Факультет гуманитарных наук и социальных технологий влился в “семью” университетских подразделений в 1993 году. Но история подразделения началась за пять лет до этого, когда в филиале Московского государственного университета была создана кафедра марксизма-ленинизма, объединившая преподавателей гуманитарных дисциплин. Заведующим кафедрой был назначен доктор исторических наук профессор Дмитрий Точеный, который и по сей день трудится в вузе, возглавляя кафедру истории Отечества. 1989-й стал годом рождения кафедры психологии, а спустя год в университете появилась кафедра политической истории ХХ века. Следующей “гуманитарной” структурой вуза стала кафедра философии, чуть позже на базе экономического факультета была открыта кафедра социологии. Все эти подразделения образовали фундамент нового факультета – гуманитарных наук и социальных технологий. Его первым деканом стал доктор философских наук профессор Валентин Бажанов. Позже кресло декана заняла профессор Наталья Шмелева. Наталья Борисовна возглавила и влившуюся в состав факультета кафедру педагогики высшей школы и социальной работы. 1999 год вошел в историю факультета как год открытия специальности “Регионоведение”. Инициатором ее создания явился Владимир Зеркалов, спустя два года была создана и одноименная кафедра. В 2002 году факультет произвел первый набор философов, а на базе кафедры психологии образовались две самостоятельные кафедры – психологии профессиональной деятельности и акмеологии и социальной и политической психологии. В 2005 году образована кафедра социологии и политологии, которой с тех пор и до сего момента руководит доктор политических наук профессор Нина Дергунова. На факультете, который сегодня возглавляет доктор педагогических наук профессор Сергей Митин, работают около восьмидесяти преподавателей. Среди них – академик МАНПО, три академика РАСО, 11 докторов и 45 кандидатов наук. ФГНиСТ осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере социально-гуманитарных наук и социальных технологий – социологов, психологов, социальных работников, регионоведов, историков, политологов, философов, специалистов по социокультурному сервису и туризму. Здесь обучаются 760 студентов. В последние годы активно развиваются ускоренная форма обучения и экстернат. Большое внимание на факультете уделяется научной работе студентов. В ежегодной научной студенческой конференции принимают участие до 150 студентов и аспирантов. Факультет имеет перспективы развития в плане расширения социально-гуманитарного образования на территории региона, открытия научно-исследовательских лабораторий, учебных центров, социальных бюро и агентств. В настоящее время ФГНиСТ переходит на новые образовательные стандарты, планируется открытие магистратуры, увеличивается прием в аспирантуру. Разносторонняя подготовка, глубокие специальные знания, навыки научной и прикладной деятельности обеспечивают выпускникам прекрасные возможности при трудоустройстве. Обладатели дипломов факультета трудятся в научно-исследовательских центрах и лабораториях, системе социальных и медицинских учреждений, вузах и колледжах, областных и муниципальных управленческих органах, на предприятиях, в организациях, средствах массовой информации, различных фирмах и фондах. Регион всегда нуждается в квалифицированных специалистах – социологах, психологах, политологах, регионоведах, социальных работниках, которым предстоит заниматься изучением, прогнозированием и регулированием социальных, психологических и культурных процессов в обществе. Новые традиции Первый заместитель декана кандидат психологических наук Галина Пазекова: – Во все времена человек – тайна, волнующая и притягивающая. Неслучайны интерес и желание постигать ее. Наверное, факультет гуманитарных наук и социальных технологий – факультет человековедения, человекознания, где мы можем прикоснуться к этой тайне, отыскать ответы на вопросы “Кто Я?”, “Откуда Мы?”, “Как сделать себя лучше, совершенней?”, “Как жить в ладу с собой и с миром?” Новое время – время трансформации сознания. По мнению экспертов, на первое место после информационных технологий выходят технологии, главным элементом которых является человек. Поэтому столь высоко внимание к гуманитарным наукам в социуме, запрос на сотрудничество с нашим факультетом. Одним из приоритетных направлений деятельности гумфака является сотрудничество, союз науки и практики. Поэтому мы достаточно широко используем программы социального партнерства. В настоящее время наш факультет работает с Военным комиссариатом Ульяновской области по программе формирования и развития стрессоустойчивости призывников. В прошлом году родилась очень красивая идея – фестиваль исследовательских проектов одаренных детей и юношества “Новое поколение”. С министерством образования и социальной политики Ульяновской области и областным Дворцом детского творчества мы провели первый областной фестиваль. Получился праздник и живой диалог ученых и практиков. Сколько ярких проектов представили дети! Работы, отмеченные учеными экспертами, были направлены на международный Салон изобретений и новаций в Украине. Два проекта ульяновских ребят – “Творческие работы в 3D” Антона Князюка и “Зеленая планета” группы учеников средней школы №61 – стали дипломантами в номинации “Молодой изобретатель”. В Ульяновск школьники привезли золотую и бронзовую медали. В апреле пройдет второй фестиваль “Новое поколение”. Приглашаем к участию творческих, ищущих детей и юношество и неравнодушных руководителей и родителей. На