Опубликовано от Богдан

Слухи о проблемах в одной бизнес-групп региона «Максиме-Х» становятся все настойчивей. Лидеры компании Вадим Харлов и Николай Доронин активные игроками и заметные фигуры региональной элиты. Официальный пиар «Максимы-Х» связывает их успехи с особой эффективностью управления бизнесом и современными идеями его владельцев. Оппоненты объясняют удачным захватом стратегического актива – ульяновского ЦУМа, страсти вокруг которого не утихают который год.

Без срока давности

Именно так – без срока давности – воспринимает приватизацию ЦУМа популярный комментатор Улпрессы «Прощай, МОРОЗОВ!». И судя по всему, имеет на то весомые основания. Во всяком случае, об этом свидетельствуют имеющиеся в его распоряжении документы: обращения в прокуратуру, протоколы комиссий, заключение КУГИ, заявки других лиц, отчёты оценщиков. Пакет документов уже отправился на мой адрес почтой. Наверняка в этих документах будет интересно покопаться. И не только с «археологической» точки зрения.

Приватизация крупнейшего торгового предприятия Ульяновска всегда привлекала внимание общественности и журналистов. Торговый сегмент коммерческой недвижимости относится к самым высокодоходным. Не удивительно, что обсуждение «справедливой цены» и целесообразности продажи принадлежавшего муниципалитету ЦУМа остается актуальной. Поддерживает интерес к теме и то, что ставшие собственником ЦУМа предприниматели из “Максимы-Х” установили самую высокую цену на аренду торговых площадей в Поволжье – $1200 за кв.м в год. Умножив эту цифру на 13 300 кв.м. общей площади ЦУМа мы получаем кругленькую сумму в 15 миллионов 960 тысяч долларов в год. Могут сказать что не весь объем площадей отведен под торговлю, есть и технические помещения. Но ведь мы в своих расчетах не учитываем полученный «Максимой-Х» в «довесок» к ЦУМу его филиал на ул. Луначарского. Кроме того, нам больше важен порядок цифр.

Итак 15 миллионов долларов в год. Много это или мало? Достаточно. Во всяком случае, именно получение контроля над ЦУМом стало отправной точкой для стремительного взлета бизнеса «Максимы-Х». Ведь в середине девяностых все, чем занимался Вадим Харлов представляло собой обычную торговлю. Ну может быть, чуть более активную и чуть более крупную, чем у других, менее расторопных предпринимателей.

Расторопный Харлов

Говорят, именно расторопность всегда была отличительной чертой уроженца г.Алапаевска Свердловской области Вадима Борисовича Харлова. Отслуживший в армии, бывший крановщик алапаевского «Стройдормаша» ,Вадим Харлов прибыл в Ульяновск, по официальной версии, получив в 1988 году комсомольскую путевку. Приехал, чтобы трудиться автослесарем на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе. На этом месте Харлов долго не задержался и стал работать то здесь, то там. Водителем. В 1991 году, по информации менее официальной, но не менее правдоподобной, обзавелся списанным грузовиком «ЗИЛ-131» на котором «зарабатывал себе на жизнь тем, что возил арбузы из-под Саратова, перепродавал их рыночным торговцам и отправлялся на Урал, загрузившись ульяновской колбасой». С тех пор Харлов торгует – бытовой техникой, продуктами, бензином, торговыми площадями, недвижимостью, а заодно карманными депутатами и партийными лидерами.

Но вернемся в середину и конец 90-х. Арбузно-колбасный период к тому времени благополучно завершился. Бизнес расторопного Харлова вырос. Появилась сеть коммерческих киосков и павильонов. Магазин «Стиль» на Нариманова. Первая частная АЗС на ул. Октябрьской. Было получено дилерство от минского завода «Атлант» и липецкого завода, производящего под маркой «Stinol» клоны холодильника «Аристон» итальянской Merloni TermoSanitari. Началась фирменная торговля холодильниками на паях с одним из авторитетных финансистов («барыг») засвияжской Сапли Василием Гвоздевым (ныне спикер городской думы). Офис «Максимы-Х» ютился тогда на 12 этаже Дома быта, на правах аренды. Наверняка, Харлов не раз вожделенно поглядывал из его окон на серую громаду ЦУМа.

