Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей, а также волос, кожи, тела… других людей. То есть делать бизнес на стремлении сограждан выглядеть молодо, красиво, подтянуто. Тем более что весна на дворе.
Женщины начинают и…
Еще древнеримский поэт Овидий (I век до н.э.) напоминал своим соотечественницам о пользе ухода за собой, без которого «красота погибает, даже если лицом схожа с Венерой собой», и в первую очередь советовал следить за прической.
Сегодня в Ульяновске выбор цирюлен огромен. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, на конец 2008 года в городе зарегистрирована 221 парикмахерская. На деле же их раза в два больше: как отметили чиновники, подобные учреждения растут «как грибы после дождя», правда, иные спустя время «благополучно» закрываются.
Как правило, этот бизнес популярен у педагогов, творческих людей, которые приспособили под парикмахерские колясочные, квартиры на первом этаже.
Было время, когда жительница Нового города Светлана Панова учила ребятишек в начальной школе. 10 лет назад ушла в «свободное плавание». Сейчас парикмахерская, названная в честь хозяйки, занимает в многоквартирном доме небольшую часть подъезда, где сделан скромный ремонт. Впрочем, и цены — соответствующие, несмотря на недавнее повышение на 10%. Предпринимательница вынуждена была пойти на этот шаг: слишком выросла расходная часть ее бизнеса: электроэнергия — 4,7 рубля за КВт, аренда крохотного помещения — порядка 8 тыс. рублей в месяц и пр. В более выгодной ситуации находятся предприниматели, которые приобрели квартиры на первом этаже и смогли переоформить их в нежилые помещения.
А вот «проходное» место — отнюдь не синоним успеха.
— К нам приезжают из других районов города, даже из центра, много бывает командированных из сельских районов, — рассказывает Светлана Панова. — Порядка 90% клиентов — постоянные. Среди них — люди совсем небедные, просто они умеют считать деньги.
Арифметика проста: например, в салоне «Делиз» на ул. Пушкинской женская стрижка стоит 600 рублей, а у Пановой — 150. Но, вместе с тем, стрижка с окрашиванием на короткие волосы в «Делизе» тянет на 800 рублей, а в центральных пафосных салонах Ульяновска за подобную процедуру возьмут уже 4-6 тысяч.
— Практика показывает, что высокая цена не всегда означает лучшее обслуживание, качественную услугу, — говорит предпринимательница Елена Братищева. — Но для многих имя салона, его престиж становится решающим фактором при выборе заведения.
Елена — тоже педагог по образованию, занималась различными видами предпринимательской деятельности, два года назад открыла парикмахерскую эконом-класса. Дело пошло, и недавно бизнес-леди презентовала уже салон бизнес-класса. Обороты двух заведений разнятся значительно. Если в демократичной парикмахерской средний чек составляет 200 рублей (хорошая выручка — порядка 100 тыс. рублей в месяц), то в «Fashion beauty class» — уже 500 рублей (150-200 тыс. в месяц).
В Ульяновске парикмахерские принадлежат, как правило, индивидуальным предпринимателям, салоны красоты — предприятия малого бизнеса. В индустрии красоты «заправляет» прекрасный пол. Среди исключений — директор Эстетического салона красоты «Этуаль» Олег Учаев. И то для него этот бизнес — семейный. Супруг — управленец, занимается «бумажной» работой, жена — отвечает за творчество. Овладела различными специальностями в сфере красоты, вошла в состав Международного Союза парикмахеров. Алевтина Учаева каждые полгода бывает во Франции, откуда привозит всевозможные новинки, на которые щедра современная индустрия красоты.
— Мы внедряли инновации и восемь лет назад, когда только открыли «Этуаль», — рассказал Олег Учаев. — Одними из первых в
городе внедрили аппаратный педикюр, установили специальную мойку для головы. А полтора года назад открыли филиал салона в Новом городе — в ТЦ «Самолет».
