Власть на рынке труда перешла от сотрудников к работодателям. Но кто здесь победитель, а кто проигравший — покажет время.
Тенденции рынка
Дисбаланс спроса и предложения — пожалуй, естественное состояние кадрового рынка и стимул для его развития. Если говорить о «новейшем экономическом периоде», то на ульяновском рынке труда резкий рост спроса был отмечен в 2004 году. Мониторинг показал увеличение потребности в кадрах на предприятиях области по сравнению с предыдущим годом на целых 50%! Причин тому нашлось две: «близорукая» кадровая политика (в 2003 году только один из десяти работодателей планировал потребность в кадрах на срок больше года) и рост экономики региона, срочно потребовавший дополнительной рабочей силы.
Аналитики с удовольствием констатировали, что региональный рынок труда быстро переходит от состояния безработицы к дефициту рабочей силы. Росла конкуренция во всех секторах рынка — рос спрос на квалифицированных сотрудников. Работодатель усиливал требования к персоналу, старался замещать вакансии людьми с более высоким уровнем образования.
Прогнозировалось, что такая тенденция будет доминировать в 2005-2010 годах. А в числе проблем рынка обозначился дефицит кадров с высшим профессиональным образованием. В 2003 году на долю таковых приходилось меньше 16% работников. Впрочем, дисбаланс этот быстро выравнивался. И вузы постарались, и сказалась меняющаяся ментальность общества: не иметь высшего образования становилось просто неприлично.
В 2008 году говорили уже о дефиците не специалистов с вузовскими дипломами, а высококвалифицированных рабочих. А областные власти по-прежнему сетовали на то, что большинство предприятий региона не планирует кадровую политику на среднесрочную перспективу.
Рынок труда стал кандидатским. Правили бал на нем соискатели вакансий, которые все завышали и завышали свои зарплатные притязания. В попытке удержать ценные кадры и нанять лучших специалистов работодателю приходилось постоянно повышать вознаграждение и формировать более выгодные, чем у конкурентов, компенсационные пакеты. Рекрутеры заговорили о диктатуре соискателя. Причем далеко не всегда подкрепленной реальным уровнем профессионализма.
Стратегически мыслящие компании всерьез взялись за внутрифирменное обучение персонала. Правительство региона повело речь о переходе на систему госзадания на подготовку кадров. А кадровая политика послед-них лет сводилась к погоне за кадрами и повышению зарплат.
И если еще в 2004 году динамика рынка труда была отрицательной, то уже в 2007-м среднесписочная численность работающих в Ульяновской области увеличилась по сравнению с 2006-м на 3,3%. 442 тыс. человек в масштабах нашего региона — цифра немаленькая.
Начиная с 2004 года, в области наметилась стабильная тенденция снижения безработицы. Уровень регистрируемой на начало 2005 года составлял 3,5%, на конец 2006-го — 2,3%, 2007-го — 1,76 %. А по 2008 году она и вовсе составила 1,61% от экономически активного населения. Уровень же общей безработицы с 9,4% за 2004 год снизился до 4,7% за 2007-й.
Концептуальный подход
К 2008 году кадровый потенциал назывался одним из ведущих рычагов «экономического прорыва» региона. В Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года ставка делалась на инновационный сценарий — а значит, кадровый ресурс становился стратегическим.
Одной из ключевых задач правительства области объявили формирование инфраструктуры подготовки, привлечения и удержания высококвалифицированных кадров. Настало время задуматься о создании системы управления трудовыми ресурсами региона. А это и анализ, и прогнозирование, и планирование потребности. Плюс координация деятельности всех участников рынка труда. Заговорили о необходимости целевой программы развития трудовых ресурсов. О формировании госзаказа на профессиональное обучение. О системе господдержки и стимулирования работодателей, проводящих активную кадровую политику.
