Недавно много шуму по всему миру наделало авиационное Нпроисшествие в Нью Йорке: взлетающий самолет столкнулся со стаей гусей и упал в реку Гудзон. Лишь благодаря мастерству летчика удалось избежать многочисленных жертв и разрушений. Ульяновск – не Нью-Йорк, тем не менее, скоро нас может ожидать схожая по масштабам авиакатастрофа.
Главную опасность для полетов авиации в настоящее время представляет Баратаевская свалка, расположенная всего в 4 км от аэропорта “Ульяновск-Центральный”. Она привлекает множество птиц – как местных, ночующих в акватории Куйбышевского водохранилища, так и залетных, совершающих свои миграции вдоль поймы реки Свияга. Устремляясь к свалке, птицы летят как раз мимо аэродрома, попутно нередко присаживаясь отдохнуть на взлетно- посадочной полосе. Как результат – в последние годы заметно участились случаи столкновения самолетов с пернатыми. По данным УВАУГА, обслуживающего аэродром, только с 1997 по 2004 гг. таких столкновений произошло больше ста. Из них 11 привели к незначительным повреждениям самолетов (вмятины, забоины), в четырех случаях птицы попадали в двигатели, один раз – в лобовое стекло. Попадание даже небольшой птицы в двигатель при взлете и посадке, в лучшем случае, влечет за собой необходимость дорогостоящего ремонта, а в худшем – может привести к падению воздушного судна. Стоит отметить, что ежегодно в мире происходит примерно 1-2 авиакатастрофы из-за столкновения самолета с птицами.
Наибольшую опасность для полетов представляют стаи сизых чаек. В силу особенностей своей психики, эти виды птиц неспособны вовремя увернуться от летящего авиалайнера. Летом часты случаи столкновения с неопытными птенцами. В целом, наиболее высока вероятность столкновений весной и осенью, когда птицы мигрируют на север и на юг, и в утренние и вечерние часы дня, когда пернатые в массовом порядке летят кормиться на свалку и возвращаются в свои гнезда в ульяновских парках и скверах.
Неблагоприятная ситуация вокруг Баратаевской свалки властям давно и хорошо известна. Еще в 1980-е годы руководства училища предлагало городу перенести мусорный полигон юго-восточнее или северо-восточнее аэропорта. По Положению о землях транспорта, Руководству по эксплуатации гражданских аэродромов и Руководству по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, полигоны твердых бытовых отходов не должны располагаться в пределах 15 км от взлетно-посадочной полосы, то есть западнее, северо-западнее или юго-западнее от нее, в районе заходов самолетов на посадку. Баратаевская свалка с самого начала не удовлетворяла ни одному из этих условий.
С тех пор ситуация кардинально изменилась в худшую сторону. В 1992 году перестал существовать свинооткормочный комплекс “Засвияжский”, в который свозились для переработки пищевые отходы со всего города. После закрытия свинокомплекса, пищевые и биологические отходы стали в необработанном виде свозить на свалку. Новый рацион питания стал привлекать все больше птиц, поголовье только сизых чаек за 1990-е годы увеличилось в разы. Одновременно, строительство нового полигона бытовых отходов в Новоульяновске стало экономически нецелесообразным, поскольку увеличило бы расходы на транспортировку мусора в разы. Как результат, все обращения руководства училища гражданской авиации в администрации Горячева и Шаманова с требованием закрыть Баратаевскую свалку оканчивались безрезультатно или сводились к пустым отпискам. Крупных авиационных происшествий в 1990-е годы удавалось избегать только потому, что развалился “Аэрофлот” и практически прекратились пассажирские воздушные перевозки.
В отсутствии реальных мер от городской и областной власти руководство аэродрома “Ульяновск-Центральный” старается решить проблему своими средствами. По словам инженера-орнитолога аэродромной службы Геннадия Шигаева, только в 2009 на приобретение специальных средств отпугивания птиц “Беркут” и “Сигнал охотника” потребуется около 90 тысяч рублей. “Беркут” представляет собой биоакустическую установку, устанавливаемую в начале и конце полосы и отпугивающую птиц с помощью сигналов звуковых волн. “Сигнал охотника” – это ракета, запускаемая на 16 м вверх при взлете и посадке самолетов. Радиус действия у обоих установок небольшой, к тому же их использование необходимо комбинировать, иначе птицы быстро привыкнут к звуковым сигналам. В качестве защиты также можно использовать “шары с глазами” (пугало) и хищных птиц, отвлекающих зерноядных пернатых от свалки. В обязанности орнитолога входит и разорение птичьих гнезд на деревьях расположенного неподалеку дачного поселка.
Впрочем, очевидно, что силами лишь аэродромной службы, без сотрудничества с областной и городской властью, проблему безопасности полетов в районе аэропорта не решить. В прошлом году воздушные ворота правобережной части Ульяновска были переведены из федеральной в областную собственность, на базе аэропорта предполагается создание базы малой авиации. В “Ульяновск-Центральный” увеличивается и число коммерческих рейсов. С нарастанием интенсивности воздушного движения возрастает риск столкновения птиц с самолетами, способных привести к серьезным авиационным происшествиям и даже катастрофам. Очевидно, что если в вопросе закрытия мусорного полигона власть немедленно не перейдет от слов к делу, крупная техногенная катастрофа в ближайшем будущем окажется неминуемой.
Виктор ТРОФИМОВ