Димитровград в уходящем году лихорадило. По заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) мы опередили массу регионов страны. Медики – ученые и врачи – обеспокоенные такой ситуацией, решили провести у нас совещание, которое должно вооружить наше здравоохранение самой достоверной информацией о враге и о способах борьбы с ним. 3 марта в НКЦ имени Славского состоялось открытие межрегионального совещания по обмену опытом работы по борьбе с геморрагической лихорадкой
Для участия в совещании были приглашены ведущие специалисты страны, работающие в области профилактики и борьбы с хантавирусными инфекциями: профессор, главный внештатный специалист-эсксперт Центрального федерального округа РФ и ФМБА России Владимир Никифоров; доктор медицинских наук, заведующий отделом особо опасных инфекций Ульяновского областного центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Нафеев; заместитель директора Института полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН профессор Евгений Ткаченко, начальник управления организации медицинской помощи Минздрава Ульяновской области Юрий Егорушин. В работе совещания приняли участие глава города Димитровграда Николай Горшенин, начальник МСЧ №172 ФМБА России Владимир Щербаков, работники всех служб городского здравоохранения, Ульяновской области, центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России.
Обрисовывая проблему
Открывая совещание, заместитель руководителя ФМБА России, главный государственный санитарный врач по объектам и территориям, обслуживаемым ФМБА России, Владимир Романов напомнил, что ежегодно в стране регистрируется от пяти до десяти тысяч случаев заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, и страна несет финансовые потери, поскольку на лечение затрачиваются большие средства. Напомнил он и о том, что ГЛПС порой заканчивается летально и что в Димитровграде в прошлом году было два трагических исхода.
2008 год стал особенно неблагополучным по заболеваемости ГЛПС. 343 случая было зарегистрировано в городах, обслуживаемых ФМБА России, из них 235 выявлено в Димитровграде.
Приветствуя участников совещания, глава города Николай Горшенин, принимая во внимание присутствие иногородних гостей, познакомил собравшихся с культурными, спортивными и научными достижениями Димитровграда. Глава города убежден, что решение проблемы ГЛПС требует комплексного подхода, а межрегиональное совещание поможет найти это решение. Он призвал подключиться к борьбе с инфекцией все службы, от которых в этом плане что-либо зависит, и закончил выступление словами:
– Здоровый город – это цель, к которой мы стремимся.
Начальник управления организации медицинской помощи минздрава Ульяновской области Юрий Егорушин, говоря о ГЛПС в Ульяновской области, подчеркнул актуальность борьбы с этой инфекцией, напомнив, что показатели заболеваемости в области превышают общероссийские в различные периоды в 2,4-7 раз. В 2008 году она достигла самого высокого уровня за последние 15 лет. Почти половина заболевших геморрагической лихорадкой с почечным синдромом живет в Димитровграде.
Центральным выступлением был доклад заместителя директора Института полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН профессора Евгения Ткаченко, который посвятил его актуальным проблемам профилактики ГЛПС на территории Российской Федерации.
Откуда есть пошла…
Он рассказал не только о современном состоянии проблемы, но и об истории ее возникновения. В науке тоже случаются незапланированные открытия. Так, вирус возбудителя ГЛПС (названный хантавирусом) против всех ожиданий был выделен не из почечной, а из легочной ткани. Сделали это в 1976 году два корейских ученых Х.В и П.В.Лее, с которыми профессор знаком и сотрудничает. До этого времени все симптомы болезни обычно считались свидетельством массы тяжелых форм заболеваний почек и легких.
Первые больные с типичными для ГЛПС симптомами регистрировались в тридцатых годах на Дальнем Востоке и в Китае. А в 1958 году в Тульской области была большая вспышка заболевания, которое отнесли к группе нефрозо-нефритов. Имена инфекции тогда стали присваивать по местности ее распространения – Тульская лихорадка, Уральская лихорадка. И в 1958 году болезнь получила общее название – ГЛПС. По словам профессора Ткаченко, на самом деле под этим названием скрывается как минимум четыре разновидности инфекции. Вирус, вызывающий ГЛПС, правильно называть хантавирусом.
Мы первые. Но радоваться не стоит
На первом месте в мире по заболеваемости стоит Китай. Однако если подсчитать число заболевших на 100 тысяч населения, то оказывается, что Россия стоит не на втором месте после Китая, а разделяет с ним первое!
Особенно неблагополучным регионом является Благовещенский район в Уфе, где ежегодно ГЛПС на 100 тысяч населения выявляется у 1000-2000! Больше всего страдает от лихорадки европейская часть России. В число эндемичных районов входят и Ульяновская область, и Башкирия, и Москва с Московской областью. В Москве, по мнению ученого, высокая заболеваемость связана вовсе не с приезжими, а с выездами москвичей на дачи.
По распространенности геморрагическая лихорадка с почечным синдромом среди зоонозных инфекций (инфекций, распространяемых животными) занимает первое место.
Эта инфекция является проблемой и для Европы, и для обеих Америк, нет ее только в Африке…
Кто кого?
Что касается пути заражения, то ученые-медики исключают алиментарный путь (через продукты питания), считая, что вирус человеку передается аэрогенно – через верхние дыхательные пути, когда в воздухе содержатся частицы экскрементов или слюны зараженных хантавирусом грызунов. В России не зарегистрирован ни одни случай заражения человека человеком. Не было и случаев повторного заражения ГЛПС. Однако аргентинские медики уверены, что столкнулись с несколькими случаями передачи хантавируса от человека к человеку.