К тому времени главный магазин Ульяновска был благополучно акционирован. Говорят подсуетился заместитель губернатора Горячева Юрий Рогов, бывший начальник Управления торговли Ульяновского облисполкома. Наверное Рогову потенциал ЦУМа тоже не давал покоя. Но власть в регионе сменилась. На месте Горячева воцарился генерал Шаманов.

После акционирования часть акций крупнейшего торгового предприятия области принадлежала генеральному директору Галине Глуховой, часть сотрудникам ЦУМа, часть муниципалитету. В 2001 году обладавший оборотом наличных средств, Вадим Харлов приступил к скупке акций, свободных от муниципального контроля. Во властных кабинетах его страховал Николай Доронин, в прошлом второй секретарь Ульяновского обкома ВЛКСМ и бывший заместитель главы администрации Ленинского района г. Ульяновска. Писали, что партнерам удалось получить доступ к реестру акционеров ЦУМа. Это облегчало поиск и переговоры с имевшими акции сотрудникам предприятия. После скупки акций и приобретения пакета Галины Глуховой, под контролем «Максимы-Х» оказалось большинство голосов в Совете директоров предприятия. Постепенно «Максима-Х» смогла получить контрольный пакет из 51% акций. Генеральным директором ЦУМа стал Вадим Харлов. Так он прибрал к рукам стабильный, как нефтяная скважина, источник ресурсов. С той только разницей, что из скважины идет углеводородное сырье, а из карманов арендаторов ЦУМа сразу живые деньги. Кстати, не всегда учтенные.

После долгожданного финансового допинга, бизнес «Максимы-Х» рос как на дрожжах. Ударными темпами развивается сеть продуктовых магазинов самообслуживания «Симбирка», открыт монобрэндовый магазин “LG” на улице Гончарова, 5. В состав компании вошла радиостанция “Симбирский спутник”. В здании ЦУМа открываются ресторан «Кафе-клуб», пиццерия “Макси-пицца”. Ну и так далее.

Подкрепившись потоком денег от ЦУМа «Максима-Х» начала стремительное сближение с властью. Нашли общий язык с людьми Шаманова. Получили поддержку в администрации Романенко. Здесь у компании появились крепкие лоббисты. Да и сам Романенко, как пишут, был связан с хозяином «Максимы Х» определенными обязательствами.

Правда, сам Вадим Харлов с тех пор стал все реже появляться в Ульяновске, предпочитая находится за границей. Говорят он в этот период боялся мести со стороны конкурентов, которых «Максима-Х» с удивительной наглостью обошла, захватив ЦУМ. Компанию в регионе представлял партнер Харлова Николай Доронин, работавший в ту пору под охраной ЧОПа.

Обоснованные претензии

Пик конфликта «Максимы-Х» с такими авторитетными предпринимателями, каким считался в регионе Сергей Герасимов пришелся на 2002 год. Герасимов был готов купить оставшиеся у муниципалитета 49% акций за 120 000 000 рублей. Консолидация крупного пакета в руках предпринимателя, обладавшего силовыми ресурсами и опытом корпоративных конфликтов не входила в планы Вадима Харлова и Николая Доронина. По неофициальной информации для решения проблемы была проведена обработка нужных чиновников и депутатов.

О результатах обработки свидетельствуют документы. Вот один из них. Весьма показательный.

Протокол № 11 заседания Постоянно действующей комиссии по распоряжению и управлению акциями акционерных обществ, созданных в порядке приватизации по окончании срока приватизации, а также иных хозяйственных обществ с долей муниципальной собственности не созданных в порядке приватизации.

Комиссия собралась «в связи с обращением ЗАО «ЦУМ» с просьбой о сохранении 49% акций предприятия в муниципальной собственности и поступившей заявкой о намерении приобретении 49% акций в частную собственность».

