Для выпускников гуманитарных специальностей в стране сейчас нет рабочих мест. Недавний тезис министра образования РФ Андрея Фурсенко вновь поднял вопрос о переосмыслении ценностей, установленных сегодня на рынке труда. Портал Samara24.ru беседует с помощником Председателя комитета Государственной Думы по делам молодежи Ильей Паймушкиным о том, почему необходимо поднимать престиж рабочих специальностей.

Напомним, что в Самарской и Ульяновской областях стартовал проект «Золотые руки России», который направлен на создание эффективного взаимодействия между предприятиями и образовательными учреждениями, которые предоставляют им специалистов. Одним из кураторов проекта и является Илья Паймушкин.

– Насколько перспективны рабочие специальности в плане карьерного роста?

– Мне кажется, что многое, безусловно, зависит от человека, его харизмы, желания учиться и работать, постигать новое в выбранной им специальности. Думаю, рабочие специальности будут в ближайшей перспективе очень востребованы, и производственные предприятия будут нуждаться в молодых квалифицированных кадрах, способных на нестандартные решения поставленных задач, быструю коммуникацию и новаторский подход.

Но молодежь при выборе профессии не должна иметь узкие представления о работе на производстве. Вот какие у вас возникают ассоциации при словах «работа на заводе»? Грязная спецовка, тиски, напильник, обшарпанный станок и тому подобное. А работа на производстве – это создание агрегатов для разных отраслей нашей экономики, это новые открытия, которые будут использоваться в ближайшей перспективе, это конкретные вещи, которыми люди пользуются ежедневно в повседневной жизни. Многие молодые люди идут в технические ВУЗы, проходят обучение именно по техническим специальностям, я думаю, каждый из них думает о своей карьере.

Большинство из сегодняшних руководителей производственных предприятий у нас в стране, в СНГ и во всем мире – это люди, которые начинали свой трудовой путь простым рабочим и постепенно достигали больших успехов в карьере.

– Каков сейчас средний заработок у таких специалистов? Можно ли его как-то сравнить с средним заработком «гуманитариев»?

– В условиях мирового финансового кризиса многие «гуманитарии» оказались не востребованы и потеряли работу. В ближайшей перспективе многие из обучающихся сейчас в ВУЗах на юристов, специалистов по связям с общественностью и т.д не будут востребованы по специальности. Буквально на днях министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что «для выпускников гуманитарных специальностей в стране сейчас нет рабочих мест». Высококвалифицированные специалисты в любой сфере всегда востребованы. Заработок у специалистов рабочих специальностей сейчас примерно равен заработку менеджеров среднего звена. Многое, конечно, зависит от территории, где востребованы специалисты и от узкой специализации рабочего. Например, в соседней Ульяновской области на заводе ОАО «Авиастар» зарплата рабочего имеющего квалификацию достигает в среднем 30 тыс. рублей.

– Смогут ли когда-нибудь рабочие специальности стать «модными»?

– Я думаю, что во многом это вопросы пиара и идеологии. Оба моих деда (один из которых работал на патронном заводе, а другой создавал аппаратуру для подводных лодок) гордились, что они работали на производстве всю свою жизнь. Ведь что самое главное для человека? Это его социальное обеспечение. Если человек имеет стабильную (среднюю) заработную плату, возможность получить в перспективе свое жилье, устроить своих детей в детский сад, иметь уверенность в своем пенсионном обеспечении, он с удовольствием будет заниматься любимым для себя делом.

Молодые люди определяют для себя систему координат в школьном, студенческом возрасте. Возьмите самарские ВУЗы, в них достаточно много учатся по техническим специальностям, ведь Самара – это крупный промышленный центр, но почему-то не все потом идут работать по специальности. Работа рабочего должна быть не модной, она должна быть почетной и уважаемой и этот образ – образ созидателя, строителя страны — необходимо формировать на федеральном уровне, используя рекламу, кинематограф и создавая законодательные меры стимулирования молодых специалистов.

– Почему проект запущен только в Самарской и Ульяновской областях? Есть ли планы выведения его на общегосударственный уровень?

