Время прагматиков прошло. В годы серьезных испытаний опять становится востребован идеализм – в политике и в искусстве: человеку нужна еще и надежда, а потому без построения очередных воздушных замков не обойтись.
Николай Усков, главред русского GQ, один из немногих оставшихся защитников гламура (сегодня это, между прочим, уже поступок), кроме прочего, хороший публицист, написал недавно в НГ («Кризис цинизма»), что время циников закончилось и наступило время идеалистов.
Ускова можно было бы, конечно, подловить на противоречии – мол, а все «ваши» прежние призывы: «быть реалистами», «не строить воздушных замков», «освобождаться от совковых и интеллигентских иллюзий» – разве не были убийством идеализма в последние 20 лет?.. Но мы не будем этого делать, потом что всякого публициста можно подловить на противоречиях – и многие читатели именно в этом и видят свою единственную радость всю жизнь: припоминать автору прежние статьи и уличать его в двуличии. Хороший же публицист не шахматный игрок, которому важно помнить все прошлые ходы: умный читатель готов за хороший полет мысли простить автору противоречия.
Усков безусловно прав в одном: время идеалистов возвращается.
Прагматизм, а также трезвый взгляд на жизнь, взвешенность оценок и хваленая «объективность», ставшие в России в сытые годы чем-то вроде идеологии, были, в общем, всем по отдельности удобны и даже выгодны, но для коллективного выживания это была, конечно, засада: дело в том, что прагматизм не животворен. Он ничего не родит, если можно так сказать. Прагматизм как общая мораль, как подобие новейшей этики не способен породить ничего нового – это движение на месте, а точнее, недвижимость общественного организма. Для меньшинства людей эта идеология – прекрасное оправдание личного цинизма; для большинства же – это просто очень скучное время, которое все тщательно глушили неумеренным потреблением. Убеждая себя, что жизнь – это не столбовая дорога и не поле чудес, и детям своим долдоня: «Ты должен думать о будущем, хватит витать в облаках», – и устраивая – с искренней заботой, с искренней! – своим детям это «будущее».
Результаты этого «будущего» мы можем наблюдать сегодня, когда миллионы юристов, маркетологов, менеджеров и пиарщиков оказались без работы. Это, между прочим, дети прагматичного времени, которые шли в 2000-е годы учиться на то, что «востребовано», «где деньги», а не туда, куда хотелось. Например, хотелось быть актером, но родственники повторяли на разные лады: «Да ты что, там все по знакомству, там же все через постель – и мальчиков тоже!..» И совсем грубо: «Там же пидоры одни – иди лучше на банковское дело, будешь иметь хотя бы профессию и не пропадешь». «Трезво оцени свои силы!» – учили его на тренингах «Как стать успешным». Он послушался, трезво оценил, выучился, пошел – и пропал: потому что в банке сегодня сокращение, и деньги у людей закончились. Спасибо скажи родителям.
А другие, напротив, «прагматично» пошли в актеры: потому что лицом вышел, потому что прагматично готов был и «через постель» – смотри фильм Виталия Манского «Девственность» – и вот оно, готовое пушечное мясо для сериалов, ситкомов, ремиксов, ремейков «Домов» и «Фабрик». От которых все эти годы тянуло в сон, и к актерам этим и исполнителям этим был только один вопрос: зачем ты играешь ЭТО? Как можно ЭТО – петь, играть, говорить? И они все сегодня тоже рухнули – если не вовсе, не целиком, то по бюджету уж точно. Ни радости, ни денег, опять же.
Вдуматься: огромная страна сплошь занималась нелюбимым делом. Это все – плоды прагматизма, плоды дурно понятой «трезвости по отношению к жизни».
Первыми же преодолеют кризис те, кто любит: свою работу, свое дело. Они – не пропадут.
