Дом престарелых в поселке Силикатный Сенгилеевского района неожиданно стал центром пересечения интересов административных и правоохранительных систем.

Это здание – Дом солдатских вдов – построили в 1993 году. Строили зимой, со многими нарушениями. От этого комфортной жизни у стариков не получилось – в квартирах было просто холодно. На что они постоянно жаловались.

В 2004 году район передал здание в управление своему ЖКХ. В 2005 году Силикатненскому поселению было передано все, что не гоже району. В том числе и этот проблемный объект. И возможности к тому времени что-то инвентаризировать.

– А я уверен, – говорит глава Силикатненского городского поселения Ранис Маллямов, – что передача произошла неправильно и ошибочно! Такие учреждения не должны быть в ведении муниципалитетов нашего уровня.

В 2006 году Ранис Маллямов обратился с письмом к губернатору и главе района.

– Мы сами провели собрание, – рассказывает Ранис Ринатович, – и попросили рассмотреть вопрос либо о содержании дома, либо о том, чтобы дать людям приватизировать квартиры. С тем, чтобы войти в 131 закон о местном самоуправлении и цивилизованно решить все бытовые и коммунальные проблемы. Ответа не получили ни из области, ни из района.

В конце 2008 года силикатненцы вернулись к проблеме и снова отправили письма в область и район. Потому что со своим очень неопределенным статусом «Почти без документов» дом не попадал в федеральную программу ремонта жилья. И был обречен на дальнейшее разрушение. Ответа опять не последовало.

Но когда в январе 2009-го в Коми сгорел подобный дом, силикатненским объектом вдруг сильно заинтересовались все структуры. И зачастили в поселок с проверками.

А в районе вдруг поняли, что дом престарелых в поселке – это головная боль, от которой нужно срочно избавляться. И начался стремительный процесс, от которого сам Маллямов до сих пор в шоке и недоумении.

– 16 февраля, – рассказывает Ранис Ринатович, – глава администрации МО «Сенгилеевский район» издал распоряжение о недействительности прежних документов, определяющих статус дома престарелых, и признании этот дом жилым. Причем, и документы на этот дом нашлись моментально!

Оказывается, если того требуют интересы личного спокойствия, можно просто признать недействительным любое прежнее распоряжение и издать новое. То есть, история – она пишется так, как нужно, а не так, как есть.

19 февраля в Силикатный пришел очередной документ из района. В нем Маллямову предписывалось в кратчайшие сроки привести в соответствие с нормами содержания всех жилых домов поселка дом на улице Энгельса, 1 – то есть, дом престарелых, который таковым быть перестал после того, как случилось несчастье в Коми.

Меж тем, днем раньше, 18 февраля Ранис Маллямов получил еще одно письмо. Из него глава поселения узнал, что прокуратура района провела проверку дома престарелых и на основании результатов обратилась с исковым заявлением в суд. В котором просит: первое – признать бездействие МО «Силикатненское городское поселение» по установке пожарной сигнализации в специализированном объекте. Второе – обязать поселение установить эту самую сигнализацию. В этот самый дом престарелых, который, как оказалось, вчера таковым быть перестал.

Что будет с домом при таком к нему отношении, неясно. Маллямов очень хотел бы сделать все быстро, но прекрасно понимает, что бюрократия сильнее его желаний.

– Мне сейчас нужно заказать техпаспорт на дом, – говорит Ранис Ринатович. – Это немалые деньги и долго по времени. Я должен дать возможность людям приватизировать квартиры, а этот год – последний для приватизации.

И еще один интересный момент. Бывший дом престарелых – строение специфическое и отличается от обычных многоквартирных домов. Если снаружи он ничем не отличается от своих двухэтажных собратьев, то внутри – совершенно другой. С фойе, рекреациями и другими местами общего пользования. Которые, пусть даже плохо, но все-таки отапливаются. Это деньги. И освещаются тоже не бесплатно. Вряд ли пенсионеры согласятся с тем, что они должны платить за эти квадратные метры.

P.S. Совершенно неожиданно выяснилось, что власти Сенгилеевского района то ли умышленно, то ли по незнанию утаили информацию о том, что Дом солдатских вдов НИКОГДА НЕ ИМЕЛ статуса специализированного учреждения.

Об этом газете сообщил помощник прокурора области Василий Зима. Если бы информация эта была доступна Маллямову, думается, не дожидаясь проверок, штрафов и судов, он давно привел бы этот дом с соответствие с нормами содержания всех домов его поселения.