Сбербанк для многих граждан нашей страны — больше, чем просто одно из кредитно-финансовых учреждений. Люди следят за его состоянием как за индикатором важнейших экономических процессов, происходящих в России. И это совершенно оправданно, ведь Сбербанк является не только местом хранения личных сбережений и капиталов огромного количества людей и компаний, но и одним из самых крупных кредиторов реального сектора экономики.
Говорит и показывает Сбербанк
Прекрасно это осознавая, руководство Сбербанка решилось на смелый для достаточно закрытой и консервативной банковской системы шаг: начать общаться с россиянами в режиме открытого диалога посредством ведущих средств массовой информации.
Сразу после новогодних каникул в центральном офисе Ульяновского отделения Сбербанка России в рамках единого информационного дня Сбербанка состоялся брифинг для ведущих СМИ области (среди приглашенных был и корреспондент журнала «Деловое обозрение»).
Журналистам была предоставлена возможность участия в видеоконференции с Поволжским банком Сбербанка России. На интерактивный брифинг были также приглашены журналисты из Самарской, Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской областей.
Используемые Сбербанком современные технологии (просто смотри на экран, слушай и говори в микрофон) позволили каждому из них, не покидая своего города, принять участие в актуальнейшей дискуссии и получить нужную информацию из первых уст.
Директор планово-экономического управления Поволжского банка Михаил Рохманенко проинформировал представителей СМИ о предварительных итогах работы банка в минувшем году, о приоритетных направлениях его деятельности в 2009 году, ответил на вопросы журналистов. Эти вопросы сегодня волнуют, пожалуй, каждого жителя нашей области, и в ответах на них банковский топ-менеджер был откровенен.
Характеризуя работу финансово-кредитного учреждения в минувшем году, Михаил Рохманенко отметил, что банк выполнил все основные плановые показатели, активно работал на всех финансовых рынках и сохранил в регионе лидирующие позиции. Например, на рынке кредитования юридических лиц Поволжский банк увеличил свою долю до 31% , кредитный портфель вырос более чем на 49 млрд. рублей и составил на конец года порядка 183 млрд. рублей. Кроме краткосрочного кредитования быстрыми темпами развивалось инвестиционное кредитование (рост за год на 34%), финансирование строительных проектов (двукратное увеличение портфеля). Значительные темпы демонстрировало кредитование частных клиентов.
Безусловно, события в экономике конца 2008 года значительно снизили кредитную активность юридических лиц и частных клиентов банка. Тем не менее, банк не останавливал выдачу кредитов: за четвертый квартал кредитный портфель по юрлицам вырос на 4 млрд. рублей, по частным заемщикам сохранился в тех же объемах. Михаил Рохманенко подчеркнул, что при явлениях нестабильности в экономике любой банк беспокоится за качество своего кредитного портфеля. Однако по этому показателю портфель Поволжского банка не претерпел значительных изменений. Доля просроченных кредитов остается на достаточно низком уровне — у юридических лиц 1,8%, у частных клиентов 1,4%.
Привлечение денежных ресурсов остается для банка приоритетной задачей. На этом рынке банк в минувшем году сохранил свои позиции, причем в сегменте средств физических лиц доля даже увеличилась. Темпы роста объемов привлечения вкладов сложились выше 18%, объем остатков на конец года составил 225 млрд. рублей. В декабре во вклады населения удалось привлечь более 12 млрд. рублей. Чистая прибыль по итогам года в Поволжском банке составила свыше 8 млрд. рублей.
Затем видеоконференция перешла в формат вопросов-ответов. Если человек потерял работу, получит ли он отсрочку по выплате кредита? Поддержат ли тех, кто не может рассчитаться по ипотеке? Что предполагает программа санации банка?..
