Президент Медведев решил, что некоторым главам регионов пора сменить сферу деятельности. Губернаторам Орловской, Смоленской, Ульяновской областей, Ненецкого автономного округа уже объявлено, что их полномочия продлены не будут.
А еще президент сказал, что это не последние отставки и кадровые изменения будут продолжены.
Немного новейшей истории
Давайте попробуем порассуждать о причинах этих кадровых перестановок. Но сначала вспомним, что относительно недавно окончание срока полномочий какого-нибудь губернатора, если и было причиной забот президента страны, то лишь опосредованно, так как новый (или старый) губернатор определялся в ходе всеобщих выборов. Разумеется, у президента могло быть свое мнение относительно кандидатов на губернаторский пост, это мнение, как правило, не являлось большой тайной, но последнее слово оставалось за избирателями.
После трагедии Беслана президент Путин в рамках «антитеррористического» пакета законов внес и законопроект об отмене всеобщих выборов губернаторов. Была предложена процедура назначения губернатора законодательным органом региона (путем голосования депутатов) по кандидатуре, предложенной самим президентом. А чтобы региональные депутаты не очень кочевряжились, предусматривалось, что при отклонении президентской кандидатуры законодательный орган может быть распущен.
Как сразу было неясно, чем выборы главы региона в какой-нибудь Марий Эл могут способствовать терроризму, так и сегодня яснее не стало. Однако политически активных граждан больше беспокоил тогда вопрос, не нарушены ли их конституционные права. Ряд норм Конституции (ст.3, ст.11) позволял поставить вопрос именно так. Но поскольку Конституционный суд РФ не нашел нарушения конституционных норм в замене всеобщих выборов на другую процедуру, то примем эту версию и мы.
Но остается вопрос, а зачем все-таки это было сделано? Ряд штатных экспертов-политологов, готовых поддержать любое исходящее сверху решение (а таких всегда много), выдвинул и такую причину: народ наш падок на популизм (это правда), наобещает ему кандидат Х с три короба, вот такого Обещалкина и избирают.
Однако если следовать этой версии до ее логического конца, то нужно задаться вопросом: а что, на крючок популизма избиратели попадаются только на губернаторских выборах? А на президентских?
Их-то ведь вроде пока никто не собирается отменять.
Если принять версию популизма и избрания не тех за истинную побудительную причину, то следовало ожидать, что последуют массовые замены действующих губернаторов на другие фигуры. Но этого не произошло. Путин вносил в законодательные органы субъектов, за редкими исключениями, все тех же губернаторов. Выходит, народ избрал тех, кого президент и хотел назначить?
Это было именно назначение. Ни одного случая отклонения местным парламентом президентской кандидатуры зафиксировано не было. Проголосовали за всех предложенных – исключительное единодушие!
Ближе всех к созданию прецедента несогласия подошло наше областное Законодательное собрание. Президент по накатанной колее собирался внести Г.Ходырева, занимавшего в тот период губернаторский пост. Но большинство депутатов было против. От них следовали решительные заявления, что за Ходырева они не проголосуют, даже под угрозой роспуска Законодательного собрания.
Трудно судить, как произошло бы на самом деле, хватило ли бы нашим депутатам духа, но руководство ОЗС смогло внушить Администрации Президента, что может случиться нежелательный казус. А те, видимо, смогли донести это и до Путина.
Так появился в Нижегородской области губернатор В.Шанцев, за которого депутаты ОЗС проголосовали единогласно.
Следует признать, что нам повезло. Такой масштабной фигуры внутри области на тот период не просматривалось. Можно, конечно, по-разному относиться к Шанцеву, но опыт и результаты его работы в Москве говорят сами за себя.
Возвращаемся к вопросу, зачем были отменены выборы губернаторов, если ни терроризм, ни популизм здесь ни при чем. Напрашивающийся ответ: для более эффективного управления государством. Так, как понимается эта эффективность управления в Кремле. Отмена губернаторских выборов и стала краеугольным камнем в построении вертикали власти. Глава региона перестал хоть сколько-нибудь зависеть от населения, а исключительно от расположения главы государства.
Очень показательна в этом плане ситуация, произошедшая с москвичами из Южного Бутово, которые попытались отстоять свою собственность или хотя бы получить за нее соответствующую компенсацию. Они тут же нарвались на резкую, если не сказать хамскую, отповедь московского мэра, обвинившего бутовцев в рвачестве. До этого Юрий Михайлович никогда не позволял себе публичной конфронтации с москвичами, так как знал, что это обязательно аукнется на очередных выборах мэра. А в своем новом статусе на мнение москвичей ему стало глубоко наплевать.
Коридоры власти надо проветривать
В принципе действия президента Медведева понятны. Надо полагать, он обладает достаточной информацией о положении дел в регионе, знает, чего стоит тот или иной губернатор. А тут кризис на дворе.