С этого момента нужно быть предельно внимательными и «следить за руками» как самих членов комиссии, так и за руками людей, влияющих на участников заседания. Ведь получается, что руководство ЦУМа, т.е. Вадим Харлов и Николай Доронин, обратились в мэрию с просьбой оставить в собственности города те самые 49% акций, которые они спустя короткое время выкупили сами! Зачем? Видимо для того, чтобы их не приобрел гражданин Герасимов С.С., предложивший за акции 120 миллионов рублей.

Дальше еще интересней. Комиссия отказывает потенциальному покупателю и признает продажу 49% акций ЦУМа нецелесообразной. Почему? Официальную мотивировку выразил с член комиссии депутат гордумы В.А.Гвоздев. Вот что он сказал:

«В настоящее время ЗАО «ЦУМ» – зто то предприятие, в котором муниципалитет ничего не теряет, а наоборот приобретет завтра. Считаю, что продавать акции сейчас нецелесообразно, поскольку цена их со временем будет только расти. Предлагаю известить руководство общества о том, что, если отчисления предприятия в городской бюджет будут расти. то решение о продаже приниматься не будет. Если отчисления в бюджет упадут, то комиссия в любой момент сможет пересмотреть свое решение».

Не правда ли, резонное заявление. Но почему-то очень скоро акции ЦУМа будут проданы «Максиме-Х» за 19 миллионов рублей! Не правда ли странно. Оказывается за 100 и даже 120 миллионов продать нецелесообразно, а за 19 миллионов – вполне обоснованно. Почему? Или «обоснование» произошло по старинной русской традиции в кулуарах? Ведь за период с 1999 года по 2001 год руководство ЦУМа выплатило в городской бюджет дивидендов всего на всего 1 млн 53 тысячи 1 рубль (1 053 001 руб.). Герасимов предложил в 120 раз (!) больше. Тем не менее итогом стала продажа акций за 19 миллионов «Максиме-Х», спустя каких-то 2 месяца после отказа комиссии и столь резонного заявления Гвоздева. Видимо, руководство ЦУМа в лице Харлова разъяснило членам комиссии и своему бывшему партнеру по торговле холодильниками в том числе, что «отчисления в бюджет упадут» и пора акции продавать.

Пройти мимо такого яркого факта ульяновские политики не могли. Шумели в газетах. Писали письма и заявления. Одно из таких обращений в Генеральную прокуратуру от Депутата Госдумы Юрия Когана было оставлено в комментариях здесь и в блоге Ирины Каленовой, небезызвестным «Прощай, МОРОЗОВым!» .

Текст официально зарегистрированного письма в генпрокуратуре приводим полностью:

Генеральному Прокурору Российской Федерации Федерации Устинову В.В.

(125993, ГСП-3, Россия, Москва,

ул. Б.Дмитровка 15а)

От депутата Государственной Думы

Федерального собрания Российской Федерации

по 181 избирательному округу (г.Ульяновск) Когана Ю.В.

Уважаемый Владимир Васильевич!

Согласно ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ» исполнение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами отнесено к предмету прокурорского надзора. В связи с этим прошу Вашего вмешательства в ситуацию с приватизацией муниципального имущества в г.Ульяновске, в частности с отчуждением 49% акций «Центрального универмага» находящихся в муниципальной собственности. По моему мнению, оно произошло с грубейшими нарушениями действующего законодательства по целому ряду оснований.

ОАО «ЦУМ» было создано в порядке приватизации 30.12.1992. 51% акций были распределены между членами трудового коллектива, а 49% закреплены в муниципальной собственности. Недвижимое имущество находилось на балансе предприятия. В начале 2001 года акции членов трудового коллектива были скуплены на вторичном рынке, группой лиц участвовавших в предвыборной компании избранного в 2000г. мэра г.Ульяновска П.М.Романенко, и имеющих непосредственное отношение к ульяновской компании «Максима Х».

11.06.2002г. в нарушении действующего законодательства ОАО было перерегистрировано в ЗАО. Указом Президента РФ №1210 (п.3) установлено, что в соответствии с п.4 ст.7 ФЗ «Об акционерных обществах» открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в юридическое лицо иной организационно-правовой формы, или участвовать в реорганизации приводящей к созданию такого лица. Т.е. преобразование ОАО, акции которого находятся в муниципальной собственности в ЗАО, не допускается. Следует отметить, что на тот момент в соответствии с п.4 ст.7 ФЗ «Об акционерных обществах» общества, учредителями которых выступают муниципальные образования могли быть только открытыми.