Сегодня в Ульяновске салонный бизнес представлен широко и разнообразно — от демократичных заведений (скромные интерьеры, розничная косметика, персонал без медицинского образования) до серьезных центров красоты, в
которых выше и цены, и класс
косметических средств, и уровень квалификации сотрудников, в том числе администраторов.
Среди звезд местной бьюти-отрасли, демонстрирующих результаты, что говорится, «на лицо», можно отметить салоны «DAY SPA Afrodita», «Paradise», «Sanlasar», «Body-spa», «Нескучный сад», «Ева», Центр медицины и психотерапии, Центр лазерной медицины, «Эвиданс», «Венеция», «Этуаль», «Academie», «Красивые люди», недавно открывшийся «Мажор»…
На достойном уровне индустрия красоты представлена и в Димитровграде — креативными салонами «Дива», «Жасмин», «Институтом красоты».
Не упускают «золотую жилу», развивая косметологические направления, и медицинские учреждения города — как государственные, так и частные. В МЦ «Академия», например, врачи-дерматокосметологи проводят мощные омолаживающие процедуры — ботокс, мезотерапию.
Вместе с тем, и салоны красоты ищут дополнительные источники заработка. Так, «DAY SPA Afrodita» — дилер израильской косметической линии «Christina» и компании MARTIN’EX, занимается
оптовыми поставками расходных материалов и оснащением салонов «под ключ» (парикмахерское,косметологическое оборудование, солярии, консультации и помощь при открытии салона красоты).
У «красивого бизнеса» немало проблем. С кризисом выручка упала практически по всех ульяновских учреждениях бьюти-индустрии. Но даже сейчас, по исследованию ВЦИОМ, парикмахеры вошли в тройку профессий, представители которых довольны своей работой.
Однако не все клиенты и, соответственно, руководители бизнеса довольны работой своих цирюльников и прочих тружеников сферы красоты.
— Проблема отрасли — катастрофическая нехватка кадров, — рассказывает директор ООО «Тосна-Диалог» Ольга Псигина. — Часто профессионалы, в обучение которых вложено немало средств и времени, становятся «домушниками», оказывают услуги на квартире у себя или у клиента по демпинговым ценам. Такое является незаконным предпринимательством, но с ним почему-то никто не борется. Из этой проблемы вытекает еще одна — мало кто из руководителей готов тратить свое время и деньги на обучение «зеленых» мастеров, гораздо проще переманить к себе более опытного мастера с готовой клиентурой. Эта проблема решаема: необходимо сделать так, чтобы на ульяновском рынке труда было достаточно высококвалифицированных специалистов, тогда вопрос
«звездности» того или иного персонажа отпадет сам собой.
— В ульяновских школах парикмахерского искусства — низкий уровень обучения, кое-где учат по пособиям 1967 года! — возмущается Елена Братищева. — Так что всерьез задумываюсь о создании в городе Школы красоты.
Каникулы в городе
Согласно интернет-голосованию, самыми популярными салонными процедурами 2008 года в России были признаны расслабляющий массаж, мезотерапия и уколы ботокса. В Ульяновске ситуация совсем иная: в тройке лидеров — стрижки, окрашивание волос, маникюр-педикюр. Впрочем, в городе есть устойчивый спрос на косметический массаж, омолаживающие процедуры, наращивание волос, эпиляцию, солярий. В салоны потянулась и молодежь, стремясь привести в порядок проблемную кожу переходного возраста.
А коррекция фигуры! «Если бы женщины перестали бороться с целлюлитом, я осталась бы без «хлеба», — смеется хозяйка одного из салонов красоты.
Среднестатистический посетитель ульяновского салона — женщина от 25 до 45 лет, неплохо зарабатывающая, ведущая активный образ жизни. Для нее привлекательная внешность — синоним успеха.
— Наши клиентки уделяют большое внимание своей внешности: сегодня модно быть ухоженным, — говорит Ольга Псигина. — Вместе с тем, в городе наблюдается мировая тенденция: женщина стремится не быть молодой (дама в 60 лет, выглядящая как девочка, смешна), а красиво стареть.
