Обывателю Улнета трудно себе представить какая поистине шекспировская страсть, какая роскошная драма скрывается за появлением на Улпрессе «великого и ужасного» комментатора под ником «Прощай, МОРОЗОВ!». Его «стервоумие» (термин Ирки Бляндинки), информированность и маниакальная увлеченность губернатором давно стали притчей во языцех. Говорят, ответственные чины областного правительства готовы открыть тотализатор и делать ставки. Ведь у каждого свой кандидат в «великие и ужасные».

Но мало кто понимает или, вернее сказать, чувствует, что на наших глазах разворачивается диалог. В буквальном смысле слова – разговор двоих. И лишь благодаря отцу интернета – сэру Тимоти Бернерсу-Ли – мы оказались его свидетелями.

* * *

Когда-то они дружили. Как минимум были хорошими приятелями. Вчерашний предприниматель, первый вице-мэр Ульяновска Виктор Моисеев и мэр Димитровграда, в недавнем прошлом начальник ГорУВД Сергей Морозов.

Моисеев пришел в политику из бизнеса. В свое время он входил в TOP-10 бизнесменов Ульяновска. Дилер автозавода, Моисеев торговал не только УАЗами. Он продавал иномарки, скупал недвижимость… И очень хотел во власть. Стал одним из тех, кто создал мэра Романенко. Сначала Моисеев возглавил предвыборный штаб Павла Романенко, а после победы превратился в первого и самого главного вице-мэра. Затем, как водится, Романенко и Моисеев чего-то не поделили и началась вражда. Мэр увольнял вице-мэра, а тот возвращался, восстановившись в должности через суд. И наотмашь критиковал мэра в СМИ.

В 2004 году, по версии Моисеева, его, измотанного войной с Романенко, Сергей Морозов долго уговаривал (и в конце концов уговорил) идти на выборы. «Мы оба можем потерять все, но можем и победить», – убеждал будущий губернатор приятеля вице-мэра. И амбициозный Моисеев согласился. Это было переломное для ульяновской политики время.

Козырем Моисеева стала поддержка со стороны лидера фракции «Родина» Госдумы РФ Дмитрия Рогозина. В первых числах декабря 2004 года, принадлежавшая Виктору Моисееву газета «Симбирский аргумент» опубликовала отчет о приезде Рогозина в Ульяновск с характерным заголовком «Вытянем город вместе». В заметке сообщалось, что Моисеев прямо у трапа самолета познакомил Дмитрия Рогозина с кандидатом на пост губернатора – Сергеем Морозовым. «Несмотря на разную партийную принадлежность, всем понятно, что Родина у нас одна» – незамысловато наводил читателя на «нужную мысль» автор материала. Оно и понятно, ведь движение Моисеева называлось «Наша Родина» (интересно, «наша» – это чья?), а Морозов состоял, как положено, в «Единой России».

Показательно и то, как за пару месяцев до памятной встречи, все тот же «Симбирский аргумент» радовал читателей душещипательным интервью «Держись, Серега!». На вопросы Ирины Шайдулиной отвечал мэр Димитровграда Сергей Морозов. Как пишет газета, городу с таким мэром повезло. «Деятельный, энергичный, он заставил город всколыхнуться и жить в другом, не провинциальном ритме». По мнению автора, «даже недоброжелатели Морозова, отмечают: с приходом нового главы город заметно преобразился».

Правда, кроме лакировочных и откровенно агитационных материалов «Симбирский аргумент» публиковал в то время и разудалые материалы, в которых по первое число доставалось остальным участникам предвыборного процесса.

Больше всех газета «мочила» Сергея Ермакова и Матвеея Володарского. Фото Ермакова помещали в черной рамке (видимо намекая на возраст кандидата), а Володарскому припоминали его кавказские корни. Особую неприязнь у авторов «Симбирского аргумента» вызывали спонсоры Ермакова – Вадим Харлов и Николай Доронин («Максима-Х»), вместе с редактором «Молодежной газеты» Захаром Мисанецом (его «моисееевцы» подозревали в педофилии). Доставалось конкурентам и в интервью Моисеева другим СМИ.

Надо отдать должное господам из «Максимы-Х». Безобидный «дедушка» на фоне полубезумных и разнузданных кандидатов оказался «меньшим злом». Стратегия «голосуешь против всех – голосуй за Ермакова» сработала. Победа «дедушки» стала поворотным пунктом в отношениях Моисеева и Морозова. Моисеев проиграл, а Морозов заручился поддержкой «Максимы-Х». Той самой, чьи СМИ попросту размазали Моисеева, еще недавно признанного фаворита предвыборной кампании и без пяти минут мэра. Размазали до пятого места. Он проиграл не только Ермакову, Володарскому и Беспаловой. Он проиграл даже кандидату «Против всех».

