Многие ее клиенты остались без крова над головой
Татьяна НИКИФОРОВА
Маленькая худенькая бабушка с горбом на спине едва волочила ноги по залу. Волевым взглядом, в котором читалось пренебрежение, она осматривала присутствующих. На сухом лице, как и прежде, царило равнодушие -никаких эмоций.
Наконец, опираясь на трость, более похожую на черенок от лопаты, она дошла до скамьи подсудимых и со вздохом опустилась на нее. Маленькое лицо с впалыми щеками выглядело крошечным из-за пушистого платка на голове, а тонкие губы были сжаты настолько, что рот казался совсем беззубым.
УПОРСТВО И ТРУД
Зовут эту старушку Валентина Ерина. Родилась она далеко от Ульяновска и приехала сюда вместе с семьей начинать новую жизнь. Было очень тяжело. Сначала пришлось поселиться в землянке. Денег всегда не хватало: ели мало, одевались плохо, работали много. Помощи от мужа-гармониста особой не было. Однако он всегда слушался супругу и даже побаивался, но посторонние его пугали больше, поэтому от юбки жены он не отходил.
Работала Валентина хорошо и упорно, ничем не брезговала, поэтому вскоре ее семье выделили небольшой клочок земли под строительство дома. Много времени прошло, пока семья Ериной смогла устроить новоселье, потому что денег ни на что не хватало, и тянуть все бедной женщине приходилось на себе.
Сила характера Валентины и стремление к цели не остались незамеченными. Ее пригласили работать в строительную компанию «Трест № 1». Начала она свою карьеру штукатурщицей, а закончила председателем – профсоюза.
Сослуживцы всегда были ей рады, считали душой компании. Без Валентины Ериной и ее мужа-гармониста не проходил ни один праздник: супруга она по-прежнему всегда тянула за собой.
– Она была такая веселая, – вспоминает подруга Валентины Ериной, – и очень добрая. Всегда всем помогала, даже девочкам из детского дома, которые приезжали к нам на практику, одежду покупала, а сама носила старье. В Бога она очень верила всегда. Вот только тяга была у нее к азартным конкурсам разным. Много раз участвовала в розыгрышах, но никогда не выигрывала.
«БОЖИЙ ОДУВАНЧИК»
Часть ульяновцев знает эту теперь уже дряхлую старушку как риэлтора Валентину Ерину. Милую добрую, помогающую всем, кто хочет решить свой жилищный вопрос. Теплый взгляд, тихая улыбка, приятный голос и обнадеживающие рассказы – все это вселяло доверие в горожан.
Даже в душу государственного обвинителя, помощника прокурора Заволжского района Ульяновска Олега Ливанова, временами закрадывались сомнения: специально бабушка совершала преступления или просто выбрала неудачное время для бизнеса.
Однако факт остается фактом: Валентина Ерина заработала более трех миллионов рублей и обманула 23 семьи, оставив некоторых без крыши над головой. Шокировало всех не только то, что старуха уже в преклонном возрасте сядет в тюрьму во второй раз: в июле 2006 года риэлтор уже была осуждена за махинации с квартирами и отсидела два с половиной года. И даже не то, что выйти на свободу она не успела: ее сразу этапировали в Заволжский суд, где завели новое уголовное дело. А удивило общественность, особенно пострадавших, мыкающихся до сих пор по съемным квартирам, то, куда потратила мошенница ворованные деньги. Практически все три миллиона рублей поглотила ее безответная любовь к «одноруким бандитам»!
АФЕРИСТКА ОТ БОГА
Валентина Ерина привыкла манипулировать людьми, добиваться своего и прекрасно знает, что такое власть. Четверть века, проведенная на кресле председателя профсоюза одной из крупнейших ульяновских строительных организаций – Тресте № 1, помогла бабушке во многом. Здесь она научилась не только управлять людьми, но и добиваться своего, втираясь в доверие.
Еще работая в Тресте, Валентина проявила свой твердый характер, целеустремленность и талант организатора. Проявились у женщины и другие таланты. Говорят, что еще в советские времена она приторговывала дефицитом, который поступал в профком.
Когда трест закрылся, Валентина занялась предпринимательской деятельностью, при этом оставив у себя удостоверение и прихватив печать организации. А тут еще и ее брат закрыл свою фирму, которая занималась ремонтами квартир. Старушка, дабы добро не пропало, и эту печать прибрала к своим рукам. Вот и созрел план: обе компании так или иначе были связаны со строительством, поэтому можно смело представляться их сотрудницей и предлагать помощь в покупке квартир. Недолго думая, Валентина Ерина провозгласила себя риэлтором и начала «работать».