нашем факультете есть еще одна гордость – авторские школы, где передовые инновационные технологии, разработанные учеными факультета в области психологии и педагогики, реализуются на практике. Известная в городе экспериментальная школа (ныне школа №84) родилась на ФГНиСТ. Профессор Наталья Синягина, создатель и вдохновитель школы, претворила в жизнь идеи личностно ориентированного подхода. Сегодня ее ученики продолжают инновации в образовании. Дела проверяются временем. Идеи антропоцентричной школы живут и по сей день в частной школе “Источник” авиакомпании “Волга-Днепр”. Она известна не только в России. Интерес к сути обучения, формам и средствам возник в Англии. Мы получили приглашение из английской школы “NewLand”. В мае дети, педагоги, ученые “Источника” отправятся за рубеж с визитом по обмену идеями. Много профессий в одной Среди многих специальностей факультета, которые можно освоить, особое место занимает “Регионоведение”. Она открывает широкие перспективы для выпускников вуза в различных сферах деятельности – экономика, управление, политика, бизнес, культура. Во многом эта специальность универсальна, так как объединяет целый спектр других – “Экономическая теория”, “Муниципальное и государственное управление”, “Юриспруденция”, “Культурология”… Выпускники, окончившие университет по данному направлению, не сомневаются в правильности сделанного выбора и являются успешными, преуспевающими людьми. Что же привлекательного в этой специальности? Одной из главных ее характеристик является всесторонность изучения целого комплекса социальных и политических дисциплин. На какой другой специальности вы сможете изучить основы региональной экономики, законы мирового рынка и финансовой системы, культурологию, международное законодательство, российскую правовую систему, познать все тонкости современной мировой политики и геополитики, научиться методам и способам государственного и муниципального управления, изучить законы современной конфликтологии, проанализировать основные направления внешней и внутренней политики России, овладеть методами социологических опросов, постичь тонкости региональной политики и административно-территориального устройства нашей страны? Универсальность и востребованность – не менее важные характеристики специальности. Благодаря полученным за годы учебы знаниям выпускники успешно трудоустраиваются в различных учреждениях. Это органы государственного управления и местного самоуправления: Министерство иностранных дел, правительство Ульяновской области, Законодательное собрание, Министерство внутренних дел, Федеральная налоговая служба, мэрия Ульяновска, районные администрации, учреждения культуры и науки, музеи, банки. В ходе обучения студенты имеют возможность проходить производственную и преддипломную практику в правительстве Ульяновской области, администрации муниципальных образований региона, налоговой инспекции, учреждениях культуры. Благодаря этому ребята получают необходимые навыки и умения по специальности. Очень часто студенты остаются работать там, где проходили преддипломную практику. На основе специальности “Регионоведение” можно получить образование по ускоренной форме обучения, благодаря широкому комплексу преподаваемых дисциплин, которые идут в зачет при получении второго образования по специальностям “Экономика”, “Юриспруденция”, “Связи с общественностью”. И, конечно, самое главное – учиться по данному направлению очень интересно. Занятия проводятся с использованием современных педагогических технологий и форм. Студенты активно участвуют в дебатах, решая различные проблемы российской и мировой политики, организуют костюмированные представления, посвященные национальным культурам Поволжского региона. Благодаря сотрудничеству кафедры с другими российскими университетами, ульяновские студенты имеют возможность посещать и обмениваться опытом с другими студентами. Представители УлГУ неоднократно посещали Западно-Казахстанский университет, принимали активное участие в Московской международной модели ООН на базе МГИМО. Среди наиболее ярких и успешных выпускников специальности “Регионоведение” – Наталья Багаутдинова, главный специалист правительства Ульяновской области, Людмила Петренко, сотрудник Министерства иностранных дел РФ, Татьяна Дмитриева, переводчик, Максим Буланов, преподаватель УлГУ. И список этот можно продолжать. Успешность выпускников – один из главных показателей качества получаемого образования! Наталья Багаутдинова, главный специалист управления государственной службы и кадров правительства Ульяновской области: – За период обучения нисколько не сомневалась в правильности своего выбора. Предметы, изучаемые мной в течение пяти лет, оказались очень интересными и доступными, благодаря высококвалифицированным преподавателям. Высокий уровень образования и знания, приобретенные в университете, позволили мне найти достойную работу и успешно начать свою профессиональную деятельность. Я очень благодарна всем преподавателям факультета за их бесконечный труд, великое терпение и понимание. Маргарита Маликова, студентка 5-го курса: – Специальность “Регионоведение и международные отношения”, на мой взгляд, одна из самых интересных среди всех гуманитарных направлений Ульяновского государственного университета. За пять лет обучения у студентов есть возможность получить не только актуальные знания и представления о системе международных отношений, политических течениях, экономическом и культурном развитии региона и страны, но и обогатиться в духовном