Она являет собой гармоничное триединство: заместитель директора Ульяновской областной филармонии, директор Ульяновского государственного духового оркестра «Держава», очаровательная ведущая концертов в филармонии.
В юбилейный день рождения Ларисы Куфтиной корреспондент «УС» задал ей несколько вопросов.
– Лариса Викторовна, у Вас – аристократическая внешность. Признайтесь, не было ли в роду дворян?
– По линии папы мои предки – крестьяне Самарской губернии. А вот по линии мамы все может быть… Ее родители – из Нижнего Новгорода, там же, на Горьковском автозаводе, работали, занимая высокие должности, их многочисленные дочери и сыновья. Судя по сохранившимся старинным фотографиям, эта семья была отнюдь не из простого сословия…
– А музыканты были?
– Не было. Но мой отец обладал абсолютным слухом и играл на всех музыкальных инструментах, не зная ни одной ноты.
– А Вы сами, когда приобщились к музыке?
– Мама привела меня в музыкальную школу в пять лет. Кроме музыки я ничего не хотела знать. Мама даже просила педагогов: «Оторвите ребенка от инструмента, а то она гулять не выходит…» Повезло с педагогами. Это они в 1969 году привели нас, малышей, на один из самых первых концертов только что созданного Ульяновского государственного академического симфонического оркестра. Мне это нравилось, это стало воздухом, жизнью.
– По образованию Вы – пианистка. Как получилось, что Вы переключились на музыковедение, занялись организаторской и административной работой?
– У меня было право на сольное исполнение произведений. С солистами и музыкантами филармонии мы ездили по всем районам области, выступали в нетопленых клубах. Это было востребовано: сельчане слушали классику с удовольствием. Но я поняла, что публике недостаточно, когда солист просто исполняет то или иное произведение. Должно быть еще и литературное наполнение концертов. И я сама стала придумывать программы. К тому же, для артиста очень сложно сидеть и ждать, когда ему кто-то устроит концерт, когда его куда-то пригласят. Так и целая жизнь может пройти мимо. Поэтому в сложные 90-е годы я поступила на специальность «менеджер по персоналу» Московского государственного института управления. Конечно, коммерцией заниматься не собиралась. Но в организаторской и даже административной работе такие знания здорово помогают.
– Как изменилась жизнь филармонии с вхождением ее в Союз концертных организаций России?
– Раньше была такая организация как Госконцерт, которая занималась гастрольной деятельностью, проплачивала артистам дорогу, гонорары. Был план на год, и к нам постоянно приезжали оркестры, солисты. Сейчас этого нет. Многие филармонии самостоятельно решают эти вопросы. Причем при приглашении гастролеров материальные затраты ложатся на плечи принимающей стороны. Теперь, наконец, появился Союз концертных организаций, который должен нам помогать отправлять наших музыкантов на гастроли в другие регионы и приглашать к нам музыкантов из других российских городов, столицы и зарубежья.
– В таком случае, какими исполнителями филармония порадует слушателей в ближайшее время?
– Наш традиционный международный апрельский фестиваль, который с прошлого года стал называться «Мир. Эпоха. Имена», обещает быть насыщенным и богатым на звезды классической музыки. Его откроет вместе с Ульяновским симфоническим оркестром Николай Петров, пианист с мировым именем. Закрытие будет происходить тоже с участием нашего оркестра, солист – русский пианист из Швейцарии Борис Спасский. В гости приедут два выдающихся органиста: Даниэль Зарецкий из Санкт-Петербурга и Ив Куэно из Франции. Ждем нашу землячку, солистку Московской филармонии Наталью Полянинову, которая споет с оркестром русских народных инструментов. «Державе» предстоит играть с канадским дирижером Стивом Шаннетом, яркой звездой международного уровня.
– Как Вы считаете, какой период переживает сейчас классическая музыка в смысле интереса к ней слушателей? Не окажутся ли залы пустыми?
– Говорят, классика не актуальна. Приходится слышать: вот на Бориса Моисеева собрался полный зал, а на вашего Бетховена – только половина. Но это – вещи не сопоставимые. Классическая музыка относится к духовной жизни человека, и рано или поздно он к ней приходит. Это путь к себе, к открытию своего «я». Требовать на такую музыку аншлагов можно, если приезжает звезда, такая, например, как Денис Мацуев. Увы, сейчас в музыкальные школы и на музыкальные факультеты вузов недоборы. Уже не хватает музыкантов в наших оркестрах, и заменить их некем. Приглашать из других городов мы не можем, потому что нет для них квартир. Хочется быть оптимистом: проблемы все же решатся. А публика в залах будет всегда, аншлаги есть и будут.
– Даже в таком зале, как БЗЛМ?
– Действительно, у нас нет специального зала для симфонических концертов со специальной акустикой, какие есть в достатке в странах Европы.
– Если начать жизнь сначала, Вы бы все повторили?
– Да, было интересно, надеюсь, так же будет и дальше!
P.S. 14 марта в зале филармонии состоится юбилейный концерт Ларисы Куфтиной с участием филармонических коллективов и солистов.