И если Концепция развития российского рынка труда появилась в 2007 году, то ульяновскую разработали к концу 2008-го. В российской серьезными проблемами рынка назвали неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны, несоответствие профессионального образования потребностям рынка, отток высококвалифицированных кадров за рубеж, нелегальную трудовую иммиграцию. Разработчики российской концепции считали, что ситуацию с трудовыми ресурсами может улучшить повышение уровня
легализации доходов и создание условий труда, позволяющих обеспечить высокую
производительность. Документ, рассчитанный на 2007-2010 годы, ставил во главу угла увеличение доходов работников, стимулирование работодателей и тотальное повышение квалификации всех и каждого.
Концепция развития трудовых ресурсов Ульяновской области пока не обнародована, но понять приоритеты можно, изучив все ту же региональную стратегию социально-экономического развития. В ней говорится, что слабой стороной инновационного сценария развития региона является дефицит кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями. А еще — низкая производительность труда при росте зарплат. Плюс разбалансированность интересов рынка труда и рынка образовательных услуг.
Стоит ли сейчас углубляться в детализацию предполагаемых действий? Известно, что новое — это хорошо забытое старое. Не случайно на февральском заседании ульяновского Клуба кадровиков (который вот уже десять лет действует при УлГТУ под активным руководством Александра Пещаницкого) с горечью говорили о том, что многое, что предлагается сегодня, уже было — и на УАЗе, и на Ульяновском механическом заводе, и на других предприятиях. Межведомственная программа повышения престижа рабочих профессий и областной совет профориентации — это, конечно, здорово, но в одночасье изменить ментальность невозможно.
Как бы то ни было, концепция развития трудовых ресурсов региона согласовывается на правительственном уровне и должна быть принята буквально в марте. За ней последует программа. Но насколько в наступивших экономических условиях можно говорить о развитии?..
Отраслевые метаморфозы
Роль и место трудовых ресурсов в региональной политике можно проследить по их отраслевым «кураторам». В начале 2000-х труд и занятость в Ульяновской области были прерогативой министерства экономики. Оно заказывало мониторинги рынка, отслеживало динамику и строило
прогнозы. Затем управление по труду вошло в структуру министерства промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов. Основной задачей стал рост зарплатных позиций региона: работодателям настоятельно рекомендовалось выводить заработки из тени и выходить на уровень, средний по отрасли.
Появился региональный союз работодателей, ведущие предприятия стали заключать соглашения с правительством.
Но грянул кризис. И в 2009 году в регионе появляется министерство труда и социальной защиты. Название говорит само за себя. В масштабах же страны ситуацию на рынке труда сегодня отслеживают целых четыре ведомства. В Роструд стекаются уведомления о предстоящих
сокращениях. Минздравсоцразвития отвечает за выработку политики на рынке труда. Минэкономразвития занято прогнозами безработицы. Сведения о фактической безработице собирают Роструд и Росстат. А главным действующим лицом на рынке труда становится инспектор службы занятости.
Количество теряющих работу пугающе растет. Госвливания в поддержку нуждающихся увеличиваются. Но вот парадокс: поскольку через службу занятости проходят пособия по безработице, формально она не заинтересована в сокращении безработных (чем их меньше, тем меньше денег останется в системе). Чем больше же нуждающихся в работе — тем выше бюджеты на активную политику занятости…
По прогнозам, главный удар по рынку труда придется на лето, когда финансовый кризис дойдет до реального сектора экономики. А нынешняя кадровая политика, как правило, сводится к минимизации. Планируют ли работодатели набирать новый персонал? Исследований по ульяновскому рынку на этот счет нет. А журнал «Компания» приводит данные Profi Online Researh по Москве: 35% участников опроса «хотели бы, но нет возможности», 25% не планируют, 23% — «да, только если возникнет жесткая необходимость», 10% планируют, «поскольку сейчас можно найти хороших специалистов», а 7% планируют найти элитный топ-менеджмент.
Часть ульяновских рекрутерских компаний сокращает или перепрофилирует свою деятельность. Банки вакансий тают. Интернет забит резюме соискателей. А новый интернет-ресурс Минтруда получил многообещающее название trudvsem.ru. Так все-таки труд или пособие по безработице?..
Мария Мишина