плане. Ведь занятия по данной специальности нередко проходят в нетрадиционной форме: театральные постановки, походы в музеи, экскурсии, поездки в Казань, Ундоры, Языково, Булгары. Преподаватели кафедры создают максимально комфортные условия для студентов, чтобы заинтересовать их. У каждого студента есть возможность пообщаться с единомышленниками из других городов и университетов, обменяться впечатлениями и опытом. Кафедра регионоведения и международных отношений совместно с деканатом гуманитарного факультета дает студентам прекрасную возможность поучаствовать в различных олимпиадах и конкурсах, научных кружках и конференциях, в том числе международных. Студенты нашей кафедры хорошо проявляют себя, занимая высокие места в ежегодной олимпиаде по регионоведению, в конкурсе студенческих грантов УлГУ, являются стипендиатами Оксфордского фонда. Наука о душе Психология… Наука о человеческой душе и взаимоотношениях. Всех нас так или иначе интересуют вопросы о том, почему человек совершает те или иные поступки, как справиться с различными кризисными, конфликтными ситуациями жизни, что составляет внутренний мир человека… Психология помогает лучше разобраться в себе и в окружающих людях. Мы учимся эффективнее приспосабливаться к действительности и строить свою жизнь. Профессия психолога – ключ к открытию собственных резервов развития и совершенствования, а также возможность оказания помощи другим в выборе своего жизненного и профессионального пути. Кафедра психологии создана в 1989 году, когда Ульяновский государственный университет еще был филиалом МГУ имени Ломоносова. В настоящее время в составе двух докторов и 14 кандидатов наук кафедра ведет плодотворную работу по подготовке высококлассных специалистов-психологов. Профессию психолога можно получить в трёх формах обучения: очной, дневной на базе среднего общего образования (время обучения – 5 лет), ускоренной на базе среднего специального образования (время обучения – 3,5 года) и в рамках Института дополнительного образования (время обучения – 3,5 года). Студенты приобретают знания по психологии личности, психологии развития, психологии управления, социальной психологии, психодиагностике, консультативной психологии, психологии творчества, психологии маркетинга и рекламы; учатся оказывать психологическую помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; вести психологическое консультирование и психологическое сопровождение инновационных процессов в управлении; психологически обеспечивать ведение бизнеса; работать с персоналом и формировать команды; обеспечивать психологическую безопасность. Учащиеся имеют возможность участвовать в различного рода практических семинарах, кружках, тренингах. В частности, тренинги психологической адаптации помогают студентам приспособиться к новому этапу их учебно-профессиональной жизни; тренинги психологического сопровождения способствуют активизации и развитию профессионального потенциала; тренинги карьерного менеджмента помогают студентам управлять своим профессиональным развитием и карьерным ростом. На базе кафедры психологии функционирует учебно-исследовательская лаборатория “Психолог”. Лаборатория обладает мощным диагностическим инструментарием: системой автоматизированной диагностики “Профессор-кадры”, позволяющей быстро выявлять профессиональную направленность личности; комплектом лицензированных методик “ИМАТОН”, диагностирующих различные личностные особенности, а также современным диагностическим оборудованием: прибором “Активациометр АЦ-9К”, осуществляющим комплексную диагностику человека; прибором “ГРВ-компакт”, определяющим биоэнергетический потенциал человека; прибором “Полиграф Барьер-14”, фиксирующим различные психофизиологические реакции. В процессе обучения студенты проходят учебную и производственную практику на базе образовательных и медицинских учреждений, в центрах реабилитации и коррекции несовершеннолетних, психологической помощи населению, на телефоне доверия Ульяновской области, в рекрутинговых и консалтинговых службах, в системе Министерства внутренних дел, во властных структурах. Профессиональное становление студента-психолога происходит не только в рамках учебного процесса, но и в различных видах внеучебной деятельности. Жизнь студентов-психологов интересна и разнообразна. Регулярно проходят межвузовские олимпиады, студенческие капустники и творческие вечера. С первых дней обучения студенты включаются в научно-исследовательскую работу, выступают с докладами на конференциях. По окончании обучения выпускник получает диплом о высшем образовании, а также возможность поступить в аспирантуру по двум специальностям: “Психология развития, акмеология” и “Социальная психология”. Выпускники-психологи трудятся в различных сферах – корпоративной; образовательной, юридической, медицинской, научно-исследовательской; в частном бизнесе; в маркетинге и рекламе. Среди выпускников кафедры – Ян Чернышёв, директор Учебно-научно-методического центра довузовского образования; Алексей Бинеман, помощник председателя Ульяновской городской думы; Елена Чирковская, директор центра психолого-акмеологических исследований и технологий Российской академии государственной службы; Венера Муратова, исполнительный директор ООО “Гарант-Эксперт”. Многие выпускники кафедры психологии продолжили свою работу в стенах университета. Социология и политология? 