Одно дело, когда наше основное достояние, дарованное Богом – по 140 американских рублей за баррель, другое – когда по 40. И с угрозой дальнейшего понижения.
И еще. Мировой опыт недаром родил афоризм – «коридоры власти необходимо регулярно проветривать». На вершине власти трудно относиться к себе критически (к себе относиться критически вообще всегда нелегко). Тем более что певцов об исключительной гениальности вождя всегда достаточно. Поэтому во многих странах, где власть избирается демократическим путем, полномочия высших лиц в исполнительной власти ограничиваются. Чаще всего это два срока.
А что у нас? Вот, например, орловский губернатор Е.Строев. Он правит областью чуть ли не с времен последнего российского императора. Так недолго дойти и до ситуации брежневского Политбюро, когда руководящий пост покидали только вперед ногами.
Ну и нужно учитывать, что всех ныне действующих губернаторов назначал предыдущий президент. Они и сегодня воспринимают его как главного для себя начальника, тем более что Путин занимает пост председателя правительства.
Конечно, и предыдущий президент, и нынешний – одна политическая команда. Об этом оба заявляли неоднократно. Но, думаю, Медведеву в рамках все той же вертикали власти нужны губернаторы, поставленные на пост именно им.
Инкубатор будущих начальников
Система кадрового резерва существовала в нашей прежней стране – Советском Союзе. Тогда она была всеохватывающей, поскольку партия, как руководящая и направляющая сила (для молодых: это формулировка из Советской Конституции), рулила всем. На любой мало-мальски весомый пост не только в сфере государственного управления, но и в промышленности, СМИ и т.д. существовал свой кадровый резерв, который формировался и утверждался на соответствующем партийном уровне. Так и говорилось: этот пост – из номенклатуры ЦК партии, этот – обкома, этот – горкома, этот – парткома предприятия. Так формировалась бессмертная номенклатура советского периода.
Чтобы быть объективным, отмечу, что КПСС подходила к формированию кадрового резерва серьезно и ответственно, с соответствующими критериями по уровню образования, профессиональным и организаторским способностям. Другое дело, что попадание в номенклатуру практически гарантировало пожизненную руководящую карьеру. Вне зависимости от реальных успехов или провалов.
Горизонтальное перемещение особо бездарных практиковалось, но не более того.
Растрата, пьянка, женщины – вот исчерпывающий, пожалуй, перечень грехов, из-за которых можно было вылететь из номенклатуры. Да и то не с самого высокого уровня. Если какому-нибудь начальнику цеха такие грехи могли и не сойти с рук, то о партийно-государственной бонзе – пьянице и любителе дамских прелестей – обычно писалось в некрологе – «жизнелюб».
Но в целом следует признать: система кадрового резерва была для Союза достаточно эффективным способом продвижения кадров. Да и единственно возможным в тех условиях.
Сегодня, разумеется, речь не идет о восстановлении такой системы в полном объеме. Для бизнеса это вряд ли нужно. Но в области государственного управления современная Россия все больше представляет кальку с СССР. Поэтому использование прежнего опыта вполне резонно.
Наши ресурсы – версия автора
А теперь давайте пофантазируем или, если хотите, проведем деловую игру, кто бы мог входить в кадровый резерв на пост губернатора нашей области. Ра-зумеется, речь не идет о том, что Медведев собирается отправить нашего губернатора в отставку. Скорее существует опасение, что Шанцев может быть призван на какой-нибудь пост федерального уровня.
Не будем рассматривать варягов, хотя, если кадровые резервы будут формироваться на самом деле, такие люди там, наверное, будут. Просто нам о них ничего не известно, а гадать на кофейной гуще бессмысленно. Посмотрим на аборигенов или людей с нижегородскими корнями. Навскидку можно назвать несколько фигур.
Во-первых, это Владимир Иванов, нынешний вице-губернатор. Иванов был сильной фигурой в области еще во времена своего мэрства на Бору. В то время Бор занимал лидирующее положение не только в области, но и в стране по объему привлеченных иностранных инвестиций. Понятно, что заслуга главы города в этом была определяющая. Тот факт, что Иванов – единственный нижегородец в течение всего времени работы Шанцева удержавшийся в его команде и даже выросший из простого заместителя губернатора до первого вице, говорит о многом. Значит, он был оценен Шанцевым и по придирчивым московским критериям.
Начинал двигать Иванова еще Б.Немцов в свою бытность губернатором. Немцов, кстати, предлагал Иванову и перейти в Москву, когда сам уходил туда, и баллотироваться на губернаторских выборах, когда они еще проводились. Но Иванов в обоих случаях отказался, что свидетельствует об отсутствии у него ярко выраженных политических амбиций. А людям из Кремля это всегда нравится.
