В самом центре Нового города, на проспекте Ленинского комсомола, на торце девятиэтажного дома – реклама. Небезызвестная фирма по продаже бытовой техники призывает покупать свой товар посредством… образа с плаката периода Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!». А что? Корпоративные цвета фирмы гармонируют с цветами известного плаката… Такие же точно «произведения искусства» замечены в Засвияжье и Киндяковке.
Кризис у нас, похоже, не только экономический. Налицо кризис нравственный, деградация исторической памяти. Напомним, если кто забыл.
Созданный в первые дни войны плакат «Родина-мать зовет!» был размножен миллионными тиражами и в разных форматах. Репродукцию с него размером меньше почтовой открытки фронтовики хранили на груди рядом с партийным или комсомольским билетом, с фотографиями матерей, невест, детей… Глядя на этот плакат, люди понимали, почему нужно защищать Родину, умирать за нее. По силе воздействия изображение Родины-матери соперничало разве что с песней «Священная война».
А история появления этого плаката-легенды такова. К художнику Ираклию Тоидзе в мастерскую вбежала жена с криком: «Война!». «Стой так и не двигайся…», – ответил он ей. Через несколько дней плакат был готов. В то июньское утро, в тот миг супруга художника Тамара стала олицетворением всех женщин, которым выпала тяжкая участь провожать близких на войну.
Особо обидно, что такие «рекламные продукты» в нашем городе появляются еще при живых ветеранах… А может, сие творение повисит и до 9 Мая? Чего не сделаешь ради привлечения клиентов!
Кстати, наши «умельцы» – не первопроходцы в глумлении над этим образом. Два года назад в Москве вывесили плакат, в котором Родина-мать, в «отфотошопленной» ушанке, призывала покупать… обогреватели (и подпись: «Мы обещаем – холодно не будет»). В феврале 2008 года в Омске распространялись рекламные листовки магазина, стилизованные под плакат «Родина-мать зовет!». В листовках рекламировались скидки на отдельные товары и использовалось выражение: «Халява прет!». А в октябре 2007 года в Красноярске в одной из местных газет предприниматели разместили свою вариацию на тему знаменитого советского плаката. В «новой редакции» текст гласил: «Япона мать. Автозапчасти из Японии».
Кстати, во всех этих случаях творчество горе-рекламщиков вызвало бурное общественное негодование, а также реагирование правоохранительных и надзорных органов; предприниматели были оштрафованы. Так что нашим следовало бы еще и головой подумать, если уж моральные ограничители не работают.
Кстати, далеко не факт, что после ТАКОГО креатива в магазины фирмы (в общем, с неплохой репутацией) толпой повалят покупатели. Может, это происки конкурентов?!
Сергей Евсеев