Этот материал был написан мной в ноябре 2005 года. Тогда же он и опубликован в газете «Симбирские известия». Прошло более трех лет, а написанное тогда актуально и сегодня. Особенно, в свете последних событий, начавшихся с открытого письма лидера УРО ЛДПР Геннадия Бударина председателю гордумы Василию Гвоздеву. Можно было, конечно, что-то изменить в тексте, подогнав его к нынешним реалиям, но я не стану этого делать – изменилось, в принципе, очень немногое. А что-то еще ждет своего времени…

Кстати, никаких опровержений, ни обращений в суд со стороны руководства УАЗа и лично господина Швецова тогда не последовало…

«PATRIOT» ДЛЯ КИПРИОТОВ?

УАЗ лихорадит. При видимом благополучии предприятия – и оборудование дорогое устанавливается, и новая перспективная модель внедорожника «Patriot» в серию пошла, и японские грузовики, вот, собирать начали – здесь в последние годы (после прихода новых хозяев) дела обстоят далеко не так блестяще, как это кое-кому хочется показать.

А ВАСЬКА СЛУШАЕТ ДА…

Уж кто только не заверял работников автозавода, что положит конец массовым увольнениям на предприятии! Только дальше заверений дело не пошло, и увольнения продолжаются до сих пор. И если местные власти поначалу пытались как-то реагировать, что-то говорить в защиту людей, доверивших им свои судьбы, то теперь просто не замечают проблемы. А хозяева УАЗа, сначала маскировавшие сокращения штатов под реструктуризацию автозавода, сегодня выбрасывают людей за ворота, не стесняясь. И количество уволенных работников автозавода измеряется сегодня уже не одной тысячей душ. И никто не может помешать, нацеленным на прибыль любой ценой варягам: ни власть, ни профсоюз, ни, видимо, сам господь Бог. Мало того, распоясавшиеся «пришельцы» еще и нагло обманывают увольняемых, заметно урезая им положенные по закону компенсации.

МИМО МАССЫ

Так, слегка изменив всем известное выражение «Мимо кассы», можно охарактеризовать движение денежных потоков вокруг и внутри ОАО УАЗ. Основная масса тех, чьим трудом эти потоки образуются, получает от них, образно выражаясь, лишь жалкие брызги. Судите сами, если на кое-где еще оставшихся госпредприятиях города на зарплату уходит 60-65% общего дохода, то на «капиталистическом» УАЗе этот показатель составляет только 11-15 процентов! Мы не случайно взяли слово «капиталистический» в кавычки. Ибо на Западе, где капитализм «загнивает» уже лет 200, работникам в виде зарплаты достается до 50% общей (валовой) прибыли.

Однако продолжим. Не особо балуя заводчан зарплатой, хозяева автозавода совсем не желают платить увольняемым рабочим, идя на открытое нарушение федеральных нормативов. А что? В суд люди обратятся? Да во славу телячью, как говорится! Срок исковой давности по делам такого рода составляет всего три месяца, и если умело волокитить, то никакой тебе ответственности! А потом, что такое решение какого-то Засвияжского райсуда для птиц высокого полета, каковыми наверняка считают себя хозяева автозавода? Так, сущая мелочь. Поэтому сотни судебных решений, принятых в пользу ограбленных рабочих попросту игнорируются. А жалкие копейки, «замыленные» у простых людей, оседают на счетах толстосумов – курочка, говорят, по зернышку…

УШЛЫЕ РЕБЯТА

Кто же они эти толстосумы, кому принадлежит УАЗ? Все, вроде бы знают, что автозавод входит в холдинг «Северсталь», и этот концерн всегда и называется, когда речь заходит его собственниках. Только это далеко не так, и акционеры ОАО «Северсталь» ни единой копейки от прибылей УАЗа даже в глаза не видели. Кто видел, спрашиваете? Глава концерна Алексей Мордашов, например, видел, председатель совета директоров ОАО УАЗ Вадим Швецов, надо полагать, не выпустил их из поля зрения, ну, и еще человек 14, не больше. Дело в том, что Мордашов является председателем совета директоров, а Швецов – генеральным директором ОАО «Северсталь-Авто» – созданной три года назад в Череповце и быстро ставшей крупнейшей в России автомобилестроительной кампании, владеющей контрольными пакетами акций УАЗа и Заволжского моторного завода. Численность сотрудников – 16 человек, надо полагать, особо приближенных. Кто эти люди, мы не знаем, но думается, пристально присмотревшись к тому же Швецову, мы, следуя принципу «скажи мне, кто твой друг…», сможем сложить впечатление и об остальных.

