Если бы сегодня кто-то взялся составить рейтинг ульяновских политиков, то лидер местной организации ЛДПР Геннадий Бударин, наверняка занял бы в нем одно из первых мест, оставив позади и Николая Доронина, и Игоря Тихонова, и даже нашего «креативного» губернатора. Имя Бударина сегодня упоминается во всех секторах региональной политики – от крайне правого, до столь же крайне левого.

Причиной тому стало опубликованное днями письмо Геннадия Бударина спикеру гордумы Василию Гвоздеву с названием, коротким как «SOS»: «Спасти УАЗ!». Не стану приводить его целиком, ограничившись ссылкой на ресурс «Улпресса» (http://ulpressa.ru/news/2009/03/04/article75996/), где оно размещено и сегодня, и открыто для обсуждения.

Сразу скажем: письмо довольно смелое. И появилось, как некоторые полагают, в весьма удачно выбранный момент – положение на автозаводе действительно близко к критическому. Реакция на него со стороны широкой общественности и коллектива самого УАЗа самая положительная. Люди с одобрением восприняли инициативу Бударина, что заметно повлияло на популярность и его самого, и возглавляемой им региональной организации ЛДПР. В политических же кругах письмо депутата гордумы к ее председателю воспринимают не столь однозначно, нежели в «низах». Например, ульяновский политолог Дмитрий Ежов, комментируя историю с письмом изданию «КоммерсантЪ», сказал, что «заявление господина Бударина — «это популизм», цель которого — повысить рейтинг ЛДПР перед выборами мэра и депутатов гордумы (состоятся в марте 2010 года. — „Ъ“). «Геннадия Бударина и политтехнологов, на него работающих, можно похвалить за удачный пиар-ход в стиле либерал-демократов. Это все рассчитано на их целевую аудиторию, которой такие заявления принимаются на «ура». Ряд депутатов городской думы, не связанных членством в «Единой России», отзываются о смелом шаге Бударина положительно и намерены поддержать его. Ну, а сами «герои торжества» – руководство УАЗа, вкупе с правительством области и политсоветом областной организации ЕР, выступили в ульяновской прессе с ответным письмом, которое следовало бы назвать (оно, скорее всего, так задумывалось) гневной отповедью, но назвать его хочется отпиской. Громкой, но пустой. Ее (его) тоже можно увидеть на сайте «Улпресса» (http://ulpressa.ru/news/2009/03/07/article76319/), а называется она вполне предсказуемо: «Дайте УАЗу спокойно работать!»

– Ну вот! – наверняка скажет сейчас кто-то. – Этот бударинский прихвостень письмо своего шефа назвал смелым, а вполне адекватный ему ответ отпиской. Дождешься от такого объективности, как же!

Не будем накидывать платок на роток – пусть говорят, если хочется. Вы не прочли еще письма? Тогда прочтите и сами сравните. В письме Бударина предлагаются конкретные шаги и меры, а в ответе ему лишь общие слова и обвинения в нечистоплотности и безответственности. Сами посудите.

Бударин предлагает:

«1. Создать из числа депутатов специальную комиссию по изучению ситуации на ОАО «УАЗ», анализу деятельности менеджмента завода, мониторингу управленческих решений, имеющих высокую социальную значимость для города (сокращение рабочих мест, остановка производства, минимизация налоговых платежей).

2. На основе собранной информации в течение 15 дней подготовить обращение к Председателю Правительства России В.В.Путину с просьбой рассмотреть вопрос о приобретении государством контрольного пакета акций ОАО «УАЗ» и передаче этих акций в управление в одну из государственных корпораций. В обращении надо подчеркнуть значимость создания межотраслевой правительственной комиссии по поддержке российского автопрома и предложить провести заседание данной комиссии в Ульяновске для решения проблем нашего автозавода. Одним из решений комиссии должно стать формирование государственного заказа от федеральных министерств на автомобили марки УАЗ на ближайшие три года.

3. Обязать нынешнее руководство завода наложить мораторий на сокращения рабочих мест и отчитаться перед общественностью о принятых мерах по сохранению производства. В случае отказа, организовать акции протеста с привлечением политических партий и профсоюзных организаций.»

А ему в ответ несется:

«С некоторых пор крупнейшее градообразующее предприятие Ульяновска ряд политических аутсайдеров, стремящихся удовлетворить свои личные амбиции и не несущих никакой ответственности за реальное положение дел, пытается вовлечь в свои нечистоплотные игры.

Призываем все конструктивные силы региона сказать жесткое «нет!» попыткам сорвать работу Ульяновского автомобильного завода!»

Интересное кино! ЕР сама на себя всю ответственность за происходящее в стране, взвалила, а тут «не несущих никакой ответственности». А вы предлагали ее кому-то с вами разделить? Нет? Вот и пожинайте. И потом, вы, уважаемые читатели, в предложениях Бударина увидели стремление дестабилизировать работу УАЗа? Только честно. Нет? Я тоже не увидел.