Вот комментарий нашего героя, опубликованный газетой «Коммерсант», по горячим предвыборным следам.

«Выборы были грязными, люди оказались не готовы к такому количеству черного пиара,- все недоумевают, как получилось, что мэром стал Ермаков, рейтинг которого был на уровне 8%, – заявил „Ъ“ Виктор Моисеев, занявший пятое место (11,17%). – Я сейчас не могу сказать на каких именно участках, но фальсификация голосов была. Сейчас группа кандидатов – я, Володарский, возможно, Марина Беспалова (четвертое место, 11,92% – „Ъ“), думаем о том, чтобы оспорить итоги выборов». Бывший кандидат назвал Сергея Ермакова «марионеткой», отметив, что, по его информации, кампанию этого политика финансировали несколько фирм, чья репутация небезупречна.

Именно с «хозяевами» той самой марионетки, Сергей Морозов прекрасно наладил отношения. Ему предстоял второй тур, схватка с Сергеем Герасимовым. Димитровградский мэр был для ульяновской элиты чужим человеком. Отпугивали слухи о крепких связях с известной своей жесткостью самарской ФПГ- группой “СОК”. Подружить его со «всеми» взялись люди из «Максимы-Х» – Вадим Харлов и Николай Доронин. И подружили!

Такой поворот событий никак не входил в планы Виктора Моисеева. Проиграв мэрские выборы, он неожиданно потерял партнера. По сути Моисеев проиграл ставку на губернатора. Его у него украли. И кто! Доронин, который не так давно был у Моисеева на побегушках. Харлов, которого Доронин слезно просил взять на работу простым водителем! А потом к победе примазался и Курков, пытавшийся в свое время подзаработать, предлагая миллионеру Моисееву купить бочку меда!

Так вышло, что пока Виктор Владимирович играл в политику, за его спиной хозяевами города стали другие люди. А он потерял реальный шанс оказаться в ближнем круге губернатора, принять привычную роль «серого кардинала» или советника по деликатным вопросам. Хотя бы одного из…

* * *

Постепенно Виктор Моисеев превратился в оппозиционера. Информированного, грамотного и очень задетого лично. Видеть как «жизнь проходит мимо» и ничего не делать, он не мог.

Накануне первой годовщины победы Сергея Морозова Моисеев выпустил, казалось бы забытый, «Симбирский аргумент». Прежде в этой газете Сергей Морозов представлялся исключительно в положительном свете. Но на этот раз издание обвинило губернатора во всех смертных грехах. Центральным материалом номера было интервью с Виктором Моисеевым, крайне критического содержания.

В других изданиях Виктор Владимирович так же не упускал возможности «пнуть» губернатора.

«Декларативный подход, который губернатор использует в работе, не способствует разрешению областных проблем, и внутреннее напряжение в обществе нарастает, что ведет к политической нестабильности, которая уже сейчас выплескивается в многотысячные митинги. Не думаю, что это именно то, что нужно администрации президента накануне выборов 2007-2008 годов»,— такую оценку деятельности губернатора дал Виктор Моисеев, комментируя «Коммерсанту» перспективы переназначения Сергея Морозова.

* * *

Постепенно публичная активность Моисеева стала сходить на «нет». Рейтинг Морозова благополучно рос. «Единая Россия» превратилась в абсолютно доминирующую силу. Раскачивать лодку, выпуская газеты вроде «Симбирского аргумента», становилось все более опасным занятием. В особенности для скромного рантье, живущего с доходов от сохранившегося имущественного комплекса…

Но охота – пуще неволи. Страсть к интригам и незаслуженная обида не дают бывшему вице-мэру покоя. Ну и подкравшийся «незаметно» кризис прибавляет некоторых надежд. Так на Улпрессе появляется неожиданно информированный, остроумный и последовательный критик Морозова, комментатор с запоминающимся ником, который постепенно превратился в своего рода улнетовский брэнд. «Прощай, МОРОЗОВ!» целенаправленно и жестко атакует только одного человека, крайне редко отвлекаясь на своих бывших друзей из «Максимы-Х» и прочих деятелей. Его интересует только Морозов. И он добивается результата – губернатор замечает комментатора… Замечает до такой степени, что недавно в правительственных кулуарах снова заговорили о Моисееве. Дескать, ищет Морозов замену Виктору Корневу и не прочь позвать в аппарат областного правительства «старого друга» Виктора Моисеева. Правда, благодаря Улнету, нынче понять, где правда, а где слух, не представляется возможным. Впрочем, и дыма без огня не бывает, уж очень настойчив этот «Прощай, МОРОЗОВ!» Так хочет внимания, что можно и должность дать. Тем более, что Корнев ну никак не тянет.