Александр КАПЛИН, депутат Ульяновской городской Думы, эколог:

В начале 2008 года мы оптимистично смотрели на перспективы возможных изменений в экологической политике страны в связи с заявлениями тогда еще первого вице-премьера Правительства РФ и кандидата в Президенты РФ Д.А. Медведева. Визит будущего лидера страны в Челябинскую область еще более укрепил оптимизм экологов. Сделанные там заявления и поручения адекватны ситуации и действительно необходимы стране. Движение в указанном направлении продолжалось и после избрания Президента России.

Вообще казалось, что почувствовав сменившийся вектор федерального тренда, региональные власти также последуют в правильном направлении. Но вместо этого весь год ознаменовался борьбой жителей Ульяновской области со скооперировавшимися властью и бизнесом. Последние дружно стали захватывать жизненное пространство ульяновцев, продолжив наступление по всем фронтам. Война со своим народом не приостанавливалась даже в те дни, когда избранный Президент России Д.А. Медведев обещал ужесточить требования к нарушителям прав граждан на благоприятную окружающую среду. Одновременно с этим началась кампания по борьбе с коррупцией, которая должна была перерасти в системную работу.

По стечению обстоятельств именно в это время судебные приставы Самарской области прекратили исполнительное производство о взыскании более чем 350 миллионов рублей в бюджет г. Ульяновска, Ульяновской области и Российской Федерации. Это было моим самым громким делом на посту заместителя председатели Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды (Госэкоконтроля) Ульяновской области. Заканчивали дело уже без меня. И хотя дело это было беспрецедентным не только для Поволжья, но и для России в целом, закончилось оно в итоге «пшиком» для государства и муниципалитета при попустительстве ульяновских чиновников и правоохранителей. В результате по городу под видом строительного мусора расползлись десятки тысяч тонн опасных отходов.

Были и другие менее «денежные» дела, но зато затрагивающие бизнесы, более близкие к ульяновским чиновникам и правоохранителям. По уровню и интенсивности противодействия тому или иному административному расследованию можно было составлять схемы коррупционных связей наших высокопоставленных чиновников. Поработать мне команда губернатора С.И. Морозова дала только 10 месяцев, хотя я предполагал, что губернатор под давлением своего окружения будет держаться хотя бы год. Завалы разгрести, конечно же, не успели, но зато не стыдно за качество работы и, кстати, совесть у меня чиста. Правда, в среде чиновников чувствовал себя как чужеродное тело – мол, Каплин миллионные дела расследует и в суде отстаивает, а взяток не берет! Это похоже на то, как в мужской компании, которая решила «сообразить на всех», вдруг кто-то заявит, что он не пьет и пить не будет. Вот и чиновники, наверное, про мою работу думали: либо сдаст всех, либо больной. Правда, таких «больных» становится все больше, но выпадают из «обоймы» они в числе первых. Поэтому и перемещаются с места на место, как правило, одни и те же люди. Это реальность нашей бюрократии – должна быть круговая порука!

Но больше всего запомнится 2008 год тем, что «не мытьем, так катаньем» экологам и жителям Сенгилеевского района удалось отстоять «Бутырскую гору» и перспективы создания полноценного национального парка «Сенгилеевские горы». Начав судебные процедуры, Межрегиональная общественная организация «Экологический парламент Волжского бассейна и Северного Каспия» запустила механизм самоликвидации схемы обогащения дельцов, которые реализуют её по всей России.

Пользуясь близостью к чиновникам, какая-нибудь фирмешка оформляет в собственность землю на том участке, который должен быть выставлен через месяц-другой на аукцион. В результате фирма, выигравшая на аукционе права на разработку того или иного полезного ископаемого, получает в «довесок» еще и «нахлебника-халявщика», которому должна, как собственнику земельного участка, платить компенсацию. В случае с цементным месторождением в Сенгилеевском районе «халявщики» влезли еще и на особо ценную природную территорию. Пришлось нам вмешиваться по просьбе жителей, хотя, кажется, это дело природоохранной прокуратуры, но в Ульяновской области она где-то в загоне прячется. Вот и появилось следом за нашим еще три судебных дела.

А вот действительно знаковым событием можно считать победу жителей с улицы Промышленной в Засвияжье, отстоявших свой сквер. Именно настойчивость и организованность простых горожан, массовость их сопротивления нарушениям прав заставили отступить губернатора с командой своих чинуш и бизнесменов, заодно публично уличив главу региона во лжи. Но чтобы этого добиться, людей вынудили выйти на одну из центральных магистралей Засвияжского района и перекрыть улицу. Губернаторская команда давала обещания. Делала это публично, не опасаясь дальнейших разоблачений, что подчеркивает цинизм действующей региональной власти. Несколько месяцев горожане, как могли, сопротивлялись: писали письма, проводили сходы, участвовали в заседаниях Гордумы и у мэра. Все безрезультатно.

Не веря до последнего, что чиновник, наделенный полномочиями самим Президентом, может так беззастенчиво водить народ за нос и откровенно врать. Сказки про «злых бояр» пока еще проходят, но ведь речь идет о наместнике «царя-батюшки», а не о каком-нибудь клерке. Здесь уже личная ответственность лежит на первом чиновнике страны, который не призывает к ответу своего подчиненного. Впрочем, так далеко в рассуждения народ пока не готов заходить. Хорошо, что «наместник» вовремя сообразил, как далеко все может зайти, и отступился. Это послужило примером остальным инициативным группам по городу. Именно такие рассуждения на сходах граждан я слышал: «Раз у них получилось отстоять сквер, значит, и мы пойдем чего-нибудь перекроем, пока у нас тут все не повырубили». В суд, прокуратуру, а тем более в справедливость региональной исполнительной власти, народ уже не верит в таких ситуациях. И это не единственный случай, когда региональная власть умышленно выталкивала народ на уличные протестные акции. Это все было еще до кризиса.

В настоящее время по всему городу продолжается борьба за зеленые уголки, которые чиновники методично отбирают для своих нужд. Прикрываясь естественно благими намерениями, в данном случае вполне уместно вспомнить, куда эти благие намерения ведут. В газете «Зеленая Россия» (март 2008 г.) мы рассказывали, как в подобном случае удалось спасти один из скверов в Питере. Там жители, уже отчаявшись защищаться от бандитов, чиновников и бизнесменов в день рождения В.В. Путина – 7 октября – вышли на закладку (высадку деревьев) сада имени … В.В. Путина. И из городского комитета по благоустройству и дорожному хозяйству пришел очень вежливый ответ, что власти поддерживают идею организации сада имени Владимира Путина. Обрадованные таким поворотом событий, жители пошли еще дальше. Они запросили разрешения в администрации Президента на установку памятника собаке тогдашнего Президента – лабрадорше Конни. Вот как один из жильцов пояснил инициативу: «Меня спрашивают, за что собаке Президента ставить памятник? Сначала были сомнения, но теперь их нет совсем. Понятно за что – с её помощью мы отстояли сквер, заставили власть посмотреть по-другому на проблему выделения земельных участков. Кони может стать оберегом для дворов и детских площадок города».

Вот такие российские реалии. Со времен Салтыкова-Щедрина мало что изменилось в менталитете нашего чиновничества. Уверен, что самому В.В. Путину подобный подхалимаж питерских (московских, ульяновских …) чиновников не очень то и нужен. Делами-то своими они о лояльности другому идолу говорят.