Именно в эти февральские дни впитывать знания школьникам сложнее всего. Пика достигла самая длинная и изматывающая часть учебного года. Задача родителей и педагогов не корить детей за упавшую успеваемость, а всеми силами поддержать, помочь вытерпеть это тягостное испытание.

Репортаж Виктора Аверина.

До конца третьей четверти осталось меньше месяца, а силы учеников екатеринбургской школы уже почти на исходе. По-прежнему шумные и активные на переменах, во время урока они рассеяно смотрят на доску. Всe чаще подпирают голову рукой, забывают сделать домашнее задание, повально не справляются с контрольными работами. Это не лень, признаются сами школьники, это самая длинная в учебном году четверть.

Учителям это не в диковинку. Каждый год повторяется одно и то же – успеваемость в третьей четверти заметно снижается. Дети начинают болеть, прогуливать уроки. А те, кто приходят, сидя за партами, витают в облаках. В этой школе, чтобы хоть как-то помочь школьникам дожить до каникул и не нахватать троек и двоек, учителя вынуждены снижать нагрузку. Малышам, например, не дают домашних заданий на выходные. Но все трудности учащихся в этой четверти связаны не только с еe продолжительностью. Именно сейчас приходится пожинать плоды легкомыслия в первой половине учебного года.

Татьяна Тимофеева, учитель математики: “Если были пробелы, если они чего-то не понимали или не успевали в первых двух четвертях, то им уже тяжело разбираться в следующем и более серьeзном материале”.

Илья, школьник из Ульяновска, почти отличник. И даже в этой четверти меньше “четвeрки” ничего не получал. Но всe чаще взгляд его устремляется куда-то за пределы класса, и всe реже он поднимает руку, чтобы оказаться у доски. Прилежно готовится к урокам дома, а в школе впадает сомнамбулическое состояние. Мучительно ждал праздничного выходного 23 февраля. А теперь грезит 8 марта, чтобы подольше отдохнуть.

Учителя и сами устали. Чтобы удержать внимание школьников, им приходится тратить больше сил. Физкультурная пауза в разгар урока – это не дань традиции, а острая необходимость. Только так можно привести ребят в чувство. Ну и, конечно, личным вниманием к каждому отстающему.

Марина Макарова, учитель математики: “Подхожу к этому ребeнку и касаюсь плеча. Он от моего касания пробуждается, и внимание обращает на меня”.

Ульяновским школьникам отдых только сниться, а в одной из иркутских школ каникулы сейчас в самом разгаре. Дело в том, что учатся здесь по экспериментальному графику – 5 недель уроков, 1 неделя выходных. Равномерно распределив учeбу и отдых, учителя надеются, что для этих ребят 3-я четверть не станет суровым испытанием. И первые плоды уже есть. Эти малыши пришли в знакомые классы поиграть в шахматы, даже во время законных каникул. А старшеклассники охотно готовятся к соревнованиям по строевой подготовке. И ни у кого нет желания бежать из школы, пока каникулы не закончились, как это часто бывает у их сверстников.

Оля учится в 4-ом классе, но ей уже хватает математических знаний, чтобы подсчитать и понять – нет никаких дополнительных каникул. Она отдыхает сейчас и может каждый день посещать занятия в любимой цирковой студии. Но весной, когда у всех других школьников будет 2 недели каникул, в еe распоряжении будет всего неделя.

Учителя уверены, как ни меняй график учeбы – четверть всегда будет для школьника слишком длинной, а каникулы слишком короткими. И это нормально. Они все – маленькие дети, им хочется гулять.

Ведущий: Как поддержать наших детей, как помочь им перенести третью четверть, подскажет психолог Ольга Митина. Что больше всего угнетает школьника: короткий световой день, морозы, зима, бедное витаминами питание, то, что учебный год уже давно идет, и не собирается пока заканчиваться?

Гость: Да, вы знаете, в последнее время в психологии и в педагогике появилось такое понятие “синдром третьей четверти”. Это действительно очень тяжелое время для наших школьников, для детей разных возрастов. Здесь играют роль разные факторы, в том числе наши климатические тяжелые условия. Кроме того, особенности учебного процесса. Третья четверть действительно очень напряженная.

Ведущий: По каким признакам родителям понять, что ребенок переутомлен?

Гость: Можно наблюдать две картины. Первая картина – ребенок пассивен, хочет спать, сложно усваивает информацию, малоподвижен. Вторая картина – прямо противоположная. Ребенок агрессивен, расторможен, ему сложно заснуть.

Ведущий: Если родители видят, что ребенок переутомлен, очень устал, как им поступать?

Гость: Самое главное, что ребенок должен высыпаться. Очень важно, чтобы умственные нагрузки сменялись разгрузками. Здесь необходимо, чтобы ребенок, во-первых, прибывал на улице. Это два-три часа в день минимум на свежем воздухе. Кроме этого, очень важно следить за эмоциональным состоянием ребенка. Потому что у наших родителей есть такая особенность – эмоционально довлеть над своим ребенком: сделай обязательно уроки, скоро экзамены, подготовился ты или не подготовился. На детей это оказывает очень сильное эмоциональное воздействие. И дети становятся тревожными тоже, могут стать раздражительными. В общем-то родителям нужно поддерживать своих детей, но не довлеть над ними все время, постоянно.

Ведущий: Для многих и родителей и школьников дикое мучение домашнее задание.

Гость: Да.

Ведущий: Пришли из школы, сели и до самого вечера, до поздней ночи делают, делают, делают уроки. Как наладить этот процесс, чтобы пошло легче и быстрее?

Гость: Общая такая рекомендация: если ребенок один час занимается, 10-15 минут делается перерыв. Это нормально. Но в общей сложности необходимо отслеживать, чтобы, конечно, ребенок непосредственно не заканчивал занятия перед сном. То есть, перед сном должен быть определенный промежуток, где-то около часа для того, чтобы ребенок спокойно засыпал, чтобы не было тревожных состояний.

Ведущий: Но теперешним детям все больше нравится играть на компьютере или смотреть мультфильмы или фильмы какие-то по телевизору. Это можно делать перед сном?

Гость: Вы знаете, это не рекомендуется делать. Когда мы просим родителей понять, сколько на самом деле ребенок отдыхает, смотрение телевизора, игра на компьютере не входят в отдых.

Ведущий: Если нет никаких проявлений чрезмерной усталости, можно ли что-то сделать для профилактики, чтобы не дожидаться появления симптомов?

Гость: Если родители обеспечивают ребенку интересный, эмоционально насыщенный отдых, то есть, переключают ребенка с учебы на какие-то другие сферы – все это является профилактикой.