20 лет прошло со времени введения в вузах курсов социологии и политологии как обязательных общеобразовательных дисциплин вместо основ марксизма-ленинизма. В 1988 году постановлением ЦК КПСС впервые признана необходимость высшего социологического и политологического образования в стране. В начале 90-х годов прошлого века в вузах началась подготовка профессиональных социологов и политологов, увеличилось число преподавателей, занимающихся проблемами современного общества, стали складываться первые научные школы. В настоящее время во многих крупных городах страны успешно функционируют социологические и политологические факультеты и кафедры. Среди них – Московский государственный университет, ГУ ВШЭ и другие. Для чего вообще студенту нужна система социологических и политологических знаний? Ответить можно так – для того, чтобы с помощью социологии и политологии лучше понять общество, в котором живет человек. Представителями социально-политической сферы выработана система научного знания – неотъемлемый элемент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается, по мнению знаменитого американского социолога Толкотта Парсонса, в том, что она биологически не передается по наследству. Общество должно выработать механизмы овладения культурой каждым новым поколением. Используя сравнительно-исторический метод, научные гипотезы и интуицию, применяя методы социологических и социально-политических исследований, социологи и политологи пытаются заглянуть в тайны окружающего социального мира. Они уже открыли законы группового давления и лидерства, возникновения межнациональных конфликтов, гражданских войн и революций, обнаружили механизмы образования толпы и массового поведения, смены моды, миграции населения, колебания спроса и предложения, смены политических режимов и многого другого. Кроме того, социология имеет свою точку зрения на традиции и ценности, социальные нормы и правила поведения, обычаи, обряды, церемонии, ритуалы, этикет, нравы, моду, манеры, привычки, религиозные верования. Социология и политология не только излагают законы социального и социально-политического поведения, анализируют структуру и механизмы развития общества, но и раскрывают сложные социальные проблемы, с которыми сталкиваются люди. Среди них очень важные для сегодняшней России проблемы модернизации страны и государства, формирования демократического государственного устройства, защиты прав и свобод личности и др. Кафедра социологии и политологии основана в 1992 году. “Социология” – первая специальность, по которой начал подготовку специалистов факультет гуманитарных наук и социальных технологий. Специальность “Политология” открыта в 2006 году. В рамках специальности “Социология” кафедра осуществляет подготовку специалистов по двум специализациям – “Экономическая социология” и “Социология политики”. Выпускники-социологи трудятся в научно-исследовательских структурах, отделах маркетинга, рекламы или связей с общественностью ведущих предприятий города и области. Основные теоретические предметы – история социологии, методология и методика социологического исследования, специализированные предметы позволяют специалисту-социологу изучать сложные социальные, экономические и культурные процессы и прогнозировать их возможное развитие. Студенты–социологи проходят научно-исследовательскую и производственную практику в исследовательских центрах региона и получают опыт самостоятельной исследовательской работы, который может использоваться в их профессиональной деятельности по окончании вуза. Политическая наука – одна из самых интереснейших интегративных наук современности. Опираясь на историю страны, то есть прошлую политику, современный политолог-аналитик исследует текущие политические процессы внутренней, внешней и международной политики, понять которые без знаний экономики, психологии, культуры просто невозможно. Политолог должен хорошо разбираться в социологической информации, уметь пользоваться компьютером, приветствуется знание иностранных языков. Политическая наука долго была запрещена как в царской России, так и в СССР, поэтому многие достижения этой науки выработаны иностранными учеными. Выпускники специальности “Политология” получают квалификацию “Политолог” и возможность работать в качестве дипломированного специалиста в органах государственной власти и местного самоуправления, консультационных центрах и структурах фирм, политических и общественно-политических организациях. В рамках специальности “Политология” кафедра осуществляет подготовку по двум специализациям – “Политический менеджмент” и “Связи с общественностью”; “Политический анализ” и “Прогнозирование”. Основные теоретические предметы – теория политики и сравнительная политология – позволяют глубже понять сущность властных отношений в обществе, институциональные основы политики, познакомиться с основными научными школами современности. Специальность включает в себя много смежных дисциплин – политическую социологию, мировую политику и международные отношения, политическую регионалистику. Значительное количество дисциплин связано с деятельностью органов власти – политическая конфликтология, политический менеджмент, государственная политика и управление, этнополитология. Студенты-политологи проходят научно-исследовательскую и производственную практику в федеральных и региональных органах власти и общественно-политических объединениях. В университете создано молодежное отделение Российской ассоциации политической науки. Студенты-политологи успешно участвовали во всероссийских олимпиадах по геополитике, региональной политологии, в ноябре 2008 года победили в Большой политической игре