Отметил 50-летие один из самых известных спортивных наставников Ульяновска, заслуженный тренер России, “папа” многих талантливых боксеров и кикбоксеров Владимир Мерчин.

Владимира Мерчина можно назвать нетипичным спортсменом. В спорт его, много читающего мальчика, привела… книга. Наткнулся в библиотеке на воспоминания одного из известных тренеров по боксу и заболел этим видом спорта.

– В детстве был дистрофик и рахитик, – вспоминает юбиляр, – бокс мне помог стать сильным. А кроме того, я за десять лет сменил четыре школы – в каждой надо было пройти иерархическую лестницу, и умение постоять за себя было необходимо.

Первый успех – победа на первенстве России – позже повторен Мерчиным еще дважды. Кроме того, ульяновец стал “бронзовым” призером Советского Союза среди юниоров.

Казалось бы, спортсмену прямой путь на физфак пединститута. Но он поступил на ветеринарный факультет сельхоза.

– В институте пришлось тянуть на себе все спортивную, да и просто общественную работу. Всегда был активистом, не потому, что хотел выделиться. Просто привык в спорте стремиться к результату и перенес это на жизнь.

Этому принципу Владимир Александрович следовал и в армии, где стал секретарем комсомольской организации, лучшим стрелком, лучшим строевиком, делегатом армейского слета комсомольского актива, и попав по распределению по окончании вуза в один из самых проблемных колхозов области. Главный партийный начальник сказал: “Хуже ты и захочешь, не сделаешь… А сделаешь лучше – будешь молодец”. И тут опять сработало мерчинское упорство. За пять лет работы ветврачом в селе он значительно улучшил положение тамошнего животноводческого комплекса, разработал свою систему, как бы сейчас сказали, менеджмента, существенно повысив производительность труда и искоренив пьянство среди своих подчиненных. А потом вернулся в спорт, но уже в качестве тренера.

…В этом году Владимир Александрович отмечает два юбилея – свое пятидесятилетие и пятнадцатилетие работы в Ульяновском госуниверситете.

– Когда начал преподавать, подумал: слава богу, что у меня нет специального педагогического образования, – смеется Мерчин. – Потому что любое образование – это догмы. Моя задача – чтоб ученики и студенты поняли меня, говорить с ними на одном языке.

Педагогический труд в вузе занимает первую половину дня Владимира Александровича. После обеда он – заведующий спортивным клубом “Альтаир” и тренер юных боксеров и кикбоксеров. Собственно, эта деятельность и прославила Мерчина не только в Ульяновске, но и далеко за его пределами. В 1997 году его воспитанник Руслан Басыров стал первым ульяновским чемпионом Европы.

– Я был первым “бронзовым” призером СССР, но кто об этом вспомнит? – сетует заслуженный тренер РФ, лучший тренер Федерации кикбоксинга России в разделе фул-контакт. – В историю входят взявшие “золото”. Когда понял это, твердо решил, что мои ученики будут первыми. И еще пришел к выводу, что, кроме меня, они мало кому нужны. Помню, как в 90-е – катастрофическое время для страны в целом и спорта в частности – вкладывал все свои деньги в их поездки на крупные соревнования. Для меня каждый ученик как собственный ребенок.

Среди воспитанников Мерчина – Дмитрий Айзатуллов, Лейсян Илалутдинова, Лилия Шарапова, Юлия Черненко. Эти молодые спортсмены не раз приносили славу Ульяновской области на крупнейших международных соревнованиях.

– Когда Димка Айзатуллов выиграл “мир”, – вспоминает Владимир Александрович, – у меня какое-то время было опустошение. Что теперь делать? К чему стремиться? Потом решил замахнуться на максимум. Теперь костьми лягу, но воспитаю олимпийского чемпиона по боксу.

Кандидатура “альпиниста” для покорения олимпийских вершин есть. Несколько лет у Мерчина тренируется Саша Давыдов. В копилке его побед – “золото” на первенстве России и одном из международных турниров по кикбоксингу.

Помимо “клубных” у Мерчина четверо собственных детей, младшей дочери 2,5 года. И четырехкратное отцовство, по мнению юбиляра, – еще не предел:

– Если не заглядывать в паспорт, я пребываю в полной гармонии с собой. Совершенно не чувствую возраста. Когда гоняю ребятишек на тренировках, и они начинают задыхаться, говорю: “Посмотрите на меня, мне 50 лет, и я бегаю вместе с вами…” Тогда им становиться стыдно халтурить.

Накануне 8 Марта грех не поговорить с настоящим мужчиной о женщинах.

– Представительницы прекрасного пола сейчас сильные и независимые, они часто обвиняют мужиков во всех смертных грехах и, может быть, правы. Но…360 дней в году они могут чувствовать себя деловыми женщинами, сильными, делающими блестящую карьеру и в одиночку решающими все проблемы. Но пять дней им все равно захочется побыть слабыми, положить кому-то голову на плечо. Вот хотя бы ради этих пяти дней мужики нужны. Мужчина для женщины как хлеб. Хлеб всегда есть в доме, мы не обращаем на него внимания, нам хочется чего-то вкусненького. Но когда хлеб заканчивается – катастрофа…Так что хлеб нужно ценить.

Как тут не воскликнуть “Да вы, батенька, философ!” и не посомневаться: “А вы точно боксер?”. Мерчин отвечает, что, когда после многочасовых тренировок приходит в тренерскую каморку и отрешается от всего мира, чувствует себя Диогеном в бочке. “Бочка”, где Владимир Александрович отдыхает от трудов праведных, полна книг Ницше и Акунина…

Студенты зовут его “мерчинджайзер”, соединяя созвучное фамилии слово и название популярных батареек. Только в отличие от батареек, энергия которых рано или поздно заканчивается, Мерчин кажется неразряжаемым.

Ольга Николаева