Итак, Швецов Вадим Аркадьевич. Год рождения – 1967, образование высшее – закончил столичный институт стали и сплавов. И пока учился, похоже, сам закалился крепче стали. Ибо сегодня, кроме того, что он возглавляет «Северсталь-Авто» и совет директоров ОАО УАЗ, за ним числится еще полтора десятка высших руководящих должностей во всевозможных ОАО и ЗАО, среди которых, естественно и «Северсталь», и Череповецкий сталепрокатный завод, и Заволжский моторный. То есть, даже трудно представить себе размер той лопаты, которой сей господин гребет оклады и дивиденды.

Огребают эти «автомобилестроители» действительно немало: чистая прибыль только «Северсталь-Авто», например, только в 2003 году составила почти три миллиарда рублей!

Надо сказать, что маленькая эта компания, в штате которой три года назад числился один только Швецов, создавалась, мягко говоря, не совсем законно. Но в Череповце, где Мордашов и царь, и бог в одном лице, на этот факт посмотрели сквозь пальцы. И ушлые ребятки, протащив через совет директоров «Северстали» решение о создании «своего» ОАО, увели с баланса металлургического комбината все акции УАЗа и Заволжского моторного. Минуя, естественно, собрание акционеров. И внесли их в уставной капитал нового детища, что позволило им выпустить (и разделить, надо думать) 22 074 192 обыкновенных акций стоимостью по 12 руб. 50 коп каждая. А общая цена этих акций составила 276 миллионов рублей! Вот такой суммы (а с ней и будущих дивидендов) лишили предприимчивые бизнесмены непуганых акционеров «Северстали», хотя последние по закону имеют право и на акции приобретаемых предприятий и на акции предприятий создаваемых. Но «Северсталь-Авто», ничего, кроме шелеста бумаг не производящая, но приносящая огромные прибыли создавалась не для всех.

СЛЕДЫ ВЕДУТ НА КИПР

О деятельности варягов из Череповца можно написать много. Но мы не летописей ради взялись за исследование этой темы, а только для того, чтобы выяснить, кому же на самом деле принадлежит наш автозавод, в чей адрес стоит бесправным рабочим молнии праведного гнева направлять? Так и добрались до кредитной истории «Северсталь-Авто»…

Описывать ее всю не будем – малопонятна она не специалисту и скучна. Но отдельные ее моменты, в особенности, касающиеся автозавода, привести, считаем, просто необходимо.

Восьмого сентября 2003 года ОАО «Северсталь-Авто» в лице председателя совета директоров Алексея Мордашова получает у фирмы «NEWDEAL Investments Limited», зарегистрированной на Кипре, заем на сумму 1млрд. 300 млн. рублей. Сроком на пять лет, под 10% годовых. Фирма эта, единственным акционером которой является компания «Sungrebe Investments Limited», («прописанная» в другой оффшорной зоне), Мордашову с Шевцовым, явно, не чужая – ей принадлежит 84 процента акции «Северсталь-Авто». Но дело не в этом. А в том, что вскоре «Северсталь-Авто» выпустило полтора миллиона облигаций стоимостью по тысяче рублей, то есть на полтора миллиарда рублей. Размещены были облигации 29 января 2004 года, срок погашения – через шесть лет, в начале 2010 года. Облигации эти представляют собой прямые, безусловные обязательства акционерного общества «Северсталь-Авто». Но главное снова не в этом. Цитируем: «В случае неисполнения Эмитентом или исполнения не полностью своих обязательств по Облигациям, владельцы Облигаций имеют право обратиться к Открытому акционерному обществу «Ульяновский автомобильный завод» и (или) Открытому акционерному обществу «Заволжский моторный завод» (каждый в отдельности «Поручитель», а совместно «Поручители»), предоставившим обеспечение по выпуску Облигаций с требованием исполнить за Эмитента его обязательства по Облигациям.» Просекаете, в чем дело? Ребята из «Северстали» элементарно заложили УАЗ, ухватив себе кусок в полтора миллиарда рублей. А поскольку заложили они его, получается, сами себе, то в 2010 году они же предприятие просто обдерут, загнав в такую долговую яму, что ему из не уже не выбраться. А вместе с ним и всем нам. Так что, нынешние увольнения на УАЗе, это, похоже, только цветочки…

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Мораль сей басни, как сказал бы дедушка Крылов, такова: сколько волка не корми, а он все равно в лес смотрит. То есть, как ты капиталиста не привлекай, как ни заманивай льготами да поблажками, он никогда не озаботится благополучием всех. Ибо еще Маркс с Энгельсом сказали, что дайте капиталисту 300 процентов прибыли, и вы не найдете преступления, на которое он не был бы способен. Социализм у нас с человеческим лицом не получился, а уж акул капитала приручить нам и вовсе не под силу. Вот и получается, что одна у нас надежда – на государственный сектор экономики. Или нет?..