборки судебных решений», обзоры правовой информации и другие материалы, — говорит генеральный директор ООО «Информационный центр КонсультантПлюс» Илья Калабановский. — В октябре в нашей Сети стартовала акция «Решение практических вопросов с помощью специальных аналитических материалов Консультант Плюс». В ходе акции пользователи могли пройти обучение, которое помогло быстрее разбираться в информации и находить ответы на вопросы, используя специальные аналитические материалы в справочной правовой системе «КонсультантПлюс». Большое внимание уделялось разработке новых информационных ресурсов. В течение 2008 года информационный банк «Путеводитель по налогам» постоянно пополнялся новыми материалами, в частности, практическим пособием по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, энциклопедией спорных ситуаций по НДФЛ, ЕСН, взносам, практическим пособием по УСН.

У профессиональных бухгалтеров появилась возможность с помощью справочной правовой системы КонсультантПлюс пройти курс ежегодного повышения квалификации Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.

Самыми важными событиями компании в 2008 году генеральный директор ВЦ «Софт Плюс» Владислав Эсмонтов считает начало сотрудничества в области автоматизации учета и управления с крупнейшими предприятиями Ульяновска и Димитровграда (ОАО «Ульяновский механический завод», ЗАО «Авиастар-СП», ФГУП ГНЦ РФ НИИАР, ООО «Фабрика мебели «Добрый Стиль»), запуск проекта внедрения системы менеджмента качества. Компания разработала ряд новых услуг: консалтинг в области финансового управления, управления IT и IT-консалтинг.

А для веб-студии «Медиа-Стиль» знаковым событием 2008 года стало открытие офиса в Москве, а также структурные изменения (в связи с возрастающим количеством клиентов принято решение разделить компанию на два отдельных подразделения: рекламное агентство «МСТ» и собственно веб-студию «МСТ», которая будет заниматься производством).

В прошлом году Группа компаний «Раздолье» также вписала в свою бизнес-историю несколько ярких страниц: открыт филиал в Самаре, дан старт ряду крупных проектов по внедрению ERP-систем в Москве и в Ульяновске, запущен первый проект по внедрению системы электронного документооборота «Directum». Специалисты компании приняли участие в разработке нового программно-методического комплекса «1С:Машиностроение 8» и успешно провели 26 сентября в Москве Первый практический форум «1С:Машиностроение 8», который собрал более 150 делегатов от крупнейших машиностроительных и приборостроительных компаний России.

— За 2008 год мы в корне поменяли две вещи — деловую позицию и подход, — рассказывает коммерческий директор ITECH.Group Андрей Редькин. — Если раньше мы просто делали сайты или обслуживали компьютеры, то теперь мы предлагаем комплексные услуги, которые обязательно должны приносить компании коммерческую пользу. Помимо этого, мы разворачиваем новое направление — корпоративные интранет-порталы. Результаты проведенного нами исследования показали, что более 75% компаний малого и среднего бизнеса нуждаются в надежных и удобных системах для обмена данными между сотрудниками, администрацией компании, для хранения базы знаний.

— Основной акцент в нашей деятельности сместился от поставок программного обеспечения к оказанию сервисных услуг по сопровождению автоматизации бизнес-процессов наших клиентов, — подчеркивает генеральный директор ООО «Технический центр «Атлас» Алексей Мельник. — Мы готовы предложить аудит программного обеспечения, используемого в организации. Результатом аудита будет детальный отчет о необходимости приобретения лицензионного программного обеспечения и/или оптимизации (перехода на бесплатные аналоги) существующих программ. Аудит поможет обезопасить компанию от проверок со стороны прокуратуры или управления «К» УВД.

Антикризисный софт

Клиенты ульяновских IT-компаний, работающих в сфере b2b, — сотни местных и иногородних фирм и предприятий. Так что все негативные процессы, происходящие в экономике страны и региона, сказываются на работе софт-специалистов.

— В условиях финансовой нестабильности увеличивается динамика изменений законодательства, возрастает цена правовой ошибки, — говорит Александр Денисов. — Все это повышает потребность специалистов в информационно-правовом обеспечении. В систему ГАРАНТ оперативно подключаются все важные документы и изменения, в том числе антикризисные документы, изменения в налоговом законодательстве в 2009 году и т.д. Наши специалисты подготовили бизнес-справку, в которую вошли все нормативные акты, принятые для стабилизации внутренней финансово-экономической системы страны. Ее материалы позволят быть в курсе всех последних изменений в законодательстве, посвященных разрешению финансового кризиса, и, следовательно, сохранить стабильное финансовое положение на рынке.