Таким образом, мэром города Ульяновска было принято решение противоречащее закону и самому духу приватизации. Так в результате данного решения были искусственно ограничены права третьих лиц, желающих принять участие в приватизации 49% акций закрепленных за муниципалитетом. Безусловно, пострадали и интересы муниципалитета, в результате данного решения была исключена возможность честной конкуренции, и как результат продажа с конкурса или аукциона пакета акций принадлежащих г.Ульяновску по максимально возможным рыночным ценам. Был сознательно и умышленно нарушен закон – органы местного самоуправления не могут ограничить круг возможных приобретателей, а должны производить отчуждение муниципальной собственности, (в данном случае акции) только на конкурсе (аукционе) среди неограниченного числа покупателей согласно правовым актам по приватизации.

Комитетом по управлению городским имуществом г.Ульяновска по состоянию на 01.07.2001г. проводилась оценка 49% акций ОАО «ЦУМ» которая определила цену в размере 70 761 000 рублей. Несмотря на заявки третьих лиц, которые предлагали за акции цену значительно большую, чем определили независимые оценщики (в частности Тюрин С.Н. предлагал 120 млн., Балагурова Н.А. – 100 млн., Герасимов С.С. – 70 млн.), решением комиссии по приватизации муниципального имущества от 25.10.02г. продажа 49% акций ЗАО «ЦУМ» была признана нецелесообразной. Тем не менее, по указанию мэра города П.М.Романенко были проведены повторные оценки в ООО «Инфо Центр Аудит» и у ЧП Емельянова С.В. которые составили всего 19 335 000 и 19 173 158 рублей соответственно, что в разы меньше реальной стоимости пакета акций. При этом оценщики не проводили аудиторскую проверку, а саму цену рекомендовали, как стартовую при проведении открытого конкурса. Таким образом, можно сделать вывод, что по инициативе руководства города оценочная цена была искусственно занижена.

Несмотря на имеющиеся предложения по покупке акций по более выгодным для муниципалитета ценам и решению комиссии по нецелесообразности продажи, уже 19.12.02г. (всего через полтора месяца) на комиссии по распоряжению акциями принимается новое решение о продаже акций в порядке преимущественного права акционерам ЗАО «ЦУМ». При этом акции «Центрального универмага», как мне известно, даже не были внесены в установленном порядке в план приватизации, соответствующим решением Ульяновской городской думы. Кроме этого муниципалитет не предлагал акционерам ЗАО выкупить акции по более высоким ценам, предложенными третьими лицами, и по цене определенной в первоначальной оценке, хотя имел на это полное право.

Вопреки здравому смыслу, высшим должностным лицом муниципалитета – мэром города П.М.Романенко с превышением полномочий (без соответствующего решения представительного органа (Гордумы) о приватизации), было принято постановление – правовой акт об отчуждении принадлежащих городу 49% акции ЗАО «ЦУМ» в пользу группы частных лиц, участников ЗАО. Это постановление как я полагаю, причинило материальный вред интересам г. Ульяновска и издано с грубейшими нарушениями действующего законодательства по приватизации, как федерального, так и местного уровня. До сегодняшнего дня ни собственник (муниципальные ветви власти) ни органы прокуратуры не выступили в защиту материальных интересов города Ульяновска и не предприняли действий по восстановлению законности.

Допускаю, что причина кроется в том, что один из приобретателей акций в настоящее время возглавляет бюджетный комитет Ульяновской городской думы, а второй является заместителем главы администрации губернатора, что делает проведение расследования на местном уровне весьма проблематичным.

На основании вышеизложенного, полагаю что имеются все основания для проведения Генеральной прокуратурой РФ проверки изложенных мной обстоятельств и принятия мер по возврату в муниципальную собственность 49% акций ЗАО «ЦУМ», а также привлечения к уголовной ответственности должностных лиц мэрии г.Ульяновска в случае, если в их действиях будут обнаружены признаки состава преступления.

