В Ульяновском областном художественном музее открылась персональная выставка Азария Трапицына «Воспоминание о будущей весне».
Экспозиция посвящена 125-летию со дня рождения художника, который с 1920 по 1933 годы работал в нашем городе. Он был мастером пейзажа, и более всего любил писать Волгу с плывущими судами, селениями и людьми на ее берегах.
Творческое наследие Азария Ивановича многопланово.
Прежде всего, вызывает интерес философское осмысление художником темы реки Волги. Это Река Жизни, спокойно взирающая на человеческую суету, происходящую на ее водах и берегах. В ней самой есть удаль молодецкая, стремление к свободе и независимости, столь близкие и понятные сердцу русскому.
Вольно или невольно Волга представлена художником как мир, в котором отношения между человеком и природой еще не нарушены и достаточно гармоничны. Река пока не изуродована водохранилищем, она – и матушка, и кормилица, и один из символов России. Ее первозданность и красота – источник вдохновения для творческого человека.
Художник точен в описании средневолжских видов, и в этом смысле многие из его пейзажей – своеобразный документ, по которому можно изучать состояние реки и ее берегов в начале XX века.
Художественные достоинства картин Азария Ивановича связаны с пуантилистическим, точечным мазком – приемом импрессионистов, задающим эмоциональное отношение к красоте природы. Его пейзажи композиционно сложны, насыщены множеством подробностей.
Интересно, что в переломную для России эпоху Трапицына как художника мало интересовали идеологические и политические аспекты в жизни страны. На его полотнах вы не найдете в качестве приметы времени ни красного стяга, ни транспаранта. Кажется, классовое противоборство не трогало душу Азария Ивановича. Живописца более волновали гармония и красота природы.
Выставка получила свое название «Воспоминание о будущей весне» по натюрморту, который художник написал в качестве выпускной работы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Розы в синей вазе на фоне золотистых и розовых драпировок из шелка чем-то напоминают избалованную утонченную и артистичную женщину эпохи модерна.
Весна в жизни самого Трапицына обещала весьма и весьма многое. Ему, сыну священника из Вятской губернии, посчастливилось учиться сначала в Казанском художественном училище, затем – в столице у известнейших мастеров рисунка и живописи Леонида Пастернака, Апполинария Васнецова и других. К нему был благосклонен Константин Коровин. Его однокашниками оказались Владимир Маяковский и Федор Бурлюк.
Потом он жил в провинции.
В Симбирск переехал к своему брату Александру, архиепископу. Преподавал рисование в дорожно-строительном техникуме. Какое-то время занимался этим и после ареста брата. В 1933 году художник уезжает в нижегородское Лысково, а через два года умирает в полном одиночестве, поскольку собственной семьи он так и не завел.
Зато остались его картины – около сотни больших и малых полотен. Это из того, что дошло до нас, многие работы были утеряны. Сегодня сохранившиеся произведения Трапицына хранятся в музеях Казани, Нижнего Новгорода, Вологды и Ульяновска.
Ирина Морозова