В последние годы в России – и в Ульяновской области тоже – стали весьма модными рассуждения о политиках и хозяйственниках: ну, словно в 60-е прошлого века о физиках и лириках. Но если тогдашняя дискуссия была хотя и горячей, но безобидной, то сегодня разговоры плавно перетекают в диктат высшей власти. Нередки уже упреки: мол, бросайте заниматься политиканством и «садитесь» на хозяйство.

Однако человеку в здравом уме нелегко понять, как можно руководить районом, городом, поселением, занимаясь лишь хозяйственными вопросами. Экономика и политика всегда ходят парой, а иначе, зачем практически все главы администраций – члены партии, какой – угадайте с трех раз.

В Старой Кулатке политико-экономические баталии продолжаются не первый год. Но то ли очень уж далеко район, то ли ситуация запутанна до безвыходности, то ли, наоборот, такое положение вполне устраивает региональную власть, фактом остается вполне реальное противостояние районного руководства и главы МО «Старокулаткинское городское поселение», жители которого составляют практически половину района.

Близость Саратовской области и удаленность от родного областного центра привела к тому, что на политической сцене Старой Кулатки появился новый «игрок», саратовский предприниматель, который почему-то «озаботился» дальнейшей судьбой района. Говорю «почему-то», поскольку для настоящего хозяйственника это не такой уж лакомый кусок: район на 92 процента содержится за счет областных дотаций. А вот политически достаточно выигрышно – купить выборы и стать из предпринимателя главой района. В 90-е годы многие начинали свой путь в большую политику именно так. Странно, что область старается не замечать откровенно рейдерского подхода удалого саратовца к исконному куску нашего региона. С одной стороны, обладминистрация честно признает крепкого хозяйственника и политика, главу Старокулаткинского городского поселения Рушана Бимеева – второе место среди 142 поселений в областном конкурсе комплексного исполнения 131-го закона; с другой – закрывает глаза на действия «пришельцев», которым полностью подчинилось руководство района.

О взаимосвязи экономики и политики в отдельно взятом районе мы и беседуем с главой МО Рушаном Бимеевым.

Четыре пишем, десять – в уме

– Рушан, когда вы решили баллотироваться на пост главы поселения, наверняка, думали и о том, как станете выстраивать политику местной власти. Я понимаю, что это самая непопулярная для читателя тема, однако, полагаю – без нее не обойтись.

– Вот на первом вопросе мы сразу и спотыкаемся. Если главы поселений смеют выражать свою точку зрения, не совпадающую с мнением районного руководства и регионального правительства или отдельно взятого чиновника, нам сразу указывают, что мы сидим не на своем месте, потому что занимаемся политикой. Я же, когда шел на выборы в 2005 году, хорошо изучил закон «О местном самоуправлении» и запомнил, что глава местного самоуправления – высшее должностное лицо на своей территории, которое подчиняется лишь Конституции, федеральным и региональным законам, Постановлениям Правительства РФ и субъекта, законным решениям районного и поселенческого уровня представительных органов, а отчитывается перед населением и депутатами поселения.

– Какова у вас была «соловьиная песнь» на предвыборных встречах?

– Я обещал народу, что будем улучшать уличное освещение, дороги, нормально организуем работу жилищно-коммунального комплекса: водоснабжение, теплоснабжение, займемся благоустройством. Ничего лишнего в моей программе не было – я знал, что надо делать, и делаю это и сейчас.

– Ну, вам, как экономисту по образованию, наверное, не так трудно исполнять обещанное.

– Не скажите. В 2005 я просчитал доходы бюджета 2006 года – получилось 4 миллиона собственных средств. Однако 131-м законом и законом «О финансовых основах МСУ» предполагалось, что поселение будет еще дотироваться из области и района. Для того чтобы обеспечить предоставление населению минимальных бюджетных услуг, гарантированных Конституцией РФ, получалось уже 14 миллионов рублей.

– Вы всерьез надеялись, что вам их дадут?

– Конечно, ведь это гарантировано Конституцией! Написал письма с расчетами в областную администрацию, встретился, поговорили.

– И что?