на Уральской неделе политической науки. Учебный процесс реализуется по очной форме обучения и экстернату (социология). Продолжительность обучения по дневной форме – 5 лет; по экстернату – 3 года. Дойти до самой сути Кафедра философии образована в 1992 году путем разделения кафедры истории, философии и культурологии. С сентября 1993 года кафедрой заведует заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Валентин Бажанов. В 1999 году курс политологии был передан с кафедры истории на кафедру философии, и подразделение получило название кафедры философии и политологии. На кафедре всегда была 100% остепененность, а с появлением первых выпускников отделения философии некоторые из них были оставлены ассистентами и поступили в аспирантуру. Специалистами этого структурного подразделения УлГУ подготовлено 15 докторов и кандидатов наук. Они защищались в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Уфе. Одна из выпускниц аспирантуры кафедры философии – Наталья Баранец – успешно защитила докторскую диссертацию и в настоящее время является профессором кафедры, также осуществляя руководство аспирантами. Сейчас выпускники аспирантуры кафедры философии работают в вузах и различных организациях Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Сотрудники кафедры неоднократно выигрывали гранты РФФИ, РГНФ, Фонда Сороса, Британской академии наук, ЮСИС, Lakatos Research Foundation, Президентской стипендии для молодых докторов наук, занимали призовые места на Поволжском конкурсе молодых философов, организованных Международным научным фондом, известным как Фонд Сороса. Философы УлГУ постоянно принимают участие в конференциях, проводят научные исследования в Великобритании, США. ФРГ, Италии, Австрии, Венгрии, Польше, Испании, Китае, Южной Корее, Украина. За 15 лет существования кафедры в отечественных и зарубежных изданиях (Великобритания, США, Швейцария, Польша, ФРГ, Италия, Испания, Китай, Южная Корея, Украина) опубликовано более 800 научных работ. С 2002 года при кафедре открыто отделение философии (очное обучение). Первый выпуск специалистов-философов состоялся в 2007 году. Ученые читают курсы истории зарубежной философии, истории русской философии, логики, этики, эстетики, онтологии и теории познания, философии и методологии науки, философских вопросов естествознания, философии истории, философии сознания, герменевтики, философии Ницше, теории аргументации… Эти курсы читаются как для студентов отделения философии, так и некоторых других факультетов. Преподаватели-философы ведут занятия с аспирантами и магистрантами всех факультетов университета. При кафедре работает аспирантура. Гарантии трудоустройства Кафедра педагогики открыта в 2004 году. Заведующий кафедрой – доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, профессор Сергей Митин . Подготовка будущего специалиста, обучающегося по программе “Преподаватель”, к учебной и научно-исследовательской деятельности реализуется через формирование знаний основ психологии личности и социальной психологии; знаний о сущности и проблемах обучения и воспитания; через знакомство с основными достижениями, проблемами и тенденциями развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, с современными подходами к моделированию педагогической деятельности, с правовыми и нормативными основами функционирования системы образования. В наше сложное время нельзя быть на сто процентов уверенным в своем будущем. Квалификация преподавателя дает дополнительные гарантии трудоустройства. Педагог никогда не останется без работы. Физик, конечно, – профессия замечательная, но девушке, окончившей физтех, не всегда легко трудоустроиться. Наши выпускники могут работать на стыке основной специальности и педагогики, это расширяет поле деятельности. Двухлетняя программа обучения делится на два блока. Первый – общепедагогические дисциплины, знания, без которых не может обойтись профессиональный преподаватель. Это педагогические технологии, основы педмастерства, психология. Специальные дисциплины связаны с будущей профессией студента. Например, культурологам читается методика преподавания культурологии, история и методология предмета. Студентам дается редкая возможность на основе классического университетского образования получить высшее педагогическое образование всего за два года. Успешное завершение обучения по дополнительной образовательной программе для получения квалификации “Преподаватель” обеспечит выпускнику овладение методами проведения научных педагогических исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы; методами и приемами устного и письменного изложения учебного материала, разнообразными образовательными технологиями, методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей; методами формирования профессионального имиджа, саморазвития, эмоциональной саморегуляции. В дипломе выпускника будут записаны две специальности – основная и педагогическая. Студент ничего не теряет, лишь приобретает совершенно бесплатно педагогическое образование. Конечно, дополнительная квалификация несет дополнительные нагрузки. Но по окончании университета они себя оправдывают. Основными направлениями работы кафедры в рамках классического университета являются: – обеспечение общенаучной гуманитарной подготовки студентов университета по вопросам общей педагогики и основ педагогического мастерства; – реализация дополнительной профессиональной образовательной программы “Преподаватель”. Славные вехи творческого пути Решением ученого совета МГУ и на