– Еще бы, ты да увидел бы изъяны в том, чего сам написал! – опять воскликнет иной читатель. И ошибется – ни одного слова, единой буквы в письме Бударина не написано моей рукой.

Цитировать дальше письма бессмысленно – их многие читали, а те, кто еще не знаком с ними могут пройти по ссылкам. И убедиться в моей правоте. Не ради сравнений взялся я за писанину, не ради того, чтобы еще раз попытаться приподнять Бударина и пнуть его высоких и именитых оппонентов. «Клавиш стаю кормить с руки» (по Пастернаку) подтолкнули меня комментарии к письмам на сайте «Улпресса» и озвученные мнения некоторых местных аналитиков и политологов, в частности, упомянутого выше Дмитрия Ежова, назвавшего поступок (а именно так я склонен называть этот шаг) Бударина популизмом.

Приведу несколько комментариев:

«Здравый смысл | 6 марта 2009 20:41

Сказ о том, как владелец “прачеченой” хотел стать “владычицей морской”.

На страницах Улпрессы развернулась война прокламаций и манифестов.

Мелкий буржуа г-н Бударин – владелец “прачеченой” захотел стать “владычицей морской”-олигархом. Так и предлагает в своём обращении – создать дескать комиссию из состава депутатов УГД (ну, и его естественно включить в состав) и контролировать УАЗ и принятие всех решений на заводе. А Геннадий так не так прост. Взял да ивыдумал новый способ “рейдерского” захвата собственности. Не надо тратить бабки, надо взять чужую собственность под контроль, при этом твердить о благих намерениях, о национализации, об общем благе и т.д. Жаль, что в итоге обманутый новыми рейдерами народ окажется у разбитого корыта.

Вот такая невесёлая сказка…»

«Optimus Prime | 7 марта 2009 12:47

Вот только в этом я с Александром Брагиным согласен, я давно уже говорил, что у УАЗа 2 варианта – 1 продать иностранцам чтобы от УАЗа остался лишь шильдик “УАЗ” а все остальное американский, японский или немецкий джип пусть будет, 2 вариант – выпускать по доступным ценам за счет простоты конструкции – “буханки” и “козлики” для армии, госорганизаций, сельских предприятий жителей и т.д., Patriot обречен при любом варианте.

По поводу Мордашова, можете забыть эту фамилию, он своим пакетом давно поменялся со Швецовым и не является акционером Северсталь-Авто.

А по всему остальному из политических сил, кроме единоросов в стране еще никто ничего реального не сделал, только лишь слова и “угрозы” сделать! Правильно кто-то тут писал – Собаки лают, караван идет!!! Так что ЕР работает, остальных не видно…»

«Олег | 7 марта 2009 13:28

Рационализатор | 07.03.2009 13:15

Как будто не понятно зачем Бударину национализация. Государство покупает пакет акций, предприятие банкротится, либо доводится до такого состояния когда акции ничего не стоят. А потом эти акции продаются по заниженной цене тому, кто это все организовал.

Таким образом лидер ЛДПР и Ко раком ставит не только рабочих УАЗа, но и простых налогоплательщиков, чьи деньги предполагается потратить государству на покупку акций. Старые схемы, Геннадий!»

Взяты они мной наугад, поскольку основная масса комментариев однотипна и выбирать просто не из чего. Похоже, многие комментаторы даже и не читали текстов писем, а «комментили» по чьему-то указанию (и почти все в одно время). И во многих из них – о личном интересе Бударина. Только о личном. И корыстном. Права думать о судьбе города, региона, страны ни у кого, получается, нет, кроме «Единой России» и ее руководителей в центре и на местах (у рядовых членов партии такое право тоже, наверное, есть, но, судя по приведенным коментам, думать многим из них просто нечем).

Бударина обвиняют в популизме. Но ведь идея национализации в масштабах страны озвучена не им, а одним из столпов ЕР, московским мэром Юрием Лужковым. Об этом, в частности, говорил он на состоявшемся в феврале расширенном заседании политсовета Московского регионального отделения “Единой России”. Юрию Лужкову аплодировали все единороссы, в том числе секретарь президиума генсовета “Единой России” Вячеслав Володин, который посетил мероприятие как представитель федерального руководства партии.

А вот, что говорил Лужков в интервью газете «КоммерсантЪ»:

«Для России с ее громадными золотовалютными резервами, постоянным профицитом бюджета, большим стабилизационным фондом, казалось бы, кризиса и быть не должно. И, тем не менее, наши котировки рухнули в три-пять раз, в то время как в Европе, которая ближе к первопричине кризиса, они упали всего лишь на 30-50%».

Поминает Лужков «добрым» словом и неэффективное использование денег из стабилизационного фонда: «Не сработали на развитие экономики нашего государства. На инфраструктурные проекты – по нулям. На поддержку реального сектора экономики – тоже по нулям или в лучшем случае очень мало. Вот это и есть причины, которые объясняют наш кризис».