О милой бабушке, которая помогала при обмене квартир, почти ничего не требуя взамен, горожане узнавали по-разному. Кто-то от заботливых соседей, кто-то из рекламных объявлений в газете. Но в основном это были бывшие коллеги. Ведь в Тресте № 1 работало только рабочих более четырех тысяч человек. И все ее знали. Офиса у госпожи Ериной не было, поэтому сделки она осуществляла дома у клиентов.
Между делом риэлтор восхваляла себя любимую. Дифирамбы могли затягиваться до утра. Клиенты с радостью оставляли ее переночевать у себя, считая бабушку едва ли не святой. Часто она рассказывала о своей бедной жизни. Не поверить в это было сложно, так как одета Валентина Ерина была плохо, неопрятно и вызывала жалость. Конечно, о том, что все «заработанное» она проигрывала в автоматы, никому не рассказывала.
Все пострадавшие в один голос твердят о том, что бабушка была просто «божьим одуванчиком».
– Не поверить ей было нельзя, – рассказала нам одна из пострадавших, которая хотела купить квартиру для дочери и потеряла 350 тысяч рублей. – Рассказывала она очень убедительно. К тому же человек пожилой, старше меня… -вздыхает пострадавшая. – И печати эти трестовские тоже доверие внушали, а еще ведь она долгое время работала в профсоюзе председателем. Ну, как тут можно было сомневаться? -хватается она за сердце.
А ГДЕ КВАРТИРА, ТЕТЯ?
«Подопытным кроликом» для мошенницы стал собственный племянник, который жил со своей бывшей женой в одной комнате в трехкомнатной квартире. Посовещавшись, молодые люди решили разъехаться и обменять комнатку на квартиру. Тетя – риэлтор, а значит, за помощью далеко ходить не надо. Милая, любимая всеми родственница, конечно же, не отказалась. Подыскала квартирку, показала ее, но для покупки необходима была доплата. Нужных денег не оказалось. Тогда Валентина Ерина предложила купить квартиру в рассрочку. Пока копили деньги на новую жилплощадь, отдавали их своей тетке. Та взамен рисовала липовые расписки и документы, выступавшие гарантами. Время шло, деньги уходили, а квартиры все не было. Тогда уже стало понятно, что родственница обманула. И на любимую тетушку пришлось подать заявление в суд.
Успех от нескольких удавшихся махинаций вскружил голову, и Валентина Ерина активно занялась поиском новых клиентов. Некоторые особо доверчивые даже отдавали ей доверенности на свои квартиры. Естественно, мошенница их продавала, а ничего не подозревавших хозяев просто выселяли на улицу.
ПАГУБНАЯ СТРАСТЬ
Куда же могла потратить три миллиона рублей маленькая старушонка, которой уже давно не приносила радость одежда и вкусная еда? На детей и внуков, подумаете вы? Единственный сын Валентины Ериной Александр на допросе утверждал, что мама никогда не помогала ему деньгами, несмотря на финансовые сложности в семье. Зато пожилая дама любила испытать удачу в игровых автоматах.
Поначалу завсегдатаи залов с «однорукими бандитами» с удивлением воспринимали появление старушки. Однако увидев с каким азартом бабушка кидает «пятачки» в автомат, поняли, что она пришла по адресу. Скоро, о том, что юркая старушка ловко запрыгивала на высокий стул, стоявший перед «одноруким бандитом», знала вся округа. В ее блестящих глазах отражались быстро крутящиеся лимоны.
Говорят, что она редко уходила домой с деньгами. Сын Александр часто ругался с матерью из-за ее дурной привычки, и она ходила играть в автоматы украдкой.
ПРИГОВОР
Блеск в глазах Валентины Ериной сохранился, но сейчас они блестят от слез. Свои последние слова на суде она произносит с особенной жалостью в голосе, по-прежнему временами отпуская колкости и обвиняя в неблагодарности бывших клиентов. «Не виноватая я, во всем виноваты вы, а еще суд, который закрыл меня на два с половиной года и не дал завершить начатые дела!» – отчеканила обвиняемая в суде. Казалось, что годы остались в прошлом, и перед аудиторией опять стояла председатель профсоюза треста с волевым лицом и сильным характером, отчитывавшая подчиненных.
Спустя несколько минут сквозь пуховый платок аферистка услышала слова судьи: «…осудить на семь с половиной лет колонии общего режима». Невозмутимое спокойствие вновь воцарилось на лице Валентины Ериной, и «божий одуванчик», опираясь на свой «посох», побрела назад в камеру. На свободу бабушка выйдет, когда ей уже будет почти восемьдесят лет, а когда семьи, потерявшие свои квартиры, вновь смогут приобрести жилье, никто не знает.