основании приказа ректора университета в 1994 года в Ульяновском государственном университете, имевшем тогда статус филиала MГУ, открыта кафедра педагогики высшей школы. В дальнейшем подразделение было переименовано в кафедру педагогики профессионального образования и социальной деятельности. Заведующая кафедрой доктор педагогических наук профессор Наталья Шмелева является одним из основателей подготовки специалистов по социальной работе не только в Ульяновской области, но и в России. Как член экспертного совета по государственным стандартам социального образования профессор Шмелева участвовала в разработке проекта Профессионально-этического кодекса социальных педагогов и социальных работников России, является одним из соавторов “Российской энциклопедии социальной работы” в двух томах. В настоящее время кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности осуществляет подготовку специалистов по следующим направлениям: – социальная работа; – социально – культурный сервис и туризм. К подготовке социальных работников привлечены лучшие педагогические кадры, ученые и практики Ульяновской области. Тесное взаимодействие с новыми социальными структурами города и области позволило повысить практическую направленность в подготовке специалистов и расширить перспективы их дальнейшего трудоустройства. Деловое, плодотворное сотрудничество кафедры с практиками дало возможность создавать экспериментальные площадки, на которых отрабатываются новые социальные технологии по работе с различными категориями граждан, попавших в трудные жизненные ситуации. На базе кафедры создан кабинет социальных инноваций как постоянно дейст- вующий консультационный пункт для специалистов-практиков по изучению передового опыта, использованию современных методик и технологий в работе с населением. Творческая, инновационная деятельность составляет основу работы всей кафедры. Основные этапы деятельности кафедры: 2000 год – открыта ускоренная форма обучения и форма обучения “Экстернат” по специальности “Социальная работа”; 2001 год – появились аспирантура и диссертационный совет по педагогике; 2006 год – начата образовательная деятельность по новой специальности “Социально – культурный сервис и туризм”; 2007 год – осуществляется подготовка специалистов по туризму на факультете трансферных специальностей. Это одна из самых актуальных специальностей среди абитуриентов Ульяновского государственного университета. Специалист в области сервиса и туризма востребован на предприятиях различных форм собственности – в индустрии гостеприимства, ресторанном бизнесе и культуре, шоу – бизнесе, в сфере бытовых услуг и др. В 2007 году кафедра выиграла грант правительства Ульяновской области в номинации “Подготовка экскурсоводов для проведения обзорных и тематических экскурсий в регионе”. В 2008 году состоялось открытие магистратуры по специальности “Социальная работа”. В настоящее время число студентов по двум специальностям составляет более 500 человек. Выпускники кафедры востребованы в городе и области, они активно работают в системе государственного и муниципального управления, пенсионных фондах, социальных службах и учреждениях, средствах массовой информации, социальных отделах и управлениях персоналом предприятий и организаций, а также в сферах профессионального образования, культуры, органах внутренних дел, общественных организациях и других структурах. Сотрудники кафедры активно участвуют в научно-исследовательской работе – только за последние годы проведено восемь международных и шесть всероссийских научно-практических конференций, издано более двухсот научных работ, пять электронных учебников и пособий. Источником финансирования научной деятельности являются гранты “Старшее поколение”, “Развитие одаренности у детей из социально уязвимых слоев населения”, “Социальная адаптация к условиям новой жизнедеятельности”. Значительную часть профессорско-преподавательского состава кафедры составляют бывшие выпускники университета, а ныне молодые ученые. Большой талант и мелкий характер В конце 2008 года на кафедру истории Отечества УлГУ пришли три школьницы с номером газеты “Аргументы и факты”: – Прочитали в этой газете очерк К.Кудряшова о Льве Толстом. Глазам своим не поверили. Неужели такой гений мог так скверно отзываться о своих собратьях по перу? Мы развернули принесенное печатное издание. Вот что говорил Лев Толстой о других литераторах: “Поэт Полонский смешон… А Панаева – стерва… Писемский гадок… Лажечников жалок… Тургенев скучен, дурен; у Пушкина “Цыганы” прелестны, остальные поэмы – ужасная дрянь… Читал полученные письма Гоголя. Он был просто дрянь. Ужасная дрянь… Прочел “Юлия Цезаря” У.Шекспира. Удивительно скверно. А какое грубое, безнравственное, пошлое и бессмысленное произведение “Гамлет”! Лев Толстой не постеснялся сказать А.П.