Индивидуальная лента ПРАЙМ не позволит пропустить важное в период перемен. Правовой консалтинг поможет принять правильное решение в условиях нестабильности и изменений правил игры — в последнее время мы отмечаем повышение активности клиентов по обращению на линию Правовой поддержки онлайн.

— Психологи говорят, что когда кому-то тяжело, важно быть рядом и быть полезным, — продолжает Денисов. — ГАРАНТ всегда рядом со своим клиентом и готов оказать поддержку. За 13 лет работы мы вместе с нашими партнерами преодолели немало трудностей, преодолеем и этот финансово-экономический кризис. Главное — это сохранить добрые отношения. Ведь кризисы приходят и уходят, а люди остаются.

— Финансовый кризис внес свои коррективы в стратегию развития компании в конце 2008 года, — рассказывает руководитель ВЦ «Раздолье» Анна Тарасова. — Сейчас в фокусе нашей работы — укрепление сотрудничества с уже существующими лояльными клиентами, ориентация на СМБ клиентов, качество услуг. Свое внимание мы сосредоточили и на повышении эффективности работы всех структур холдинга, пришлось сократить издержки, но нам удалось сохранить команду — один из основных ресурсов компании и наше главное конкурентное преимущество.

Еще одна неприятная тенденция: из-за роста курса доллара некоторое программное обеспечение сильно подорожало. Но софтверные компании находят выход и из этой ситуации.

— В последнее время мы стараемся предложить нашим клиентам более дешевые отечественные или бесплатные аналоги подорожавших программ, — говорит Алексей Мельник.

Для того чтобы поддержать ульяновский бизнес, было принято решение о снижении стоимости поставки справочной правовой системы Консультант Плюс для потенциальных клиентов в регионе.

— Мы прекрасно понимаем, что в условиях стагнирующего рынка работать тяжелее, но нас это не пугает, — утверждает Екатерина Скрыпник. — Мы ввели более жесткие механизмы контроля над расходами и издержками, постоянно работаем над повышением производительности труда. Считаем, что кризис — это, в первую очередь, новые открывающиеся возможности, и мы нацелены на то, чтобы все эти возможности реализовать. Именно поэтому мы ищем новые предложения, новые потребительские ниши и стараемся угодить каждому пользователю.

Игроки софт-рынка считают, что в условиях кризиса наиболее востребованными IT-продуктами станут решения, позволяющие быстро и с минимальными затратами решать конкретные критичные для бизнеса задачи: автоматизация процесса планирования и прогнозирования продаж, оптимизация работы с клиентами, контроль движения денежных средств.

— В конце 2008 года специалистами ВЦ «Раздолье» была разработана программа «Razdolie:Бюджетирование 1.1», — рассказывает Анна Тарасова. — Этот инструмент поможет руководителю планировать и контролировать движение денежных средств, в режиме on-line иметь представление о том, сможет ли организация вовремя обеспечить производство материалами, хватит ли денег на расчетном счете, чтобы в срок расплатиться с поставщиками и выплатить заработную плату сотрудникам.

— Сейчас перед предприятиями возник комплекс задач, требующих решений для сохранения стабильности бизнеса и его развития в новых условиях, — говорит Владислав Эсмонтов. — Например, это задачи управления сбытом, продажами. Для их решения мы предлагаем следующие инструменты: «1С:Бухгалтерия 8» (управление дебиторской задолженностью, оперативные данные о продажах, остатках товаров и др.), «1С:Управление торговлей 8», «1С:Управление производственным предприятием 8» (управление продажами, ценообразованием, взаиморасчетами, отношениями с клиентами, оценка эффективности работы менеджеров), «1С:CRM ПРОФ», «1С:Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами» (широкие возможности для профессиональной работы по удержанию и привлечению клиентов), «1С:PDM» (оперативная оценка рентабельности заказа, динамичное изменение параметров заказа под изменения потребностей потребителя), «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (управление эффективностью и мотивацией сотрудников).

