«Две молодые мордовки» подарили художнику свободу, а его таланту — крылья для высокого полета.
Кузьма Александрович Макаров 25 декабря 1841 года вместе с отчетом о работе руководимой им Саранской школы живописи отослал в Санкт-Петербургскую Академию художеств картину своего сына Ивана «Две молодые мордовки» и письмо: «…Все, что я для него смею просить, так это звание свободного художника…».
Просьба была уважена.
Кузьму Александровича и его собственный путь к свободе в Академии хорошо знали. Крепостной крестьянин пензенского помещика Горихвостова Кузьма Макаров стал одним из лучших выпускников Ступинской школы живописи в Арзамасе. Вольную он получил только в 1815 году, еще через десять лет Академия по представленным работам наградила его Золотой медалью первого достоинства. Девять лет он состоял преподавателем уездного училища в Саранске, наконец возглавил собственную школу.
Ступинская художественно-иконописная школа — явление в русской культуре замечательное. Она была открыта в 1802 году по инициативе и при постоянном кураторстве Академии художеств. Это было единственное в России учебное заведение такого профиля, куда принимались крепостные. Ступинцы содержали любимую школу сами — все учащиеся трудились, расписывая храмы в городах и селах Поволжья. Среди воспитанников знакомые и почитаемые имена — архитектор Коринфский, автор лучших симбирских храмов и ряда зданий Казанского университета. Уроженец села Беклемишево (ныне Вешкаймского района) художник Горбунов, тоже крепостной, получивший вольную в 1816 году и возвратившийся в Ступинскую школу преподавателем. Один из его шедевров «Бабушка с внучкой» хранится в Ульяновском художественном музее.
Картина К.А. Макарова «Мальчики Родионовы» знакома читателям «ДО» по публикации в № 8(115) за август 2007 года. Это лишь одна страница портретной летописи симбирян Родионовых, шесть поколений которой оставили заметный след в истории не только Поволжья, но и России. Владельцы образцового многоотраслевого хозяйства «Вешкайма» Родионовы имели в Симбирске городскую усадьбу, дома которой отлично сохранились. В рассказе об этом достопримечательном месте и была упомянута картина.
Творческое содружество отца и сына Макаровых с семьей симбирян Родионовых продолжалось много лет. Оба художника бывали в Вешкаймском имении неоднократно. Интересно, что портреты детей написаны отцом, а повзрослевших Родионовых — сыном.
Оба художника заслуживают не меньшего внимания наших современников, чем персонажи портретов.
В первом серьезном опыте начинающего художника Ивана Макарова — картине «Две молодые мордовки» — Академия разгадала незаурядное дарование будущего выдающегося портретиста XIX века. 24 марта 1842 года состоялось Определение Академического совета: «Во внимание к хорошим познаниям Ивана Макарова в живописи исторической и портретной, удостоить звания неклассного художника, с правом пользоваться с потомством его вечною свободою и вольностию поступать в службу, какую он, свободный художник, пожелает». В этот день художнику исполнилось ровно 20 лет. Он поступил в Академию. Через год Иван Кузьмич получил Вторую (то есть 2-й степени) золотую медаль за работу «Девушки в русских костюмах».
За успехи сына был награжден и отец: Совет Академии решил подарить школе живописи Кузьмы Александровича ценные учебные пособия — «гипсовые отливки статуй и голов античных».
По окончании Иваном Макаровым курса Академии «Общество поощрения художников» выделило ему средства для поездки за границу на три года. Президент Академии художеств Великая княгиня Мария Николаевна (дочь Николая I) отправлялась с детьми в Италию, она предложила Ивану Кузьмичу продолжить за границей занятия рисованием с ее детьми. Рим, Венеция, Болонья, Мюнхен, Дрезден, Берлин, Париж — места, где молодой художник побывал неутомимым тружеником.
Труды не пропали даром: «1855 года, ноября 30 дня за подписанием Президента и приложением печати дан указ: С.-Петербургская Императорская Академия художеств за искусство и познания в живописном и портретном художестве признает и почитает художника Ивана Макарова своим Академиком, с правами и преимуществами, в установлениях Академии предписанными».
Сын отца и матери, родившихся в крепостном состоянии, по ходатайству Академии художеств из мещанского податного сословия произведенный в статус свободного художника, Иван Макаров не остался в долгу перед Отечеством, так высоко оценившим его талант.
Его кисти принадлежат портреты, запечатлевшие образы членов императорской семьи и простых крестьянок. Видеть красоту и раскрывать характеры он умел независимо от сословия портретируемых. Актер Михаил Щепкин, великая княгиня Мария Александровна, политические деятели, дети, библейские сюжеты — всеми этими шедеврами гордятся сегодня лучшие музеи страны. Картины И.К. Макарова находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее Российской Академии художеств, республиканских собраниях Мордовии и Дагестана, в частных собраниях лучших коллекционеров.
Портретную галерею семейной летописи симбирян Родионовых, к великому сожалению, увидеть невозможно. Имение в Вешкайме стало одной из жертв большевистского переворота. Искусствоведы знают, что портреты были. Например, Дарьи Никифоровны Родионовой, урожденной Ивашевой, сестры суворовского генерала. В разных музеях есть «женские портреты неизвестных», может, среди них и Дарья Никифоровна…
Вместе со взорванным большевиками храмом Христа Спасителя погибла композиция «Триипостасный Бог». Иван Кузьмич выполнил ее по картону своего учителя исторической живописи А.Т. Маркова. За эту роспись он был награжден Золотой медалью и орденом Святой Анны третьей степени.
Три портрета, представленные на этой странице, написаны И.К. Макаровым ровно 160 лет назад. Живописец запечатлел дочерей Александра Сергеевича Пушкина Марию и Наталью и Наталью Николаевну Пушкину-Ланскую, какими они были в 1849 году. Это — лишь малая часть самой подробной и лучшей семейной портретной галереи Пушкиных-Ланских. Для кого-то из читателей они, возможно, окажутся «знакомыми незнакомцами» — два из них воспроизводились в разных изданиях, но всегда в бледном черно-белом варианте и без указания имени художника.
Из семейных портретов и коллекций вешкаймского имения Родионовых всего две картины попали в собрание областного Художественного музея, да несколько томов из их библиотеки хранятся в отделе редких книг Дворца книги.
Наталья Гауз