Чехову: – Терпеть не могу Шекспира. Но ваши пьесы еще хуже. Ученицы были в полнейшем недоумении. Одна из них спросила: – Неужели Лев Николаевич мог быть таким грубым и бестактным? А может быть, это клевета на него? * * * В течение 70-летней истории Советской России мы привыкли строго делить всех государственных деятелей, известных представителей культуры, полководцев, участников классовых сражений на “наших” и “не наших”. К первым относили Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, борцов с эксплуататорами (Спартака, Пугачева, Разина), художников-реалистов (Репина, Петрова, Сурикова), критиков царизма (Радищева, Белинского, Чернышевского), защитников Отечества (Невского, Минина, Суворова), ученых, в чем-то не соглашавшихся с царскими чиновниками (Мечникова, Павлова, Тимирязева). В разряд “не наших” зачислялись цари (Николай I, Александр II), высокопоставленные чиновники (Витте, Столыпин), писатели, указавшие на некоторые отрицательные черты большевиков (Бунин, Замятин, Аверченко), русские полководцы с иностранными фамилиями (Барклай де Толли), противники Сталина (Троцкий, Каменев, Бухарин), диссиденты (Сахаров, Пастернак, Григоренко). “Наших” описывали как носителей всех положительных качеств. Они представали на страницах литературных произведений, в фильмах, спектаклях, картинах честными, благородными, исключительно порядочными, отзывчивыми на чужую боль, связанными с народом. Соответственно “не наши” изображались исчадиями ада, злодеями, пасквилянтами, лжецами, развратниками. Естественно, что Лев Толстой мог быть только “нашим”. Ведь на него бросил благосклонный взгляд В.И.Ленин. Вождь большевиков назвал писателя “зеркалом русской революции” и “матерым человечищем”. Лидеру РСДРП(б) явно импонировали публицистические статьи автора “Войны и мира”, в которых в самой резкой манере обличались различные стороны жизни царской России. В.И.Ленину понравилось, что Л.Толстой “в своих последних произведениях обрушился со страстной критикой на все современные, государственные, церковные, общественные, экономические порядки”. Действительно, Лев Николаевич почти всю свою сознательную жизнь, как сказал А.М.Горький, всех и вся обвинял, ниспровергал, разоблачал, беспощадно критиковал, вскрывал язвы и пороки человечества, выносил безжалостные приговоры и давно умершим, и живым царям. Вот как оценивал Лев Толстой тех, что стоял во главе нашего государства в XVI- начале XX веков: “В России властвовали, избивая и мучая людей, то Иван IV, то шальной, зверский, жестокий, выхваленный Петр со своей пьяной компанией, то безграмотная распутная девка Катька, то немец Бирон, любовник глупой бабы, считавшейся императрицей, то немка Анна, любовница другого немца, то распутная девка Елизавета, потом распутная из распутных немка, мужеубийца Екатерина “Великая”, то полубешенный Павел, то отцеубийца, ягун, ханжа Александр, то глупый, грубый, жестокий солдат Николай, то слабый, неумный и недобрый Александр II, то совсем глупый, грубый, невежественный Александр III. И все эти жалкие люди возводятся в герои, гении, благодетели человечества. И вот царствует теперь невежественный, слабый и недобрый Николай II со своими иконами и мощами”. Лев Толстой, как и большевики, более чем нигилистически оценивал деятельность выдающихся российских реформаторов. Об одном из величайших достижений Александра II – отмене крепостного права – он отозвался с глубочайшим презрением: “Это совершенно напрасная болтовня”. Не узрел ничего хорошего Лев Николаевич и в преобразованиях премьер-министра П.А.Столыпина. Великий писатель обратился к нему с весьма бесцеремонным посланием: “Пишу вам об очень жалком человеке, самом жалком из всех, кого я знаю теперь в России. Это вы. Деятельность ваша все более и более дурная, преступная. Вы уже заслужили ужасную славу, при которой всегда, покуда будет история, ваше имя будет повторяться как образец грубости, жестокости и лжи”. С поразительной беспардонностью, очень приятной для революционеров, Лев Толстой обошелся и с Иисусом Христом. Вот как объяснил он причины возникновения ведущей религии мира: “1800 лет назад явился какой-то нищий и что-то поговорил. Его высекли и повесили, и все про него забыли, как были забыты миллионы таких же случаев, и лет 200 мир ничего не слышал про него. Но оказывается, что кто-то запомнил то, что он говорил, рассказал другому, третьему. Дальше – больше, и вот миллиарды людей, умных и глупых, ученых и безграмотных, не могут отделаться от мысли, что этот, только этот человек был Бог”. Конечно, такого рода высказывания Льва Толстого являлись подарками для революционеров-атеистов, для руководителей Советского государства. В СССР его произведения издавались невиданными тиражами, биография излагалась в форме “жития святых”; Лев Николаевич представал в театральных спектаклях мудрым старцем, талантливым педагогом, знатоком всех тайников крестьянского сердца, пламенным патриотом, образцом поведения в семье. Увы, эти благостные картины жизни Л.Толстого отдавали явной фальшью. Уже приведенные нами высказывания великого писателя о творчестве многих выдающихся литераторов говорят о том, что автора “Анны Карениной” обуяли непомерная гордыня и редкое высокомерие. Таких уничижительных эпитетов не позволял себе сам В.Г.Белинский, непревзойденный русский критик. К сожалению, Лев Николаевич взял на себя роль всемирного судьи и пророка, поучая всех и вся. Он потерял всякое понятие о скромности и такте. Безо всяких сомнений и колебаний Л.Толстой писал, что никто, ни Александр II, ни П.А.Столыпин, ни Александр III, не понимают ничего в аграрном вопросе, что все они дураки и посредственности и ровным счетом ничего не смыслят в характере российского крестьянина. Писатель публично заявлял, что только ему известно, как надо решить земельную проблему. В 1905 году он декларировал: “Я во всей этой революции состою в звании, добро и самовольно принятом на себя, адвоката 100-миллонного земледельческого народа”. С удивительной самоуверенностью Лев Николаевич пишет о том, что ему доподлинно известно, что нужно простому человеку, чем ему следует заниматься и что надо запретить делать землепашцу и рабочему. Великий писатель почему-то пришел к заключению, что крестьянину вредны занятия наукой, искусством и литературой, что он и так гораздо выше по уму и моральным качествам любого интеллигента. Ученый, считал Л.