Именно в такую сумму было оценена изуродованная упавшим деревом машина и моральный ущерб пострадавших.

Андрей КОРЧАГИН

Летом прошлого года прогнившее дерево лишило чету димитровградских пенсионеров Шарифовых одного из основных средств к существованию – автомобиля «Жигули» шестой модели. Пострадавшие обратились в суд, после чего служители Фемиды обязали мэрию Димитровграда и местный комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству возместить Шарифовым нанесенные материальные убытки, а также компенсировать пенсионерам моральный вред. Но представители администрации города отказались признавать свою вину и платить по счетам. Димитровградская мэрия подала кассационную жалобу в вышестоящую инстанцию – ульяновский областной суд. А тот постановил весь судебный процесс провести заново.

От смерти спасли прекрасная реакция и Господь Бог

– 31 августа прошлого года едва не стал для нас с мужем последним днем жизни, – вспоминает подробности ДТП Лидия Максимовна ШАРИФОВА. – Мы с Фарманом Шукуровичем отправились на дачу, но до садового участка так и не доехали. По пути на нашу «шестерку» упала… старая, прогнившая ива. Огромное трехствольное дерево стояло метрах в четырех от дороги, и в момент, когда наши «Жигули» проезжали мимо, две ветки рухнули на машину. Одна ветка упала на багажник, другая – на капот. Автомобиль вздрогнул и через несколько секунд задымился. Если бы Фарман Шукурович не проявил прекрасную реакцию и не отключил замок зажигания, машина бы взорвалась и мы бы сгорели в ней заживо. А еще нас уберег Господь Бог: ведь ветки упади одна из веток на салон автомобиля – нас бы моментально раздавило. Едва мы выбрались из плена покореженной машины, как наши сидячие места оказались засыпаны грудой осколков. Это вдребезги разбилось лобовое стекло. А через некоторое время нашу машину обогнал рейсовый автобус, до отказа набитый пассажирами. Представляете, каким бы огромным могло быть количество жертв, проезжай этот автобус на несколько минут раньше…

Денег, заботы и извинений не дождетесь

– Первую медицинскую помощь нам оказали водитель и пассажир, ехавшие нам навстречу, – вступает в разговор Фарман Шукурович. – Спасибо им большое за это. В наше сложное время от близких, порой сочувствия не дождешься, а тут совершенно незнакомые люди не бросили в беде. А вот прибывшие по вызову работники ГАИ проявили черствость сердец: согласились эвакуировать нашу разбитую машину только после оплаты соответствующей услуги. А стоила она недешево – 1500 рублей. Таких денег у нас с собой не оказалось, пришлось эвакуировать автомобиль собственными силами. Спасибо, помогли друзья.

Пострадавших пенсионеров госпитализировали в больницу, где их ждало длительное лечение.

– У мужа врачи диагностировали закрытый перелом правой руки – гипс сняли только через полтора месяца, – рассказывает Лидия Максимовна. – А травма ноги беспокоит его до сих пор, видите, хромает. У меня медики зафиксировали многочисленные ушибы тела и травма правой руки. Хотя с момента ДТП прошло уже более полугода, рука до сих пор плохо функционирует.

За время длительного лечения Шарифовых никто из руководства городской администрации не пришел к пострадавшим пенсионерам, не извинился, не предложил помощи. Если гора не идет к Магомеду, значит Магомед идет к горе: Фарман Шукурович отправился в димитровградскую мэрию и написал ходатайство на компенсацию потерянного автомобиля.

– «Жигули» были для нас фактически основным кормильцем, – говорит глава семьи Шарифовых. – Мы оба пенсионеры, запас продуктов делаем на приусадебном участке, куда добирались на своем «железном коне». Кто-то может сказать, что можно доехать и на автобусе. Но от остановки надо еще идти пешком минут сорок. Нам с супругой уже под семьдесят, в таком возрасте совершать такие прогулки мы уже не в силах. Единственный вариант – добираться на машине. Чтобы «шестерка» была в норме, в 2007-м году вложили в нее все свои сбережения. После капитального ремонта «Жигули» стали, как новые. И вот такая потеря…

По словам Фармана Шарифова, поначалу представители мэрии признали свою вину, прислали эксперта, который оценил размер ущерба. 22 сентября обе стороны подписали акт, в котором администрация города обязалась выплатить Шарифовым стоимость разбитого деревом автомобиля. Но далее дело стало развиваться по иному сценарию.

– 10 октября нам позвонила начальник управления мэрии Димитровграда по правовым вопросам, еще раз уточнила, как мы хотим получить компенсацию – автомобилем или деньгами, и обещала перезвонить через неделю, вспоминает Фарман Шарифов. – Перезванивать пришлось мне, когда прошло уже дней 10-12. Представительница городской администрации в ответ заявила, что, к сожалению, в законе нет соответствующей статьи, обязующей мэрию оказывать горожанам помощь в таких ситуациях, и посоветовала обращаться в суд.

«Подарок» к сапфировой свадьбе

Чета Шарифовых обратилась с исковым заявлением в димитровградский городской суд о возмещении морального и материального вреда. Представители мэрии, стараясь оправдать свою вину, стали приводить различные доводы. Что, дескать, в день ЧП на улице была ветреная, дождливая погода, которая и привела к внезапно сломавшимся веткам. Также чиновники сослались на то, что в городе уже много лет не проводилась инвентаризация насаждений. А деревья на участке, где произошло ЧП, якобы, и вовсе не состоят на чьем-либо учете. И оценить количество ветхих деревьев в городе было невозможно. Однако, эти доводы были опровергнуты многочисленными свидетелями. Так, например, представитель экологической службы подтвердил, что упавшее дерево было заражено лишаем и грибком. Нашлись и очевидцы, которые видели, как падал огромные ветки. И никакого ветра и дождя при этом не наблюдалось. В результате димитровградский суд встал на сторону потерпевших и вынес решение в их пользу. Служители Фемиды пришли к нескольким выводам. Что причиной ДТП послужила ненадлежащая организация работы городского комитета по жилищно-коммунального комплекса и строительства по благоустройству города. Что вовремя не было выявлено аварийное дерево, и не были приняты необходимые меры безопасности. Нанесенные материальные убытки, в частности стоимость поврежденной машины – 98600 рублей, суд обязал возместить в полном объеме. Также администрация города и комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству должны были возместить пострадавшим пенсионерам и моральный вред: главе семьи в размере 30 тысяч рублей, его супруге – 8 тысяч рублей.

Однако денег Шарифовы не дождались. Ответчик подал кассационную жалобу в вышестоящую инстанцию – ульяновский областной суд. К тому же решение городского суда опротестовала и димитровградская прокуратура, посчитавшая сумму морального вреда заниженной.

24 февраля у супругов Шарифовых была сапфировая свадьба – 45-летие совместной жизни.

– Муж подарил мне в этот день букет моих любимых цветов – роз, – вспоминает Лидия Максимовна. – Был в этот день и еще один «подарок»: областной суд, рассмотрев материалы нашего дела, посчитал, что из-за того, что неправильно указан ответчик, отменил решение димитровградской Фемиды и отправил дело на дополнительное расследование. Причем, рекомендовал своим димитровградским коллегам провести новое заседание новым составом суда. Получается, тем судьям нет доверия?

Итак, дело с претензией пенсионеров Шарифовых к мэрии родного города вернулось на круги своя. Первое заседание в димитровградском городском суде назначено на 26 марта.