Кстати говоря, сам Борис Немцов тоже мог бы фигурировать в кадровом резерве. Конечно, на сегодня возможность возвращения Немцова на губернаторский пост реалистична примерно так же, как второе пришествие Христа. Слишком он непримиримый критик политики, проводившейся президентом Путиным, так что здесь присутствуют даже элементы личной неприязни между этими двумя людьми.
Но у Медведева к Немцову, судя по всему, личной неприязни нет, как и у того к Медведеву. А в политике иногда все может измениться очень быстро. Назначил же Медведев вятским губернатором Никиту Белых. А тот, между прочим, был лидером оппозиционной партии СПС (как и Немцов). При этом премьер, как гласят политические слухи, был, мягко говоря, не в восторге от этого назначения.
Другое дело, что сам Немцов вряд ли согласится стать назначенным губернатором, он признает только всенародные выборы.
Следующая фигура для резерва – Сергей Кириенко, тоже, кстати, выдвиженец Немцова. Кириенко «поварился» на многих и разных высоких постах: министр федерального правительства, премьер-министр, представитель президента в ПФО, сегодня – руководитель государственной корпорации «Рос-атом». Из положительных качеств Кириенко я отметил бы умение создать сплоченную команду, чего, кстати, не хватает Немцову.
Самому Кириенко вряд ли нужно губернаторство, но может сложиться ситуация, когда партия (в данном случае партия «Единая Россия») скажет «надо», а Кириенко вынужден будет ответить «есть».
Не исключено появление в резерве всех бывших и нынешнего спикера областного парламента: Козерадского, Беднякова, Люлина и Лунина. Правда, с разной степенью вероятности.
Анатолий Козерадский – сегодня он второй срок как депутат Государственной Думы. Когда выборы были еще не полностью партийными, был избран по нашему избирательному округу.
Козерадский – хороший человек, но для губернатора, на мой взгляд, мягковат. Да и возраст, на днях он отметит 60-летие, может стать препятствием. Медведев, судя по всему, больше ориентируется на людей, которые ближе ему по возрасту.
В послужном списке Дмитрия Беднякова – мэрство в Нижнем в середине 90-х. Он член Совета Федерации с 2002 года, пока новый губернатор Шанцев не заменил его на представителя своей команды. Но
Бедняков – высококлассный юрист-цивилист, остался в Совете Федерации в качестве помощника спикера СФ С.Миронова.
Бедняков неоднократно участвовал в различных избирательных кампаниях в Нижнем и области. Полагаю, не чужды ему и губернаторские амбиции.
Евгений Люлин – член команды С.Кириенко, на посту председателя ОЗС отметился, в первую очередь, построением мощной оппозиции в ОЗС губернатору Г.Ходыреву (о чем уже отмечалось в данной статье). С поста председателя ОЗС ушел добровольно. За время борьбы с Ходыревым привык быть чуть ли не первой фигурой области, но губернатор Шанцев в рамках победившей доктрины вертикали власти не очень приветствовал излишнюю самостоятельность местного парламента.
В администрации президента Люлин, безусловно, известен, но насколько весомой считается его фигура, судить сложно.
Ныне действующий председатель ОЗС Виктор Лунин – наименее публичная в сравнении со своими предшественниками фигура. Да и время сейчас такое, что представительные органы власти второстепенны.
Но управленец он с большим практическим опытом. Был министром финансов (тогда назывался глава департамента) при губернаторе Немцове. После ухода на пост председателя правления Волго-Вятского банка Сбербанка РФ в течение нескольких созывов избирался депутатом ОЗС.
Слабые стороны – малая известность за пределами области, да и возраст великоват.
Скорее всего суждено оказаться в списке резерва и нынешнему нижегородскому мэру Вадиму Булавинову. Булавинов и в Госдуме отметился, и в губернаторских выборах участвовал дважды. Так что губернаторские амбиции ему не чужды. Как и большинство перечисленных выше, Булавинов – член ЕР. Наверно, поддержкой правящей партии сможет заручиться.
Ну и если уж мы взялись пофантазировать, то до конца. Не исключал бы возможности появления в резерве и наиболее известной для горожан фигуры – Валерия Лимаренко, возглавляющего сегодня одно из направлений деятельности госкорпорации «Росатом».
Возраст подходящий и ученая степень доктора наук имеется, деловая хватка – не вырваться, с амбициями тоже все в порядке. Знаю, что у некоторых горожан отношение к Лимаренко неоднозначное, но давно известно: пророков в своем Отечестве не бывает.
Наверняка найдутся еще кандидаты для включения в резерв, но я назвал тех, которые представляются мне наиболее вероятными.
П. Хвень
Александр Каплин
Ульяновская область, видимо, по ошибке журналиста здесь оказалась.