Аспирант УлГУ знает, как решить проблемы выпускников гуманитарных специальностей, которым сложно найти работу в условиях кризиса.
Руслан Сурков, аспирант кафедры педагогики, профессионального образования и социальной деятельности, неоднократно представлял свой проект на различных конференциях, в том числе на прошедшей недавно в стенах УГПУ (она была посвящена Дню науки). Правда, поучаствовать на конкурсной основе он просто-напросто не успел – поздно сообщили. Работа аспиранта тесно связана с его диссертационным исследованием.
– Проект направлен на обеспечение профессиональной мобильности выпускников, – рапортует Руслан. – Он рассчитан на реализацию в рамках УлГУ, но его структура и механизмы могут быть использованы и в других вузах. Моя работа ориентирована на гуманитарные специальности. Почему был сделан такой выбор? На дворе экономический кризис, и гуманитарные специальности, как показывают проведенные мной исследования, в меньшей степени востребованы на рынке труда. Сейчас государство оказывает поддержку в основном техническим и рабочим специалистам, промышленному производству – Моторному заводу, УАЗу.
– Как работает ваш проект?
– В нем смогут принять участие студенты третьего и четвертого курсов, получившие базовые знания, фактически – знания бакалавра. Они уже готовы овладеть практическими навыками. Причем, если будущая специальность студента на рынке труда в данных экономических условиях не востребована, в рамках моего проекта он может освоить навыки другой. Конечно, менять свою профессию не совсем хорошо, но в период кризиса приходится идти туда, где вы действительно можете найти работу. Как будет осуществляться помощь? До третьего курса студент получает базовые знания, далее идет его интеграция непосредственно на производство. Институт супервизорства, или наставничества, широко используется на Западе, в основном в США. В России аналогов таким технологиям до сих пор нет.
– Значение этого слова известно далеко не всем…
– Наставничество – это когда молодой специалист прикрепляется к профессионалу, который обучает его практическим навыкам. У нас все жалуются, что студентам не хватает практики. А здесь уже идет обучение непосредственно на том предприятии, где необходим этот специалист. По окончании подготовки обучения можно будет судить о возможности или невозможности его принятия на работу.
– То есть предполагается, что студент будет совмещать учебу с работой на предприятии под присмотром опытного наставника?
– Да. У тех, кто учится по очной форме, вторая половина дня, я знаю, достаточно свободна. Четыре часа в день вполне достаточно, чтобы уделять внимание этому проекту.
– Как долго студент будет получать новые навыки?
– В течение года. Затем он получит сертификат об участии в проекте, оценки со стороны руководства предприятия и со стороны университета. Возможно, придется сдавать итоговый экзамен.
– Будет ли участник получать заработную плату за свою работу?
– Да, проект предполагает небольшой фиксированный оклад.
– Что требуется от студента для участия в этом проекте?
– Только личное желание. К сожалению, сейчас студенты не осознают всех сложностей, с которыми они столкнутся, когда закончат вуз.
– Когда, по вашим расчетам, проект будет готов к реализации?
– Он уже апробирован на студентах специальности “Социальная работа”, которых обучали навыкам в сфере “профессионального консалтинга”. Но сейчас мы расширяем действие проекта, поэтому он ориентирован на несколько гуманитарных специальностей. Уже сейчас мы готовы сотрудничать с Ульяновским моторным заводом. Также в планах – выиграть грант.
– Какую профессию студент-гуманитарий сможет освоить на промышленном предприятии?
– Социологи могут работать, например, специалистами по кадрам. Это не совсем та специальность, которой они обучались в университете, но все же близкая, смежная. Но даже если их научат собирать какую-то деталь, при адекватной зарплате, я не вижу причин, по которым они могут отказаться от работы на этом предприятии. Если из десяти участников пять согласятся на предложенную вакансию, то проект уже можно признать эффективным. Это произойдет, конечно, только в том случае, если студенты проявят себя и в достаточной степени овладеют навыками.
– Каких результатов действия проекта стоит ожидать?
– Положительных. Ведь предприятия, несмотря на все кризисы, нуждаются в молодых специалистах. И сам университет заинтересован в благоприятном трудоустройстве своих выпускников.
– На какие масштабы планируете выйти в будущем?
– Сейчас мы ориентируемся исключительно на гуманитарные специальности. Если программа будет работать эффективно, мы перейдем на уровень всего вуза, затем на вузы Ульяновска, после чего опыт можно распространять по всей России – в виде методических пособий и прочая.
– Есть ли минусы у этого проекта?
– Как разработчик этого проекта, я, конечно, должен видеть минусы. Но они станут очевидны, когда программа заработает. И вряд ли недостатки будут настолько существенны, что проект потребуется менять коренным образом. Конечно, что-то придется подкорректировать, но это абсолютно нормально. Серьезные проблемы возникнут, если кризис усугубится и предприятия сократят даже опытных профессионалов, способных взять под свою опеку студентов…
Николай Гурьянов