Отвечая на вопросы журналистов из Ульяновска о возможных перспективах развития финансового кризиса, Михаил Рохманенко признал, что 2009 год будет непростым, существенных улучшений в экономике стоит ждать только к 2010 году. Тем не менее, программа развития Сбербанка России и его Поволжского подразделения не предполагает корректировки. Намерение активно развиваться по всем направлениям рынка банковских услуг остается в силе.
Михаил Рохманенко сказал, что основная задача банка в настоящее время — облегчить жизнь клиентов, оказать помощь при возникновении проблем с оплатой по кредитам. В частности, до конца января будет утвержден план мероприятий по отсрочке оплаты процентов по кредитам граждан, которые в ситуации финансового кризиса были уволены либо утратили часть заработка. «Сейчас отрабатываются механизмы, к концу месяца документ примет законченный вид», — уточнил Рохманенко.
Ульяновское отделение Сбербанка России, как отметили в общении с журналистами его представители, намерено сохранить лидирующие позиции на кредитном рынке, по-прежнему содействовать развитию экономики региона, финансовому благополучию вкладчиков и клиентов банка.
Добросовестным заемщикам Сбербанк поможет
На очередном брифинге Ульяновского отделения Сбербанка России с представителями региональных средств массовой информации в режиме видеоконференции журналистам была предоставлена возможность общения с заместителем председателя Правления Поволжского банка Сбербанка России Ниной Сафроновой и директором управления кредитования частных клиентов Поволжского банка Сергеем Емельяновым.
Темой видеобрифинга стал один из самых злободневных вопросов — кредитная политика Сбербанка в текущих экономических условиях. Какие изменения произойдут в кредитовании физических лиц? Будет ли банк предпринимать меры по поддержке заемщиков, которые оказались в затруднительном положении?
В прояснении аспектов сегодня нуждаются многие россияне — и те, которые собираются взять кредит, и те, кто уже осуществляет выплаты по ним.
— Кредитная политика Сбербанка в последние годы была весьма активной и амбициозной, — сказал в своем выступлении Сергей Емельянов. — Результатом нашей целенаправленной работы стало преодоление рубежа в один миллион заемщиков — физических лиц. По данным на начало года, наш кредитный портфель физических лиц составил 100 миллиардов рублей, а годовой объем кредитования по сравнению с прошлым годом вырос на 12 процентов. Рост шел во всех направлениях: и по ипотеке, и по автокредитованию, и по кредитам на неотложные нужды.
По словам Нины Сафроновой и Сергея Емельянова, кредитование населения в Сбербанке не будет прекращено по причине финансового кризиса. Естественно, в текущих условиях не может не подняться планка требований к потенциальным заемщикам. Но при этом всю меру ответственности за обслуживание полученного кредита, в первую очередь, должен осознать сам заемщик.
Учитывая реалии дня, банк готов войти в положение тех, кто действительно пострадал в результате кризиса: разработана и готова к реализации соответствующая программа реструктуризации по потребительским кредитам, за исключением кредитов, предоставленных на приобретение и строительство жилья. В рамках программы реструктуризации функционируют несколько общих инструментов, при этом каждый случай рассматривается индивидуально.
— Мне хотелось бы вновь обратиться к нашим клиентам, которые сегодня испытывают финансовые затруднения, — сказала Нина Сафронова. — Не ждите до последнего, не позволяйте возникать просрочкам: идите в банк, обращайтесь к нашим специалистам — давайте решать проблемы вместе.
О КОМПАНИИ
ОАО Сбербанк России — крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе, на долю которого приходится около 30% активов российской банковской системы, основной кредитор национальной экономики. Банк имеет самую разветвленную филиальную сеть в России: 17 территориальных банков, более 20 тысяч отделений и внутренних структурных подразделений, а также дочерние банки в Казахстане и на Украине.
Поволжский банк Сбербанка России работает на территории семи субъектов Российской Федерации — Астраханской, Волго-градской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей. Центральный офис территориального банка расположен в Самаре. В организационном подчинении Поволжского банка — 101 отделение и 2934 внутренних структурных подразделения.