Прошу Вас в порядке надзора осуществить в рамках возложенных на Вас полномочий меры прокурорского реагирования, провести соответствующие проверки и восстановить законность в процессе приватизации «Центрального универмага» г. Ульяновска.

С уважением, Депутат ГД Ю.В.Коган.

Правда, попытки вернуть городу ЦУМ лидером ЛДПР достаточно быстро сошли на нет. «Прощай, МОРОЗОВ!» уверен, что активность Юрия Когана свернулась после того, как депутат «получил предложение, от которого не смог отказаться». Ему было предложено прекратить поднимать тревожную тему в обмен финансирование передачи «Говорит и показывает ЛДПР». «Спонсоры из Максимы Х не подвели, на протяжении полутора лет сомнительное удовольствие лицезреть лидера ЛДПР оплачивалось компанией Максима Х» – пишет «Прощай, МОРОЗОВ!»

Так или иначе, но из текста обращения видно, что вся процедура приватизации ЦУМа может быть а любой момент опротестована в судебном порядке. Как пишет Коган, открытое акционерное общество ЦУМ было превращено закрытое акционерное общество с грубейшим нарушением закона. И эта бомба вполне может сработать, если за дело возьмутся компетентные и уверенные в себе и своих административных возможностях люди.

Бизнес на продажу

Последнее время Вадим Харлов постоянно находится в Ульяновске. Подчиненные, привыкшие к тому, что основной владелец бизнеса живет за пределами страны, шушукуются по углам, пытаясь понять причину столь продолжительного пребывания Харлова на Родине. Сотрудники «Максимы-Х» говорят, что Вадим Харлов крепко нервничает, срывается на подчиненных и высказыает недовольство работой своего галвного менеджера – Николая Доронина.

Причины нервозного состояния понятны. Самое очевидное объяснение связано с финансовыми проблемами которые испытывает на фоне глобального экономического кризиса «Максима-Х» . Жители города давно замечают снижение ассортимента в «Симбирке». На Улпрессе активно обсуждается тема невозврата банку ВТБ кредита в 300 миллионов рублей. В элите циркулирует слух о попытках Харлова найти покупателей на ЦУМ и недостроенный торговый центр на Пушкаревском кольце. Говорили и о проблемах в принадлежащем Харлову банке «Венец», часть которых якобы помогла решить областная администрация.

Основанная на торговом обороте и арендной плате от торговых площадей «Максима-Х» стала заложницей собственной бизнес-модели. Резкий рост курса мировых валют и девальвация рубля, в сочетании со снижением доступности кредитных ресурсов, крепко ударили по оборотам компании. «Симбирка» с трудом оплачивает поставщиков, что неминуемо сказывается на ассортименте. Цены растут, снижается активность покупателей. Как следствие падают торговые обороты, арендаторы (им тоже не сладко) затягивают оплату площадей и накапливают долги. При этом «Максима-Х» несет колоссальные операционные расходы, пытается достроить Пушкаревку, кормит убыточный телеканал «Репортер», содержит полумертвую партийную структуру «Справедливой России».

Нервозность Вадима Харлова на фоне нарастающих проблем закономерна. А тут еще обострились «старые темы» с неаккуратно приватизированным ЦУМом. Вполне возможно, решение продать здание и получить за него хоть что-то сегодня подиктовано реальными перспективами потери ЦУМа в результате судебного разбирательства. Насколько адекватны планы продажи главного актива «Максимы-Х» сегодня сказать сложно. Да и о какой адекватности может идти речь, когда среда бизнесменов – людей вполне благополучных и сытых не только охвачена паникой, а уже вошла в полосу самоубийств на экономической почве. Символично, что открыл это печальный список однофамилиц партнера г-на Харлова, известный ресторатор из Екатеринбурга Алексей Доронин. Он отравился не совладав с навалившимися на него проблемами. Поэтому, оценивая те или иные дейтсвия представителей бизнеса, нужно помнить, что они оказались в сложвившейся ситуации буквально на грани.

На грани…