– В поселении живет 8878 человек: Старая Кулатка плюс 8 населенных пунктов. Сказали, что из областного бюджета будут дотации из расчета на душу населения: всего 1 миллион 300 тысяч. А где еще найти 8 миллионов, чтобы обеспечить население нормальными условиями проживания? Это, мол, забота вашего района – ему дается 60 миллионов на выравнивание бюджетной обеспеченности.

– Выравнили?

– Угу. Мне пришлось долго доказывать депутатам райсовета, что поселению крайне необходим хотя бы миллион рублей для того, чтобы вовсе не сидеть без дела и получать незаработанную зарплату. Все же эти деньги заложили в бюджет района.

Де юре – гость, де-факто – хозяин

– Таким образом, вместо необходимых 14 наскреблось чуть больше 6 миллионов. А почему депутаты с таким скрипом приняли положительное решение?

– Потому что 11 депутатов – люди Ганеева, саратовского предпринимателя, который и организовал на свои деньги их выборы в 2005 году.

– Каков интерес саратовца к вашему краю?

– Думаю, экономический.

– В нищем-то районе?

– А практически бесхозная муниципальная собственность, часть областной собственности? Все это покупается за бесценок, и везде ставятся его люди. За 240 тысяч рублей, к примеру, можно купить 20-30 единиц техники, если никто не возражает. Он уже прикупил маслозавод, мясокомбинат, часть имущества Агротехснаба, который был областной собственностью, местное телевидение тоже сейчас частное, то бишь, его.

– Минуточку – а где же Совет депутатов района, глава района, глава администрации?

– Я же говорил – депутаты не могут идти против Ганеева, потому что пришли к власти с его помощью. Сейчас, между прочим, их рейтинг – не выше 10 процентов. Поселение развивается и живет помимо районной власти: за три года в наш бюджет она не вложила ни одного рубля.

– Тем не менее, если посмотреть с другой стороны, не окажется ли, что Эдуард Ганеев – заботливый мощный инвестор, которого не понимаете только вы?

– Отчасти – да, инвестор. Другое дело, куда он вкладывает деньги. «Помогает» мечетям, устраивает концерты, посиделки стариков и старушек в зале техникума. Появились у нас индивидуальные предприниматели, его люди, в сельскохозяйственном производстве – без платы обрабатывают наши земли, потому что землей по закону пока командует район. Не платят ни копейки налогов. За три года сумма, осевшая в карманах «фермеров», приблизилась к 2 миллионам рублей, которые были обязаны осесть в «кармане» поселения в виде хороших дорог, уличного освещения и других бюджетных услуг жителям.

– Законный вопрос: а куда же смотрите вы, глава поселения?

– С 2006 года я веду борьбу с неплательщиками налогов: писал в разные надзорные органы, и в государственный земельный контроль, выступал на собраниях – все бесполезно. До 2007 года Закон позволял заключать договор на 11 месяцев, ничего не регистрировать и значит – не платить. Сейчас уже нельзя без долгосрочного договора, но решают вопрос «можно-нельзя» та же власть. Можно, конечно, разграничить собственность на землю, но для этого нужны огромные деньги – их у поселения нет. Я уже в мае 2006-го понял, что никакой помощи поселению от района не будет и в конце года через суд выбил 900 тысяч, которые были заложены в мой бюджет прежним главой района, но не перечислялись. Область продолжает выплачивать дотации по прежней схеме.

– Смешное какое-то самоуправление получается.

– К нам приходили, кроме Ганеева, многие инвесторы: хотели построить кирпичный завод, завод по производству мела – району это не надо, а у нас прав на распоряжение землёй нет. Район – скорее, Ганеев, захотел построить цементный завод.

– Построили?

– А где трудовые ресурсы? По расчетам, там нужно было не менее полутора-двух тысяч работников. Ганеев обещал вернуть всех наших с заработков из Москвы, с севера, привезти людей с Кавказа, дать хорошие зарплаты, построить 20-километровую железную дорогу, шесть мостов…Натуральные Нью-Васюки!

– Нью-Васюки, а власть-то, в вашем лице, бессильна перед Ганеевым, хотя все безобразия разворачиваются на вашей территории.