Другая вредная сторона общественного прагматизма – так называемое «понимание жизни» и не удивление ничему. Принятие ужасных привычек общества как должного, как неизбежного. Жуткое презрение к человеческой «наивности» – в отношении всего: ну какой ты наивный! Ты думал, сегодня литература – это Достоевский с Толстым? Литература – это маркетинг, это крепкий сюжет, внятный язык. «Лена Ленина – это писатель? Как, почему она писатель?! Кто она вообще такая?!» Тссс, какой же вы наивный!.. С вашими понятиями вам нужно в ХIХ веке жить. Конечно, она писатель. Она же пишет книги – вот она и писатель.
Из таких писателей и состоял репертуар недавно обанкротившейся книжной сети «Букбери» – тысячи прагматично мыслящих писателей, которые стоят со своими крепкими сюжетами и внятным языком на прагматичных книжных полках и ныне не покупаемы – по тем же прагматичным соображениям: не до вас, ребята. Достоевский и Толстой, однако, при этом покупаемы – по соображениям читательской любви, и плевала она, любовь, на любой кризис. «Кто сказал тебе, читатель, что нет настоящей любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М. Булгаков).
Без некоторой доли наивности, без некоторой доли идеализма и веры не напишется и не построится ничего прочного. Без наивного и глупого (по общественным понятиям) непонимания и неприятия мерзости невозможно преодолеть самой мерзости. Вместо того чтобы просто возмутиться и вознегодовать на то, что в России существуют до сих пор телесные наказания, писал Толстой в статье «Стыдно!» (1890-е годы), некоторые люди предлагают поступать прагматично, взвешенно, идти «законным путем»: подавать прошения губернатору, по инстанциям, писать на высочайшее имя с предложениями – сечь не всех, а выборочно; например, не сечь тех, кто имеет начальное образование, или освобождать от наказания в дни праздников. О каком «прагматизме» и «взвешенности» может идти речь, когда у нас живых людей секут?! – возмущался печатно Толстой, и его тоже упрекали в наивности и незнании жизни.
Какой-то современный философ писал, что для журналиста сегодня важнее не знать и не понимать, чем все знать и все понимать. Когда журналисты «все понимают» и «все знают» и не задают «глупых вопросов» – они становятся частью бюрократии, которая строится именно на этом удивительном «понимании» и умолчании по взаимному согласию. «Я тебя услышал», – любимая присказка бюрократа. Именно наивное незнание, «неслышание», наивное непонимание того, что для всех остальных стало «нормой», и делает СМИ настоящим посредником между людьми и государством. Именно та самая необходимая доля наивности и идеализма СМИ должна корректировать неизбежный прагматизм государственной машины и общественных привычек. «Вы же понимаете, для кого мы пишем? Вы же понимаете, кто нас читает, для какой аудитории мы работаем?» – Ничего я не знаю и не понимаю. Я пишу, что думаю, а остальное – ваше дело.
В конце концов, без построения воздушных замков и идеалов попросту жить неинтересно. И как бы – незачем. Тем более когда денег нет. Так что неизбежен он, идеализм. Будьте наивнее, задавайте вопросы.
АНДРЕЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ
Журналист, редактор отдела культуры журнала «Огонек». Родился в Севастополе в 1974 году. Никогда не простит гадам города русской славы. Образование высшее, журналистское и музыкальное. Всему в жизни обязан книгам и перестройке. Убежденный либерал. Печатается с 17 лет. Маниакально любит журналистику, одновременно ненавидя в ней литредакторов и литрабов, рекламщиков, менеджеров, пиарщиков, бездарей и приспособленцев всех возрастов, а также тех, кто не любит читать «длинные тексты». Противник объективности, так называемых фактов и форматов – предпочитает доверять эмоциям и чувствам. Страстный защитник сложноподчиненных предложений, борец за права восклицательных знаков и троеточий. Свободу слова считает главным достоянием демократии. Любит свободу не за тряпки и бабки, а просто так. Никогда не брал взяток и не писал заказух. За Севастополь, как уже было сказано, вы ответите.