В серьезных салонных заведениях пропагандируется философия релаксации, особого образа жизни, отдыха с положительными эмоциями. Услуги в таких салонах, как правило, собраны в программы, цель которых — дать максимальный синергетический эффект при минимальных временных затратах.
— Главные изменения в салонном бизнесе связаны с тем, что косметические препараты для процедур стали сложнее, насыщеннее, а использование — короче по времени, — рассказывает хозяйка салона «Academie» Елена Никитина. — Если раньше на пилинг, массаж, маску, ампулу тратилось порядка 45 минут, то сейчас, скажем, криопластия дает такой же эффект минут за 20.
Еще недавно большие надежды связывались с мужчинами-клиентами: по данным опросов Nielsen, 78% российских мужчин считают нормальным тратить время и деньги на совершенствование своей внешности. Но сегодня представители сильного пола стали меньше посещать салоны красоты. В частности, это связано с появлением в розничной торговле «мужской» косметики, ее агрессивной рекламой.
В целом же люди пришли к пониманию, что домашний уход по эффективности не идет ни в какое сравнение с салонными процедурами, и стали более грамотными. Они осознают, что, скажем, массаж лица творит чудеса до определенного возраста, а потом это деньги на ветер. Необходимы более серьезные процедуры, использование сильных омолаживающих линий профессиональной косметики, мезотерапия, ботокс, а то и контурная пластика. Тем более что услугами пластического хирурга можно воспользоваться и в Ульяновске.
По мнению экспертов, в ближайшие годы в России будут востребованы spa-салоны и центры. Доля spa-объектов в общем количестве салонов красоты выросла уже с 10% до 50%. В Ульяновске картина намного скромнее. Чаще всего местные салоны красоты предлагают два-три вида spa-процедур или добавляют некоторые их элементы к традиционным услугам.
«Водные процедуры» можно принять и в банях. По официальным данным, их в городе 13, некоторые — с национальным колоритом (турецкая, римская, японская).
Есть в Ульяновске и заведения, где модное spa-направление развивают целенаправленно. Например, в «DAY SPA Afrodita» можно заказать как отдельные spa-процедуры (шоколадные обертывания и пр.), так и целый «пакет красоты и здоровья», например, программу «Spa выходного дня» («Каникулы в городе»).
А мечтающие приобщиться к «настоящему spa» могут воспользоваться предложениями ульяновских турагентств (см. табл.), отправиться в один из spa-отелей, которым в мире несть числа. Отдых в формате spa вам предложат в Греции, Тунисе, Франции, на Мальдивах, особенно много подобных отелей в Таиланде.
Кроме того, в большинстве приличных отелей для постояльцев предусмотрен целый комплекс услуг для красоты и здоровья. Как правило, часть сервиса (бассейн, баня, тренажерный зал) входит в стоимость тура, часть (массаж, маски и пр.) предоставляется за дополнительную плату. Впрочем, сам по себе приятный отдых — это уже заряд здоровья и красоты!
«Супермаркет» здоровья
Если вы довольны своей жизнью, если она проходит разнообразно и интересно, хочется как можно дольше жить. Без движения, без регулярных спортивных занятий эту задачу не решить. Кроме того, сегодня модно вести здоровый образ жизни, находиться в прекрасной физической форме, быть стройным, подтянутым, энергичным. Так что спрос на услуги оздоровительных спортивных центров только увеличивается.
Первые фитнес-клубы, созданные по образу и подобию западных, появились в Москве в начале 90-х. В конце 90-х столичный опыт начали перенимать и в Ульяновске. Рынок фитнес-услуг начал развиваться с клубов «Звезда», «Восток-Запад», «Арена», «Авиатор», «Альбатрос». Сегодня количество фитнес-заведений в Ульяновске растет не такими темпами, как в мегаполисах, однако качество и ассортимент услуг за последние годы выросли значительно.
