Немецкий профессор Мартин Венке, побывавший недавно в Ульяновске, считает главной бедой России бездорожье, а главной ценностью – умение хранить свои корни.

– Господин Венке, вы заведуете экономическим факультетом в университете Нидеррейн. Как решили связать свою жизнь с экономической наукой?

– По российским стандартам, я поздно принял решение о получении высшего образования. Окончил техникум, прошел альтернативную службу в армии. В 22 поступил в университет Эссена. Зато к этому возрасту я уже мог предпринимать осознанные, взвешенные шаги и профессию выбрал ту, которая казалась мне интересной и перспективной. Специализировался на народной экономике и эконометрике. По окончании вуза работал в исследовательских центрах научным сотрудником.

– Почему выбрали науку, не захотели стать экономистом-практиком?

– Это не было запланировано заранее. Просто на том этапе жизни мне необходимо было учиться, я стремился воспользоваться возможностью, пока есть достаточно времени и сил, для меня был важен рост. Вообще сейчас понимаю, что во многом карьера в науке складывалась удачно благодаря счастливому случаю. Однажды попал на лекцию одного из сотрудников научно-исследовательского центра, и он пригласил студентов пройти практику с последующим получением работы. Я воспользовался шансом. Позже руководитель этого центра предложил мне место на его кафедре и возможность начать работу над кандидатской диссертацией. Сферой моих интересов стали экономическая математика и статистика.

– Занимаясь организаторской работой и преподаванием, продолжаете научные исследования?

– Мне сложно выделить, какая из сфер моей деятельности является приоритетной. Преподаю. Занимаюсь научными изысканиями в сфере макроэкономики, эмпирической экономики, экологической экономики. Мы с коллегами основали при вузе исследовательский институт по развитию региональных структур. Много сил и времени занимает деканство. Также в моем ведении – интернациональные контакты факультета, мы сотрудничаем прежде всего с вузами России, Чехии, Польши. Весь этот семестр я провожу в зарубежных поездках. Вот приехал в Ульяновск по приглашению Ульяновского госуниверситета.

– Сегодня главная тема – мировой финансовый кризис. Привлекаются ли в Германии специалисты вузов для решения экономических проблем?

– Да, в нашей стране есть практика создания консультационных комиссий, состоящих из ученых вузов, способных дать консультации по актуальным проблемам, не только экономическим. При правительстве регионов также организуют комиссии по тем или иным направлениям, приглашают экспертов из университетов, в том числе и нашего.

– Вы второй раз в Ульяновске. Изменился город?

– Я был здесь два года назад. Сегодня отметил некоторые благоприятные перемены в облике Ульяновска. Город строится. Поразил университетский городок на Набережной Свияги.

Меня восхищает умение русских хранить и ценить свою историю. Это бережное отношение к старине заметно, когда посещаешь уголки старого Симбирска – на территории заповедника все сохранено в том же виде, что и столетия назад. Когда проезжал мимо «Авиастара», захватывало дух. Я вырос в промышленном городе, меня трудно удивить размахом заводов, фабрик, но ваши промышленные гиганты меня поражают.

И все же заметно: чем дальше от Москвы, тем меньшими финансовыми ресурсами обеспечиваются регионы. Что для меня трудно понять – это вечные транспортные проблемы России. Я живу на Рейне, и в нашем городе 15 мостов! Ваша история с вечным транспортным коллапсом на волжском мосту и долголетним строительством нового меня, мягко говоря, удивляет.

– Нас тоже. Да, у России и Германии много отличий, и все же наши страны и народы находят массу точек соприкосновения. Что бы вы пожелали ульяновцам накануне открытия Года Германии в нашем регионе?

– Не думаю, что нужно изобретать колесо заново, у нас многовековые отношения. История полна фактами сотрудничества русских и немцев, исключая проблемный период Второй мировой войны. У России и Германии налажены экономические контакты – не только в том плане, что наш Шредер работает в вашем «Газпроме». Нужно теснее взаимодействовать в сфере туризма. Москва и Питер – это бренды, и мне обидно, что города на Волге не так популярны у туристов. Казань, Самара, Нижний Новгород, Ульяновск не только очень красивы, но и привлекательны в инвестиционном плане. Их надо, как это сейчас называется, «раскручивать». Одно из самых благоприятных направлений партнерства – система образования, высшая школа. Это даст новый импульс для развития контактов в будущем, сблизит новые поколения.

Ольга Николаева