– Изначально проект был рассчитан на семь регионов: Московская область, Свердловская область, Тюменская область, Пермский край, Воронежская область, Ульяновская область, Самарская область. Но в связи с тем, что грантодатель посчитал нужным выделить гораздо меньшую сумму, чем запрашивала организация «Центр поддержки молодежных инициатив», было решено реализовывать его в Самарской и Ульяновской областях. Наша задача максимально отработать проект на двух регионах, и получить определенные качественные результаты для того, чтобы выводить данную программу на федеральный уровень.

– Как на проект отреагировали самарские работодатели? Насколько активно они готовы участвовать в нем?

– Скажу, что мы не слишком активно его пиарили среди самарских работодателей. Мы разослали письма директорам предприятий и те, кто оперативнее ответили на них и проявили готовность участвовать в проекте на первом этапе (размещение молодых специалистов предприятий на билбордах по городу Самаре), те и стали нашими партнерами. Это Куйбышевская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», ОАО «Волгабурмаш», ООО «Самаратрансгаз», ОАО «Моторостроитель», ЦСКБ «Прогресс». Заинтересованность в привлечении специалистов рабочих специальностей на предприятия огромная. Все понимают, что взаимосвязь школа – техникум (училище) – предприятие нарушена. Если вспомнить, что раньше в старших классах школы учащиеся уже получали специальность, то в настоящий момент все коммуникации между школой и средне-специальными учебными заведениями нарушены, образ рабочего, труженика – уничтожен.

Работодатели готовы активно включаться в проект, приглашать школьников, учащихся на предприятия, выделять специалистов для рассказа о работе их предприятий в школах.

– Каковы объемы финансирования проекта в Самаре? Кто выделяет средства на его проведение?

– Средства на проект «Золотые руки России» получила Ульяновская региональная организация Общероссийской общественной организации «Центр поддержки молодежных инициатив», представив и выиграв проект «Золотые руки России» на грантовом конкурсе, который проводил Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» в конце 2008 года. Объемы финансирование не большие – это 500 тысяч рублей грантовых средств и 500 тысяч рублей средств партнеров в регионе. В Самаре этим проектом заинтересовался комитет по делам молодежи городского округа Самара и нашел средства на софинансирование проекта по некоторым статьям. То есть на Самару в рамках проекта будет потрачен один миллион рублей.

– Можно ли сделать мероприятия, которые пройдут в рамках проекта «Золотые руки России», ежегодными? Есть ли такая необходимость?

– Проблемы, которые мы пытаемся реализовать в рамках проекта, в целом актуальны в стране. Это нехватка молодых подготовленных квалифицированных кадров рабочих и технических специальностей. Цель проекта сделать его ежегодным и распространить полученный опыт на другие субъекты Российской Федерации и реализовывать его в рамках страны. Если с помощью партнеров проекта нам удастся эффективно отработать мероприятия по проекту и получить определенные качественные результаты, то мероприятия, проведенные в рамках проекта, будут проходить регулярно и с еще большим эффектом.

– Не считаете ли вы, что окончательное внедрение ЕГЭ пойдет только на пользу проекту «Золотые руки России» и росту школьников, которые выберут для себя технические профессии в целом? Альтернатив единому госэкзамену практически не осталось, теоретически шансы поступить в ВУЗ у абитуриентов снижаются.

– Считаю что внедрение ЕГЭ – это безусловно больший шанс не для гуманитариев, а для технарей.

– Расскажите, где конкретно запланированы лекции в рамках вашего проекта? Кто их будет проводить, какие вопросы будут на них подниматься?

– У нас определен список из 10 школ по городу Самаре. Это школы: №23, №105, №139, №149, №73, №49, №112, №43, №25, №66. В начале и в конце работы со школьниками будет проводится их анкетирование. Планируется четыре прохода. Это будут встречи представителей предприятий со школьниками 9-х и 11-х классов. Им будут рассказывать, чем занимается предприятие, что производит, каковы социальные гарантии для работников на этих предприятиях и многое другое. Также мы будем вывозить школьников на предприятия, чтобы они могли сами увидеть производство, составить о нем свое мнение.