Несколько лет назад горожане, среди которых немало любителей животных, были обрадованы: руководство Димитровграда пообещало, что решит проблему животных в городе, создав приют и пункт передержки. После подсчетов оказалось, что приют город не в состоянии построить. Нужен пункт временной передержки и стерилизации. А вскоре мы вообще развели руками: создать ничего не смогли, и единственным выходом признан массовый отстрел животных. Нет животного – нет проблемы. Да, «собаки бывают кусачими». Но разве не люди создали такую ситуацию, выбрасывая питомцев, обрекая их на холод и голод? Разве не беспечные хозяева выпускают на улицу своих кобелей без присмотра, будто специально заботясь об улучшении «собачьей демографии»? Какова ситуация с животными в городе сейчас? Что делать, чтобы ее разрешить по-человечески? Сегодня об этом мы спросили у троих специалистов, которые знают о проблеме не понаслышке

Ольга Данилова, заведующая поликлиникой ветеринарной медицины Мелекесской районной станции по борьбе

с болезнями животных: «Вызов должен быть адресным»

– Ольга Александровна, какое количество собак (домашних и бездомных) обитает на территории нашего города?

– Начнем с домашних. С начала года зарегистрировали 703 собаки и 605 кошек. Но это лишь те животные, которых приносили к нам на прием владельцы. Реальная цифра сильно отличается от этой. Что касается собак, которые обитают на улицах города, то подсчитать их не представляется возможным. Могу лишь предположить, что каждый месяц в среднем в городе рождается около ста собак. Но контролировать численность животных можно только тогда, когда ведется их регистрация и чипирование или клеймение. И только в том случае, если эта армия бездомных не будет постоянно пополняться за счет того, что несчастных выбрасывают или теряют хозяева.

– Как должен осуществляться отлов?

– Правилам и законодательству противоречит выезд по анонимным или безадресным вызовам. Все вызывающие службу отлова должны называть свои имя и фамилию, адрес, а также указывать причину вызова, описывая конкретное животное. Кроме того, тот, кто сделал вызов, обязан встретить машину, все объяснить и показать. Если вызов не будет объяснен с точки зрения здравого смысла или если вызывающий позвонил, чтобы «отомстить соседу», он должен оплачивать ложный вызов. Есть у нас еще и хозяева (не берусь дать таким людям определение), которые вызывают службу отлова для своих животных! Это не просто бесчеловечно, эти люди таким путем пытаются решить свои проблемы за счет городских средств. Такое просто недопустимо. И работники службы отлова должны каждый раз вникать в ситуацию, а не бездумно выполнять «заказ».

В Законе Ульяновской области об административных правонарушениях предусмотрено наказание владельцев животных за неправильное их содержание, в том числе за выбрасывание на улицу за безнадзорный выгул. Закон должен работать.

Лариса Жарова, начальник отдела эпиднадзора Регионального управления №172 ФМБА России Лариса Жарова: «Кусаются

в основном домашние»

– В марте каждую неделю в среднем регистрируется 10-14 укусов. На прошлой неделе почти все они были спровоцированными. Кроме того, кусали домашние, а не бродячие животные.

Надо заниматься именно профилактикой укусов. И сделать это поможет решение главной проблемы – выполнения владельцами собак правил содержания домашних животных. Когда владельцы не будут выбрасывать своих собак или отпускать на свободный выгул, тогда укусов не будет. Закон предусматривает наказание безответственных владельцев. Закон есть. Почему он не работает?

Андрей Агафонов, директор ООО «Чистый город»: «Мы готовы решить проблему гуманно»

– Мы начинаем пользоваться духовыми ружьями, заряженными шприцами с новым препаратом, рекомендованным нашей ветслужбой.

– По правилам, даже если отловили агрессивную собаку, препарат должен не убивать, а лишь усыплять, а потом ветеринар осматривает животное, и решается вопрос о дальнейших действиях…

– К сожалению, у нас нет пункта передержки. А потому деваться нам некуда. Если пункт появится, мы обязательно будем придерживаться этого правила. Ведь у нас много жалоб на покусы. Мы созванивались со специалистами из Нижнего Новгорода. У них создан такой пункт. И там отловленное животное осматривается ветеринарным врачом и содержится от трех дней до полугода. Если собака неагрессивная, ее обычно стерилизуют и выпускают на прежнее место обитания. Породистых или востребованных пристраивают. В Нижнем Новгороде существует муниципальный заказ на содержание собак во временном пункте, и на год администрацией города на их содержание выделяется шесть с половиной миллионов рублей. Питание одной собаки в день обходится в 47 рублей.

– Сколько на год выплачивается вашей службе?

– Нам выделили 930 тысяч.

– У нас животных куда меньше, чем в Нижнем Новгороде, и нам шесть миллионов не надо. Так, может быть, если добавить немного, удастся создать пункт?

– Нет, это ведь только на содержание нужно столько, а ведь сначала надо построить или выделить помещение.

– Вы ежедневно выезжаете на отстрел?

– Мы занимаемся не отстрелом, а отловом.

– Но вам же приходится этих животных убивать, так зачем называть это другими словами? В некоторых документах вообще звучит такое бездушное канцелярское словосочетание, как «утилизация животных», будто речь идет о макулатуре. Речь не о вашей службе, а о подходе к этому больному вопросу во многих городах нашей страны. Так вы выезжаете ежедневно?

– Да, по графику отлова бродячих животных, на каждый район города – по неделе. График подписан председателем комитета ЖКК.

– Но ведь любой график и любые внутренние правила должны согласоваться с законом, а также с правилами содержания кошек и собак. И хотя наши городские правила недоработаны и не приведены в соответствие с другими законами, даже в них прописано, что выезд делается адресно, и только по письменному вызову. А уж выезд по плану по районам… Это же уничтожение популяции собак. Понятно, что это удобно службе, что так выезжать эффективней.

– Собаки и кошки очень быстро плодятся.

– Но контролировать численность надо иначе. Причина пополнения бездомной армии – выбрасывание животных и нахождение их на улице без присмотра. Укусы на прошлой неделе почти все сделаны домашними собаками.

– Я согласен с этим. Надо наказывать хозяев, а не животных. Закон о наказании в Ульяновской области есть, но рычаги для наказания пока не отработаны. Пора заняться именно этим! И для этого должна работать специальная служба. А пока ситуация безвыходная… Моя бы воля, я бы никого не отлавливал.

P.S. Барон Мюнхгаузен планировал подвиг. А у нас в городе по плану ежедневно совершается уничтожение живых существ. Это, по сути, расписка города в неумении решить проблему гуманным путем.

И речь идет не только о гуманном отношении к животным. Речь и о людях, которые страдают от такого положения вещей. В редакцию пришла заплаканная пожилая женщина. Она кормила собак в больничном городке, возле гаражей. А одна из работниц вызвала службу отлова. Собак убили. Как потом оказалось, женщина, вызвавшая службу, мстила кому-то из работников гаража. Как рассказала пришедшая в редакцию, она тяжело больна, а после отстрела животных не находит себе покоя, состояние ее резко ухудшилось…

Все сходится на том, что пора не говорить о наказании, а найти рычаги приведения его в действие. Кто же займется этим?

Нонна АЛИЕВА