Цены на горючее – новость, которая всегда востребована. Она касается не только автомобилистов, но и каждого потребителя, до которого продукт питания или другой товар должен «доехать». Нас долго и настойчиво убеждают, что цены растут из-за расходов на перевозку. В то же время стоимость нефти падает. Получается парадоксальная ситуация: нефть дешевеет в несколько раз, а бензин – на несколько рублей.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в своих выступлениях неоднократно заявлял, что средняя стоимость Аи-95 не должна превышать 19 рублей за литр. При этом если компании в ближайшее время не снизят цены на нефтепродукты вслед за мировыми, антимонопольная служба будет вынуждена возбудить новые дела по признакам их злоупотребления доминирующим положением. Причем по закону ФАС России придется удваивать и утраивать штраф. Речь в этом случае пойдет о суммах в 4, 6 и даже 10 миллиардов рублей с каждой компании.
Ряд российских компаний уже пострадал от действий ФАС. Компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», ТНК-ВР и «Газпром нефть» были оштрафованы на суммы от 1,1 до 1,5 миллиарда рублей. Причина – злоупотребление доминирующим положением на рынке топлива летом 2008 года. Не исключено, что угрозы новых штрафов могут подвигнуть нефтяников снизить цены на ходовой бензин Аи-95 до 19 рублей за литр.
Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились к руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву.
Чиновников будут дисквалифицировать
– Игорь Юрьевич, один из главных вопросов, которые сегодня волнуют, – цены на бензин и нефтепродукты. Нам известно, что ФАС активно участвует в установлении адекватных цен. Расскажите, пожалуйста, что предпринимается на федеральном уровне.
– Осенью 2008 года ФАС России признала четыре крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании России, занимающие доминирующее положение на рынке нефтепродуктов, нарушившими антимонопольное законодательство. Нарушение выразилось в поддержании монопольно высоких цен на топливо. ФАС России оштрафовала каждую из компаний на более чем миллиард рублей, общая сумма штрафов составила почти шесть миллиардов.
Тем не менее динамика снижения цен на нефтепродукты в конце 2008 года явно не соответствовала динамике падения цен на нефть в мире. При более существенном падении цен в опте динамика снижения цен в рознице отставала значительно: если в первом случае цены упали до 60 процентов, то ценники в рознице изменились в среднем на 10-20 процентов.
В начале 2009 года был отмечен резкий рост цен на нефтепродукты в оптовом сегменте. 17 февраля ФАС России сообщила о возбуждении новых дел в отношении четырех крупнейших нефтяных компаний России по признакам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов. Учитывая, что компании нарушают законодательство повторно, ФАС России считает, что после завершения процесса рассмотрения дел данное обстоятельство может быть расценено как «рецидив» и станет основанием для наложения более крупных штрафов, чем осенью прошлого года.
Кроме того, ФАС России дала поручение всем территориальным органам проверить компании, занятые в нефтяном секторе, и в случае выявления признаков нарушении возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства. По состоянию на конец февраля, территориальными органами ФАС России уже возбуждено порядка 30 подобных дел, всего признаки нарушений отмечены в работе более чем 250 компаний.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся законопроекты, подготовленные ФАС и составляющие так называемый «второй антимонопольный пакет» законов. Один из законопроектов предусматривает внесение изменений в 178-ю статью Уголовного кодекса и устанавливает уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Мы также предлагаем ввести дисквалификацию как меру ответственности для нерадивых чиновников и топ-менеджеров компаний. Это означает, что если чиновник или топ-менеджер компании нарушат антимонопольный закон, то за свои противоправные действия они могут быть по суду дисквалифицированы на -срок от шести месяцев до трех лет. То есть они не смогут занимать свою должность в течение этого времени. Нам кажется это действенной мерой. Одно дело, когда компания платит штраф, и совсем другое дело, когда ты лично можешь быть отстранен от работы. Это научит чиновников и менеджеров соблюдать закон.
ФАС на нефтяные компании
Ульяновским УФАС России также возбуждено дело в отношении ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» и ООО «Татнефть АЗС Центр» по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в поддержании единых розничных цен на нефтепродукты с 11 января по 5 февраля 2009 года.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела комиссия посчитала необходимым привлечь в качестве ответчиков по указанному делу ООО «Симбирскнефть+», ЗАО «Искатель», ООО «Ресурс-Ойл», ЗАО «Онако-Комета» в связи с поддержанием данными компаниями в указанный период аналогичных розничных цен.
Очевидно, что административное воздействие на крупные нефтяные компании страны, а также действия Ульяновского УФАС ‘России имели свое воздействие на местном уровне. По сравнению с сентябрем 2008 года снижение цен в Ульяновской области (на 8 марта 2009 года) на Аи-76 произошло на 33%, на Аи-92 -на 29,5% (ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» -17,00 рублей, ООО «Татнефть АЗС Центр» -17,40 рубля), на Аи-95 – на 23,8%.
Не исключено и дальнейшее падение цен, так как 17 февраля 2009 года ФАС России приняла решение о повторном возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть».
Евгения ВАРЮХИНА.
Благодарим за помощь в подготовке материала Ульяновское УФАС России.