– По словам Ганеева, он помог Морозову стать губернатором, а долг платежом красен. Он вообще везде при разговоре упоминает имя Губернатора и Партии, как уполномоченное ими лицо. Де юре у нас есть местный глава района, а де- факто – это саратовский предприниматель Ганеев. Главой администрации района поставил своего лучшего друга, соучредителя «будущего» цементного завода. Приезжающие из регионального правительства чиновники, отвечающие за действие 131-го закона, говорят уже не с нами, должностными лицами местного самоуправления, а с Ганеевым, который живет в Саратове и приезжает в Кулатку на пятницу-воскресенье. Я уже приостанавливал свое членство в «Единой России» именно потому, что партийным лидером в районе, опять же де-факто, является пришлый человек из Саратова.

– Думаю, если пройдет предложение о том, что только партия, победившая на выборах в регионах, сможет предлагать президенту кандидатуру губернатора, то же условие спустят и вниз. Не боитесь, что таким образом ваша карьера может завершиться?

– Боюсь другого – что таким образом мы ускоренными шагами будем продвигаться к тоталитаризму, который был во времена КПСС.

Где доверие?

– Почему ваш глава, как и руководители многих других районов, не уважает прав глав поселений?

– Прежняя ментальность: глава района – самый главный. Главы районов и администраций до сих пор путают свои полномочия с нашими, с государственными. Это сверху идет – мириады областных чиновников не занимаются ничем, кроме контролирования муниципальной власти. По закону же государство имеет право контролировать нас лишь через надзорные органы: прокуратуру, санэпидстанцию, пожарную службу и пр. Аппарат регионального правительства не имеет права вмешиваться в мою работу! Должно быть доверие между разными уровнями власти, а не подковерная борьба по всей вертикали. Сейчас же сложилась такая система, что я, власть, глава поселения, не могу обратиться со своим вопросом ни к одному министру областного правительства, поскольку – не по рангу. Я должен доложить свою проблему главе района, а вот его министр примет. А зачем глава района будет заботиться о том, что на исполнение какого-то из моих 34 полномочий в бюджете поселения нет денег? Это – мои полномочия, не его. В прошлом году надо было подписать соглашение между правительством и районом по поводу перечисления поселению субсидий на ремонт дорог. Делом занимаюсь я, а соглашение подписывает саратовский глава. В итоге он документ так и не подписал – миллион рублей прошел мимо поселения, хотя работу я выполнил. Сейчас сужусь с райфо и министерством финансов области, которые недоперечислили миллион рублей, хотя они и были обещаны уведомлением.

– Вам не кажется, что 131-й закон сам приводит к противостоянию глав районов и глав поселений, если в состав поселения входит еще и райцентр? По определению, глава района будет считать в отношении райцентра свое слово последним. Вмешивается же губернатор в жизнь и решения областного центра!

– Чтобы объединить руководство районов и поселений и направить их на исполнение единой цели необходимо сформировать совет депутатов района из глав и депутатов поселений на основе 131-ФЗ. Необходимое количество представительных органов поселений нашего района приняли такие решения, но под нажимом областных чиновников эти решения были отменены. А существующая в нашей области схема формирования депкорпусов МСУ сама является катализатором противостояний. Депутаты района избираются для исполнения своих полномочий, отличных от полномочий поселения и поэтому район не даст ни одному поселению лишнюю копейку. А «запрещённый» вариант снимал это противоречие.

Поработаем для живых

– А никогда не возникало желания сесть всем вместе за стол переговоров и всем работать на благо старокулаткинцев, забыв распри?

– Если районная власть адекватна, можно решить все вопросы. Для этого в районе должен быть хозяин, как в Новоспасском, в Цильнинском районе, а не какой-то пришелец из другого региона. Народ знает, кто работает на него, а кто – на себя.

– Что-то не наблюдала я у вас протестных настроений.

– Так боятся люди!

– Область знает, что творится у вас?

– Конечно, она в курсе – кто фактически правит районом. Наверное, такое положение дел всех устраивает.

– Давайте на этом закончим с «пришельцами» и вернемся к делам поселения. Что удалось за три года?

– Когда я приступил к работе, на всю Кулатку было 36 ламп уличного освещения, разбитые дороги, неухоженное жильё, отвратительное водоснабжение, десятилетиями не ремонтированные дома культуры, не говоря уже о менее затратных полномочиях. Сейчас только в Кулатке горит 380! Из них 180 поставлено в результате софинансирования областной программы «Уличное освещение». Ежегодно мы строим по 5-6 км. гравийных и ремонтируем все асфальтовые дороги, приобрели в лизинг экскаватор для ремонта водопроводов, автовышку для обслуживания и ремонта системы уличного освещения, выполнили все условия 185-го закона, совместно с населением проводим водопровод там, где его не было никогда, произвели замену ограды двух кладбищ. Мы вселили в своих жителей уверенность того, что поселение – их опора во всех насущных вопросах!