Толстой, “может вычислять силу и передачу двигателя, вычислить высшей математикой дугу моста и т.п., но перед простыми вопросами народного труда он становится в тупик. Как улучшить соху, телегу, как сделать проездным ручей? Он ничего не знает и не понимает, – меньше, чем самый последний мужик”. Да и вообще, доказывал Лев Николаевич, не интеллигенты должны учить простых людей, а те, кто занимается физическим трудом, обязаны вразумлять физиков, художников, литераторов, композиторов. “Говорить, – сделал он сногсшибательный вывод, – что деятельность наук и искусства содействовала движению вперед человечества, все равно, что говорить, что неумелое, мешающее ходу судна болтание веслами на судне, идущем по течению, содействует движению судна”. Свой тезис о никчемности интеллигенции писатель подкрепил ссылкой на личный опыт: “За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое миросозерцание – это были два живущих теперь замечательных человека, оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу, – крестьяне Сютаев и Бондарев”. Как ни странно, но логические заключения защитника интересов простого люда Л.Толстого и махровых реакционеров совпадали. Черносотенные помещики всячески старались ограничить просвещение рабочих и крестьян, поскольку малограмотной прослойкой населения легче управлять. Автор “Войны и мира” тоже полагал, что современные достижения культуры могут только испортить души простых людей. Он неоднократно писал, что рабочим и крестьянам не нужны картины, симфонии, стихи, поскольку произведения искусства и литературы в лучшем случае только кормят интеллигентов-дармоедов. Трудно поверить, что Л.Толстой выступил воинственным противником издания русских классиков. “Есть, – убеждал он, – сочинения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Державина, Филарета. И все эти журналы и сочинения, несмотря на давность существования, неизвестны, не нужны для народа и не принесут ему никакой пользы”. Ни в какие ворота не лезло заявление великого писателя о том, что изобретение Иоганна Гуттенберга оказалось пятым колесом: “Ни пахать, ни делать квас, ни плесть лапти, ни рубить срубы, ни петь песни, ни даже молиться – не учится и не научился народ из книг. Выгод книгопечатания для народа не было”. И уже совершенно абсурдными были рассуждения Льва Николаевича о том, что железные дороги (и другие чудеса техники) ужасно вредны для крестьянина. Имелись ли у Льва Толстого основания для чтения подобных лекций всему населению России? Вряд ли. Этот гений художественного слова не обладал элементарным здравомыслием. Он не мог наладить взвешенных нормальных отношений с окружающими. Его споры с женой приобретали часто истерический, скандальный характер. Толстой в семье оказался никудышным педагогом и воспитателем. Писатель подчеркивал, например, что детей не надо заставлять учиться, что их следует растить в простой, трудовой жизни. В результате такого подхода, заметила его дочь Александра, никто из ее братьев и сестер серьезно учиться не захотел. Льва Николаевича сыновья в грош не ставили, открыто обзывая отца дураком и сумасшедшим. Лев Толстой, как и все эгоисты, радел обо всем человечестве, но не проявлял доброты к конкретным живым людям. У него произошло крайне неприятное и показательное столкновение с выдающимся художником Суриковым. Творец “Боярыни Морозовой” заболел так сильно, что врачи прямо заявили о возможности скорой кончины. К живописцу, стоявшему одной ногой в могиле, зачастил великий писатель. Толстой проявлял искреннее участие, чем очень радовал Сурикова. Однако многочасовые назойливые расспросы о состоянии здоровья и характере болей привели постепенно художника к ужасному выводу: сочувствие Льва Николаевича лицемерно, на самом деле он старается тщательно изучить и запечатлеть процесс его умирания, чтобы в дальнейшем использовать эти наблюдения как реалистический материал для очередного романа. Потрясенный таким открытием, художник вышел из себя и закричал: – Пошел вот отсюда, злой сатирик! Наличие таланта отнюдь не делает его носителя ни честнее, ни сердечнее, ни порядочнее. Совершенно очевидно, люди с искрой божией (как правило, весьма популярные) сплошь и рядом страдают повышенным честолюбием и тщеславием. Кажется, всего добился прославленный писатель. Но, тем не менее, он долгие годы мечтал еще приобрести лавры мученика и страдальца за народ. Оскорбляя руководителей страны, Лев Толстой надеялся на то, что его арестуют, заключат в тюрьму. (Об этом грезили и другие обеспеченные интеллигенты в России.) Однако Александр III, человек суровый, тем не менее не раз предупреждал своих подчиненных, чтобы они ни в коем случае не предпринимали никаких репрессий по отношению к писателю: – Не делайте из него мученика, печатайте его произведения без задержек. … Не будем идеализировать великих ученых, артистов, художников, композиторов. Да, они прекрасно, гениально изобретали, рисовали, сочиняли музыку, играли, но при этом оставались в основном обычными людьми с мелкими страстями (завистниками, интриганами, клеветниками, честолюбцами, хвастунами). Наталья и Дмитрий Точёные Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Альбина
Где можно узнать,проходной балл на факультет этот????
Руслан Викторович
Более подробную информацию можно найти по адресу http://www.ulsu.ru/com/faculties/fhsst/ либо по тел. (8422) 32-07-80