Масса проблем диагностики, профилактики и лечения ГЛПС вызвана именно тем, что случаи заболевания отличаются друг от друга и симптомами, и путями заражения, и переносчиками. Существует десятки видов грызунов, способных переносить вирус, что затрудняет и диагностику инфекции, и выработку стратегии борьбы с ней. Основными переносчиками ГЛПС в России являются рыжая полевка (в лесных зонах) и полевая мышь (в поле и близлежащих бытовых постройках). В европейской части страны наиболее распространен вирус пуумала (переносчик – рыжая полевка) и добрава (полевая мышь). С рыжей полевкой люди чаще всего сталкиваются на территории леса, в местах естественного обитания этих грызунов и в близких к лесу дачных участках. Зимой животные могут мигрировать в населенные пункты, гаражи.
Полевая мышь, носитель вируса добрава, в основном обитает в полях и на околоводных территориях. Контакты с людьми там ограничены. Однако в холодное время полевая мышь старается спрятаться в тепло, селится и размножается в различных надворных постройках, сараях – в сельской местности и на окраинах городов. Чаще всего подвержены заражению ГЛПС в это время работники сельского хозяйства, в том числе животноводы.
Среди заболевших больше мужчин. Но насколько чаще они заражаются, зависит от разновидности вируса и, возможно, от особенностей женского и мужского организмов.
Вирус по имени «Сочи»
Сильнейшую вспышку ГЛПС, по словам Евгения Ткаченко, можно прогнозировать в Сочи, на лыжных трассах, в Красной Поляне – эндемичных для ГЛПС регионах. Причем вспышка ожидается не во время Олимпиады, а сейчас, во время строительного бума. Уже регистрируется масса случаев заражения среди строителей. Диагностика осложняется тем, что в тех краях ГЛПС вызывается четырьмя разновидностями вируса, общее название которого «Сочи». Об опасности массового заражения ученые доложили главному государственному санитарному врачу Геннадию Онищенко, предложив провести в регионе профилактические работы. Но вот реакции пока не последовало.
Диагностика
Евгений Ткаченко напомнил врачам, что ученые эпидемиологи являются помощниками клиницистов. И все, кто занимается проблемой ГЛПС, призывают врачей обращать внимание на больных, у которых симптомы болезни хотя бы отдаленно напоминают симптомы ГЛПС. Дело в том, что проявления лихорадки в наше время нередко бывают совершенно отличными от описанных классических симптомов. Большая же часть проблем и летальных случаев связаны с поздней диагностикой.
Существует в России препарат, который отвечает всем требованиям диагностики. Это «Диагностикум» – эталонный препарат для выявления ГЛПС. Ткаченко похвалил сотрудников нашего регионального управления №172 и Центра гигиены и эпидемиологии за прекрасную работу и грамотное проведение диагностических исследований.
У нас работают с «Диагностикумом»!
На наш вопрос «Пользуются ли специалисты Димитровграда при проведении диагностики ГЛПС «Диагностикумом»?» – руководитель регионального управления №172 ФМБА России Татьяна Теплова в перерыве между докладами ответила:
– Да, препарат у нас есть. Всех больных, у которых мы лишь предполагаем геморрагическую лихорадку, мы обследуем трижды. Два раза в период болезни, когда нужно поставить диагноз, выявив нарастание титра-антител – свидетельство наличия хантавируса. И третий раз спустя две недели после заболевания. И обследуем мы с помощью того самого «Диагностикума», который так хвалит профессор Ткаченко.
Неспецифическая профилактика
Как правило, неспецифическая профилактика ГЛПС ограничивается дератизационными мероприятиями (истреблением грызунов). Однако эпидемиологи считают, что эти мероприятия могут дать эффект на животноводческих фермах, в надворных постройках частного сектора. А вот в лесу дератизационные мероприятия почти бесполезны. Особенно если грызуны уже расплодились. Имеет смысл проводить дератизацию вокруг жилых и производственных объектов. Однако численность грызунов в их естественных очагах обитания при этом быстро восстанавливается.
Наиболее эффективны лесотехнические мероприятия: уничтожение подлеска, молодой поросли, очистка леса от бурелома и валежника, регулярные покосы. Все это ухудшает защитные условия и кормовую базу рыжей полевки. Численность грызунов на таких участках уменьшается и держится на невысоком уровне в течение пяти-десяти лет после проведения мероприятий! Лесотехнические мероприятия необходимо проводить в зеленых зонах крупных населенных пунктов и лесной зоне, которую население использует для отдыха.
Вакцина будет!
Самой надежной специфической профилактикой является вакцинация. Причем практически все население европейской части России нуждается в такой вакцинопрофилактике в той или иной степени.
Коммерческие вакцины созданы и применяются в Китае. Но от вирусов, циркулирующих на европейской территории России, они не защищают.
В Институте полиомиелита и вирусных энцефалитов РАМН работы по созданию вакцины против ГЛПС ведутся более десяти лет. И разработка эта практически завершена. Разработана инактивированная вакцина против вируса пуумала. Теперь ученые занимаются созданием комбинированной вакцины, которая бы защищала россиян и от вируса добрава.
Отчет о работе по созданию так называемой кандидатной вакцины положен на стол главному государственному санитарному врачу Геннадию Онищенко. Но, увы, от изобретения до практического применения препаратов в нашей стране проходит немало времени. Без финансовой поддержки государства выпуск вакцины невозможен. Планируется, по словам Ткаченко, испытания новой вакцины проводить… в Димитровграде. Станут ли димитровградцы первыми, кто защитит себя от напасти, покажет время. Ясно одно: вакцинация – единственный надежный способ защиты людей от грозного и коварного заболевания, которое разносят маленькие «безобидные» мыши…
Нонна АЛИЕВА