И еще: «Телевизоры у нас производят? Нет. Электронику – тоже нет. Машиностроение, станкостроение – нет. Автомобилестроение – только сборка, значит, тоже нет. Грузовички еще продолжают делать – КамАЗ, ЗИЛ, а конкурентоспособные легковые автомобили – нет. Самолеты – из-за тех решений, которые очень осложнили наше самолетостроение,- пока нет, – перечисляет Лужков. – Мы же занимались в основном деньгами, а не реальным сектором экономики – вот что такое монетаризм!»

По словам Лужкова, накопленные резервный и стабилизационный фонды никак не сработали на развитие экономики. Итогом такого подхода государства станет массовое банкротство предприятий, так как ни одно из них в сложившихся условиях не сможет вернуть кредиты по таким ставкам. Причем банкротство в данной ситуации будет не просто сменой собственника, а полным разрушением предприятия, из которого уйдет менеджмент и останется только оболочка, предупреждает мэр.

Лужков считает, что государство сейчас должно национализировать целый ряд отраслей экономики – для того чтобы привести эти отрасли в нормальное финансовое состояние, а потом вновь выставить на продажу. При этом, подчеркивает он, цены, по которым будут продаваться предприятия и отрасли, должны соответствовать их реальной стоимости.

Лужков посетовал, что из госаппарата ушли почти все “хозяйственники” времен СССР. По его словам, кризис показал, что наиболее устойчивыми являются те предприятия, руководят которыми люди из “того” времени. Сейчас в малом и среднем бизнесе постепенно появляются подобные фигуры, которых и надо привлекать к государственной работе.

“Эти “капитаны” экономики ни разу не видели “моря”, но готовы были взяться за руль любых финансовых потоков. Они были одеты в респектабельные костюмы, но рабочая спецовка им была чужда. Неумение этих людей заниматься реальной работой даже при очень больших деньгах – вот важнейшая из причин кризиса.

Слишком часто деньги, которые они занимали на Западе, шли вовсе не на развитие и модернизацию производства, а на спекулятивные операции или на покупку непрофильных активов. На игры в яхтсменов, медиамагнатов и футбольных специалистов. А профильные активы, оторванные от государства в ходе приватизации, шли в залог этих игрищ”, – добавил он.

И что происходит сейчас? Все эти люди, по словам мэра, побежали снова к государству к криками о помощи. Юрий Лужков рекомендует в этой ситуации национализировать (хотя бы временно) сами бизнесы, предприятия и корпорации. История показывает – в период кризисных ситуаций государство всегда берет бразды правления в свои руки. И не стоит бояться “национализации” – это зачастую самый эффективный метод в сложные времена.

Приобретение государством реальных производств, энергетики, земли, конечно, временная мера, после которой последует цикл денационализации. Цель национализации – сохранить суверенитет страны в сфере важнейших производств и отраслей, поставить на ноги производство и обеспечить трудозанятость, налоговую базу бюджета и насыщение реального сектора экономики своей продукцией. Вложить средства в науку и модернизацию.

Выкинуть сегодня людей с опытом, квалификацией и мозгами на улицу, пусть и дав им высокие пособия по безработице, предложив перебиваться неквалифицированным трудом и ждать, когда кончится кризис, – это путь в никуда, считает московский мэр. На выходе из кризиса мы тогда получим растрату человеческого капитала. Невозможность быстро вновь собрать квалифицированные кадры на производстве, если закроем заводы и конвейеры, утрату технологий и передачи опыта.

Ну, разве не круче бударинского выступления эти «заявы» одного из отцов-создателей «Единой России»? Разве не левый теперь Лужков в глазах тех, кто пытался в комментариях высмеять Бударина? И куда им теперь со своими «приколами» деваться? В чей адрес следовало бы (по логике) перенаправить правительственно-уазовский «ответ Чемберлену»?

И последнее. О личном интересе Геннадия Бударина. О его корысти и о желании стать «владычицей морскою».

Те, кто хотя бы поверхностно следят за работой гордумы, не могли не заметить того, что Геннадий Бударин никогда не боялся выступать против тех решений думы, которые, по его мнению, могут нанести ущерб городу. Так, он голосовал против создания ряда акционерных обществ в которые муниципалитет вошел своим имуществом. Выступал он и против решения о приватизации гостиницы «Волга». Ну, и против предоставления УАЗу 30-миллионной льготы. То есть, его заявление о целесообразности национализации УАЗа не выпадает за рамки его «политической линии», а является, скорее, последовательным ее продолжением. Посему обвинения в каком бы там ни было своекорыстии просто беспочвенны.

Равно, как и попытки выставить Бударина как человека, рвущегося к должности мэра города. Говорить можно, что угодно, но проще выслушать самого Бударина, который о возможном своем мэрстве говорит коротко, но предельно ясно: «Мне это не нужно».