– А в тех восьми деревнях, что входят в состав поселения, что-то делается?

– То же самое, но в меньших масштабах – населения же меньше, чем в райцентре. Но – везде обеспечено водоснабжение, увеличиваем точки уличного освещения, работаем и по дорогам, ремонтируем дома культуры, перевели на газ отопление двух СДК, занимаемся благоустройством. И опять – район за три года не дал ни копейки на эти дела, хотя прекрасно знают, что в селах вообще нет доходной части – все они, кроме Бахтеевки, – банкроты. Тем не менее, за три года мы смогли увеличить собственную доходную часть бюджета поселения с 4 до 8 миллионов. Каким образом – не буду говорить, это известно всем главам поселений, которые работают на благо народа.

– А вы советуетесь с народом, что ему надо?

– Иначе нельзя – все обсуждаем на сходах. Например, два кладбища, на которых уже не ведутся захоронения, мы огородили, а один погост еще ждет заботы. Для его благоустройства надо 700 тысяч – 10 процентов доходов поселения. На собрании люди выдвигают общее требование – делай скорее, там твой отец лежит! А я предлагаю сначала обсудить мое встречное предложение, а потом уже принимать решение. Объясняю людям: пока в 2009 действует областная программа «Уличное освещение», можем значительно осветить улицы во всех селах. В программу я заложил как раз 700 тысяч, но при этом из области дадут еще почти 4 миллиона. Перестанет программа действовать – ничего уже не сможем. Второй вопрос: можно взять эти 700 тысяч из 1млн 200 тысяч, заложенных в бюджете поселения на дороги, тогда мы не получим из области дополнительные 1,5 миллиона, что означает – дорог не будет. Других денег на реконструкцию погоста нет. Люди говорят – давайте дела по кладбищу отложим на год – если есть возможность, поработаем пока для живых.

– А если эта ваша возможность закончится осенью нынешнего года, на выборах?

– Сегодня получил по электронке два письма без подписи, из которых следует, что область понуждает менять уставы с тем, чтобы главы администраций поселений назначались. А глава поселения работал на непостоянной основе. А вторым письмом установлены жёсткие сроки «мероприятий». Так что, выборность глав будет отменена. Это первые шаги назад от пародии с названием «местное самоуправление». Более того, это уже стойкая вертикаль КПСС… то есть, «Единая Россия». Впрочем, скоро разница завуалируется.

От себя замечу, что пресловутая вертикаль власти – не российская придумка. Во все века власть имела командные полномочия, которые распределялись четко сверху донизу, но редко когда эта вертикаль, как сейчас, не интересовалась наверху тем, что делается внизу.

Исламские исторические источники доносят из тьмы веков рассказ о взаимоотношениях визиря Али ибн Исы с чиновниками: «Должен сразу предупредить вас, что не потерплю ни халатности, ни злоупотреблений, ни пренебрежения интересами государства. За каждый дирхем я потребую с вас полного отчета. За каждую провинность вы ответите по всей строгости закона, даже в том случае, если будете состоять в родстве со мной. Вы должны как можно меньше думать о себе лично и как можно больше о своих подданных. Вы не должны налагать на них никаких дополнительных налогов, кроме тех, которые предписаны Законом. За благополучие своих граждан вы ответственны так же, как и за уплату податей. Сильный не должен иметь преимуществ, и слабый не должен иметь притеснений. Решения чиновников должны быть преданы всенародной огласке. Советуйтесь со мной регулярно по всем вопросам, чтобы я мог быть в курсе ваших дел. На этом все, если угодно то Аллаху». Историческая хроника, кстати, заканчивается так: «Доходы увеличились почти на треть: народ говорил, что наступили времена справедливости, а грабежу и вымогательству пришел конец. Это настолько воодушевило крестьян, что они стали лучше работать».

Специально для газеты «Жизнь поселения» журналист, лауреат премии «Золотое перо России» Людмила Дуванова