Миниатюрные статуэтки с новой выставки в музее городского быта «Симбирск конца XIX- начала XX веков» приглашают зрителей вспомнить то время, когда эти безделушки были в моде, украшая интерьеры, и самим сочинить истории, которые могли бы случиться с разнообразными экспонатами-персонажами.

Толчок фантазии дают репродукции картин известных русских художников с Иваном-царевичем, скачущем на сером волке, с Аленушкой, грустящей у пруда, с веселыми охотниками на привале, с медведями в сосновом бору…

С самой старинной из фигур (не позднее 1905 года)-тонированным гипсовым «Ваней» – перекликается лубочная картинка. По музейной «легенде», когда-то у этого дурашливого, развеселого мужичка в красной рубашонке была своя «Маня», но она упала со стола, случайно сброшенная детской рукой, и… разбилась. Такая вот маленькая трагедия…

Можно придумывать истории про зимние игры детей с мальчиком, бросающим снежки, с пионером, мчащимся на лыжах с горки. Скромная фарфоровая статуэтка девочки с санками в этой группе – вещица редкая, входящая в специализированные каталоги. Кроме того, она имеет мемориальное значение, поскольку принадлежала некогда заслуженной учительнице СССР П.С. Назаровой.

Другая статуэтка – чернильница с забавными медвежатами – тоже хранит память о былом. В годы войны ее подарил дочке-первокласснице Тамаре Дороховой отец. Ему на фронт девочка писала свои первые в жизни письма, обмакивая перо в эту чернильницу. Сейчас Тамара Сергеевна рассказывает молодым об этой трогательной переписке, в которой на фоне войны раскрываются добрые,полные любви семейные отношения.

Балерины, русские красавицы, танцующие парочки, дети, животные, сказочные персонажи… Многие фарфоровые миниатюры на выставке – из фондов ГИММЗ «Родина В.И. Ленина», в который входит музей городского быта. Еще часть предоставлена частными коллекционерами. Остается удивляться их трепетному отношению к столь хрупким вещицам, которые они бережно сохраняют на протяжении десятилетий. Своими «сокровищами» не поскупились поделиться со зрителями, помимо уже упоминавшейся Тамары Дороховой, В. Никитин, Л. Дорогова, Л. Казакова и другие.

Русские фарфоровые скульптуры начали выпускаться в середине XVIII века Невской порцелиновой мануфактурой, в советское время ставшей Ленинградским фарфоровым заводом имени Ломоносова. Первоначально статуэтки исполнялись в стиле «второго рококо»: прелестные дамы, галантные кавалеры…

В 1818 году завод Гарднера стал выпускать серию фарфоровых скульптур, изображающих простолюдинов. Колоритные фигурки торговцев, дворников, мастеровых и других пользовались небывалым спросом.

Фарфоровый завод Попова старался удовлетворять все вкусы. Привилегированным кругам предлагались статуэтки франтов и модниц, а простому народу – косарей, пастухов, странников и так далее.

Тематика фарфоровой пластики изменилась после Октябрьской революции. Новые произведения отражали новую реальность.