Umnyi
Про что пишется в данной статье-это псевдопрагматизм.
В СССР были идеалисты-прагматики строители великих строек. Они верили в идеалы светлого будущего. Они верили в то, что работая на заводах и стройках, они построят не воздушные замки, а реальные. Это был верх солидарности идеализма и прагматизма.
А Архангельский преподносит все отдельно. Хотя в наше время так и есть. Быстро и много не напрягаясь хапнуть – вот девиз большинства людей сегодня, потому и востребованы пиарщики, менеджеры и прочий офисный планктон. Работать на производстве никто не хочет. И книги классиков покупает не молодежь, а люди 30-50 лет
куртуаз
Раздвоение личности у Андрея .Онубежденный либерал ,но он же никогда не простит "гадам"города русской воинской славы .Всем обязаный перестройке, даже не понимает , что все , что не нравится ему есть продукт или производное от перестройки и деяний либерастов.
Hermes
Хватит с наш современного постмодернистского капиталистического идеализма, где основыми идеалами стали фьючерсы, ваучеры, опционы, и гг Линкольн, Вашингтон etc.
Современное поколение с такой легкостью строило эти воздушно-финансовые замки, ожидая от них фундаментальной прочности средневековой крепости.
Любой идеализм основывается на идеях, а точнее на том комплексе идей который называется НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. А вот этого, несмотря на все "старания" младолиберастов, едросов, Суркова и прочих нет напрочь.
Этот цинично-коммерческий идеализм продолжается и будет продолжаться, и без коренной смены элит – одной из основных кластеров общества – носителей национальной идеи – нихрена, извиняюсь, не получится.
От дурдомов не тянет в сон, от них тянет поблевать.
И первыми кризис преодолеют кризис не те, кто любит свою работу, а те, кто обладает ресурсами – власть в любом своем виде.
А вообще, статья если честно, немного странная. Похоже на поток псевдосексуальных фантазий на заданную тему. Самое главное, то что в статье, за той налитой автором водой, теряется сам смысл того, что он хотел сказать.
Можно было бы оставить только первый абзац/предложения. Ничего от этого бы не изменилось.
Ёшкин кот!
Ну, чего растрынделись? Человек, может, себя ищет, и никак не найдет. "Рожденному в СССР" тяжко быть только прагматичным потребителем. По современным понятиям патритического гламура, он – литературный маргинал. Будущее его неясно. Может, пойдет в бомжи или куда-нибудь в Сибирь в очередной "город Солнца". Всеобщий же кризис. В том числе идеализма. Вот вы держитесь за марксимзм-ленинизм, и вам удобно и приятно – вроде крепко стоите, уверенно на мир глядите, видите будущее лет на сто. А у него нету этой идеологической платформы. И ему скользко. И миллионам таких, как он, сегодня скользко. Куда поскользит ветром – непонятно. То ли в очередную соцреволюцию, то ли в истовое христианство, то ли в толстовщину, то ли в ислам…. Общественная фрустрация.
Пацак
Не устаю я удивляться,
великим нашим чудесам;
В идеалисты б я подался,
коль был бы идеален сам.
Lena
Цветик, учись у Пацака, у него в рифму)))))))))
Внимательный
Если человек заявляет: "Всему в жизни обязан книгам и перестройке" – чего же от него ждать? Книги бывают разные – шизофренические бредни тоже печатают. И судя по тому, что он положительно воспринимает перестройку, книги он читал явно не те.
Анти
О, любимые размышлизмы Ежова.
Так и хочется сказать – кг/ам
Лене
Вам, девушка, самой еще учиться надо. Читайте Пацака: "удивляться – подался". Где рифма? Написал бы он в третьей строке: "В идеалисты мне б податься" – была бы рифма, хотя и примитивная, глагольная.
Это не критика Пацака, это маленький урок для начинающей ненавидеть Цветика Лены.
……………………………………………………………………….
Пацак
Ну я ж не поэт, эт так, шутки ради )