Профессионалы отрасли считают, что «нет худа без добра» и надеются, что кризис наведет порядок на IT-рынке, окажет оздоровительное влияние, приблизит его к реалиям бизнеса в России, уберет с него все «мыльные пузыри».

— Одна из наиболее острых проблем нашего рынка — это засоренность мелкими поставщиками, часто предоставляющими некачественные услуги, — утверждает Андрей Редькин. — В большинстве случаев отдельные «специалисты» и постоянно исчезающие и появляющиеся вновь компании просто не могут обеспечить клиентов стабильными услугами приемлемого качества. В то же время они предлагают за свой сервис «бросовые» цены, на которые покупаются неискушенные заказчики, оставаясь в результате и без денег, и без услуг. Многие после таких подрядчиков вообще разочаровываются в современных IT-технологиях. Кризис позволит очистить рынок от недобросовестных поставщиков и поднимет качество услуг на рынке IT-решений.

Нужен IT-профсоюз?

Еще недавно эксперты строили радужные прогнозы по поводу оборота российского рынка тиражного ПО в 2009 году. Предполагалось, что он достигнет 7 млрд. долларов против 5 млрд. долларов в 2008-м и 3,7 млрд. в 2007-м. Сегодня же аналитики осторожно высказываются о предполагаемом спаде, в том числе в сегменте корпоративного софта.

Однако оптимисты уверены, что никакой кризис не остановит технический прогресс, и рынок, у которого есть огромные резервы роста, продолжит развиваться. И здесь многое будет зависеть от психологии руководителей предприятий — клиентов IT-услуг.

— Рынок станет нормально развиваться, когда клиенты придут к закономерному выводу о том, что IT — такое же непрофильное направление, как бухгалтерский учет, юридическое обслуживание, транспортные услуги и т.п. Начнут спокойно относиться к аутсорсингу таких услуг, получая за меньшие деньги более высокое качество сопровождения своего основного бизнеса, — уверен Алексей Мельник.

— Мы обращаемся с призывом к руководителям предприятий, чтобы они поняли, что расходы на информационно-правовые системы «Кодекс» и вообще на внедрение информационных технологий — это не издержки и не пустая трата денег, — говорит Екатерина Скрыпник. — Ведь наша информационно-правовая система — это инструмент по повышению конкурентоспособности предприятия и по повышению эффективности работы сотрудников, что является очень важным в существующий период времени. В условиях ограниченности ресурсов клиенты становятся особенно требовательными при выборе партнера, поэтому высокий уровень услуг и профессиональная компетенция, а не ценовая политика, должны стать основными инструментами конкурентной борьбы на IT-рынке.

Игроки отрасли, отличающейся значительной конкуренцией, не теряют надежды на консолидацию, в первую очередь, для совместной работы по пропаганде использования только лицензионного ПО, обеспечению доступности информации об IT-продуктах для предприятий и населения.

— На мой взгляд, давно пора создать объединение предприятий, работающих в сфере информационных технологий, — говорит Александр Денисов — Ведь помимо того, что мы конкуренты, у нас есть много общих проблем, точек соприкосновения. Например, борьба с пиратством. Или такой вопрос, как уплата ЕСН. Налоговый кодекс предусматривает пониженную ставку ЕСН для предприятий, работающих в IT-сфере. Но для этого нужно получить аккредитацию в порядке, установленном Правительством России. Думаю, что далеко не все IT-фирмы имеют такую аккредитацию. Создание подобного объединения позволит наладить эффективный обмен опытом.

А топ-менеджмент ITECH. Group в качестве конкретных мер по улучшению ситуации на рынке рекомендует создание реестра поставщиков услуг по всем видам направлений и рейтинга этих поставщиков — как экспертного независимого, так и открытого пользовательского.

— Это можно сделать на каком-нибудь интернет-сайте, — говорит Андрей Редькин. — Потребители IT-услуг должны иметь прозрачную информацию о компаниях на этом рынке и возможность выбора и получения рекомендации у тех, кто уже покупает такие услуги. Для клиентов это снизит возможные риски при заказе, например IT-сервиса или интернет-решений, а качественные поставщики услуг получают возможность независимой оценки своей работы.

Татьяна Задорожняя