— В этом плане, считаю, Ульяновск идет в ногу со временем, — говорит фитнес-менеджер клуба «Форма» Ольга Кузнецова. — Уровень профессионализма ульяновских мастеров на фоне коллег из других регионов достаточно высок. Наши инструкторы часто бывают на конвенциях в Москве, Самаре, Казани и представляют Ульяновск вполне достойно.
Ольга Кузнецова (она профессионально занимается фитнесом почти 20 лет) подчеркивает, что скучные однообразные тренировки (аэробика, танцкласс) остались в прошлом. Сегодняшние клиенты фитнес-клубов стали более взыскательными и требовательными, им подавай разнообразные фитнес-программы! Так что сегодня одних только комплексов упражнений по аэробике можно насчитать с десяток: в зависимости от интенсивности нагрузки, с прыжками и без прыжков, с использованием или без использования степ-платформы и пр.
Ульяновцы активно интересуются новинками из мира фитнеса и с удовольствием осваивают пилатес, стриптиз, латина-хаус, mind body и пр. Создан специальный комплекс аэробных упражнений для сильного пола — mans-class. Если 20 лет назад основными потребителями рынка фитнес-услуг были женщины, то сейчас количество мужчин и женщин, следящих за здоровьем и красотой своего тела, практически одинаково.
Оздоровительный бизнес традиционно персонализирован: многие постоянные клиенты спортивно-оздоровительных клубов идут «на имя» инструктора, и если любимый гуру переходит в другое заведение, тут же следуют за ним.
Чтобы быть в курсе мировых тенденций, серьезные мастера учатся у московских и зарубежных коллег. Так, ульяновский инструктор
Римма Дурынина регулярно бывает на родине йоги в Индии, планирует отправиться в Тибет, чтобы еще глубже раскрыть секреты этого древнего искусства.
Специалисты надеются, что Ульяновск, наконец, «созреет» для создания специализированного центра йоги, которые уже давно и плодотворно работают в других городах.
К сожалению, иные владельцы клубов не желают инвестировать не только в обучение сотрудников (инструкторы повышают квалификацию за свои деньги), но и в техническое переоснащение заведения, его интерьер. Это объясняется тем, что рынок фитнес-услуг пока еще не заполнен, и выбор, в принципе, невелик.
До недавнего времени в Ульяновске, например, не было ни одного заведения люкс-класса. Ситуация изменилась с открытием в середине марта фитнес-клуба «Форма», который объединил все направления фитнеса: боевые искусства, силовые упражнения с оборудованием (мини-штанги и пр.) в группе и т.д. В «Форме» сегодня — самый просторный тренажерный зал и четыре зала групповых программ c современным американским оборудованием. Развивается здесь и новое для Ульяновска направление — детский фитнес.
Обладателями дорогих клубных карт стали в основном руководители, владельцы бизнеса и члены их семей.
А клиенты более демократичных комплексов — не только предприниматели, но и врачи, преподаватели, студенты. Для них цена месячного абонемента в 1000 рублей или одного занятия в 150 рублей — вполне приемлема, так что количество завсегдатаев спортивно-оздоровительных клубов не уменьшается даже в кризис.
Ульяновские фитнес-клубы по примеру западных заведений все чаще превращаются в некие «супермаркеты здоровья», где можно «приобрести» не только красивое накачанное тело, но и модную прическу, сияющую молодостью и красотой кожу, ухоженные ногти и пр. Так, в «Форме» есть криосауна, spa-капсула, турецкая баня, аппаратная косметология и пр. В клубе «Звезда» работают косметологический, массажный кабинеты, фитобар, в «Итаке» — парикмахерская и т.д.
Если есть желание и возможности, ульяновцы могут воочию
убедиться в том, как работают спортивно-оздоровительные клубы за рубежом. Для этого местные турагентства предлагают специальные фитнес-туры, скажем, в Египет.
Эксперты уверены, что на ульяновский рынок фитнес-услуг и салонного бизнеса рано или поздно придут федеральные сетевые проекты, и тогда отрасль красоты и здоровья получит «второе дыхание».
Татьяна Задорожняя