Профсоюз работников автопрома прогнозирует новые масштабные сокращения в отрасли

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

До июля на предприятиях отечественного автопрома сократят около 50 тыс. работников. Такую оценку дал вчера профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ. Тем, кто сохранит рабочие места, сильно урежут зарплату – процентов на 30–40. Автозаводы пока не спешат подтверждать информацию о грядущих сокращениях, но независимые эксперты считают, что увольнения продолжатся. Причем не только в автопроме, но и в смежных отраслях.

Заместитель председателя отраслевого профсоюза Виктор Горенков заявил в среду: «Наш профсоюз провел предварительный анализ, согласно которому ситуация в отрасли не обнадеживает, а работникам предприятий грозят массовые увольнения. В первом полугодии может быть сокращено около 50 тыс. человек, а у оставшихся зарплата может упасть на 30–40%. К сожалению, такое развитие событий является реальным». Отметим, что всего в российском автопроме трудятся 1,5 млн. человек, так что сокращение может составить до 3,3%. Г-н Горенков добавил, что профсоюз намерен протестовать против массовых увольнений. В частности, не исключается возможность проведения масштабных забастовок.

Предположения профсоюза построены не на пустом месте. В последнее время появилось несколько тревожных сообщений о грядущих увольнениях на предприятиях отрасли. Так, было объявлено о сокращении 3,2 тыс. рабочих на «АвтоВАЗе». Эту информацию подтвердили как на заводе, так и в правительстве. Следом прошла новость, что готовятся массовые увольнения на «ГАЗе». Компания ранее уже уволила четверть работников. Еще столько же, по предположениям экспертов, потеряют работу в ближайшие месяцы. В итоге число занятых на Горьковском автозаводе может снизиться до 60 тыс. работников. Впрочем, на «ГАЗе» пока воздерживаются от комментариев по этому поводу. Также появились данные, что «УАЗ» в этом году снизит выпуск внедорожников примерно на четверть. Этот факт можно назвать косвенным признаком скорых сокращений. Но, опять же, Ульяновский автозавод официальных заявлений по этому поводу пока не делал.

В Объединении автопроизводителей России также предпочли пока не давать никаких прогнозов на будущее. «Оценок по сокращениям у нас нет. Автопроизводители решают это самостоятельно, – поведал «НИ» заместитель исполнительного директора ОАР Алексей Сереженкин. – Мы данным вопросом не занимались, поскольку производители об этом не просили. Вместе с тем производство в отрасли действительно падает. Это ни для кого не секрет. Автомобильный рынок просел, упал импорт. Но что будет с отраслью в дальнейшем – говорить рано. Экспертные прогнозы падения рынка разные – 30–40%. Но нужно подождать статистику хотя бы по первому кварталу, чтобы четко оценить ситуацию и перспективы».

Независимые эксперты, со своей стороны, готовы дать предварительные прогнозы по отрасли уже сейчас. «Негативное влияние кризиса на российский автопром очевидно, причем на всех производителей сразу. Падение выпуска значительное, – рассказал «НИ» ведущий специалист отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. – Но с сокращениями ситуация пока выглядит неоднозначно. С одной стороны, каждодневные негативные сигналы могут спровоцировать панику среди руководства предприятий. И в случае усиления психологического эффекта сокращения могут оказаться очень чувствительными. С другой стороны, у властей (особенно на региональном уровне) есть гигантский стимул не допустить массовых увольнений на предприятиях, чтобы предотвратить негативные социальные последствия. Думаю, что крупнейшие заводы пока будут выжидать и не пойдут на массовые сокращения. А дальнейшее развитие событий зависит от масштаба кризисных проблем».

Вместе с тем, как добавил специалист, положение в смежных отраслях может быть гораздо более плачевным. Ведь, по оценке комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, 1 рабочее место в автопроме «кормит» 10 в смежных отраслях. «На низовом уровне, в производстве автокомпонентов, влияние кризиса наиболее заметно. Они в основном работали на внутренний рынок, поэтому рухнули вместе с российским автопромом. При этом производителям компонентов в отличие от автозаводов господдержка пока не обещана. Проблемы автопроизводителей затронули металлургическую отрасль, как поставщика основного сырья. Тяжело придется автодилерам, особенно в регионах. Спрос сдулся, плюс доступ к финансовым ресурсам стал ограничен. А сужение рынка автокредитования уже произошло», – сказал Дмитрий Плеханов.