Многие считают, что оптимизация образования – это закрытие маленьких сельских школ. И мало кто знает, что создание института земских учителей, передвижных школьных лабораторий, социокультурных центров тоже входит в понятие оптимизации. Цель: создать равные возможности для получения качественного образования как городским, так и сельским детям. Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Екатерина Уба приняла участие в парламентских слушаниях, проходивших в Москве. Главный вопрос, который обсуждался на столь высоком уровне, касался обеспечения конституционных гарантий на получение образования в сельской местности. Вопрос поднят не случайно. Сегодня по всей России идет процесс реструктуризации или, как его еще называют, оптимизации учебных заведений. Не везде модернизацию системы образования встречают на «ура». Особенно сложно этот процесс идет в сельской местности. Большинство жителей деревень выступают против объединения учебных заведений и всеми силами стараются отстоять родные школы, трудно идут к пониманию того, что это не всегда приносит пользу их собственным детям. Представители комитета по образованию Государственной думы, Министерства образования и науки РФ, института социальной педагогики, высшей школы экономики, руководители органов образования и школ регионов обсудили проблемы оптимизации и пути их решения. – Практически везде реструктуризация проходит болезненно, – поделилась впечатлениями Екатерина Владимировна. – Региона, где бы она шла как по маслу, нет. Как нет и универсального рецепта для всех. Оптимизация системы образования в России началась в 2002 году. Тогда в качестве реализации проекта выбрали 18 пилотных регионов. После чего информацию о процессе обобщили и структурировали. Ульяновская область не вошла в число первопроходцев, поэтому у нас есть прекрасная возможность воспользоваться опытом коллег и избежать распространенных ошибок. Обсуждая реструктуризацию, особое внимание уделяли селу. Что не случайно. – Процент людей, проживающих в деревнях, за последнее время не уменьшился, – отметила Екатерина Уба. – По сравнению с переписью населения 1955 года, он на том же уровне. То есть цифра стабильная и составляет примерно 23 % от общего количества населения страны. Люди уезжают в город не чаще, чем это было 10 – 15 лет назад, хотя некоторые пытаются нас в этом убедить. Ситуация такова, что количество населения сокращается как в деревне, так и в городе. Именно поэтому сейчас и уменьшается количество школ. Неизбежно возникает вопрос: есть ли смысл содержать здание на 800 учеников и обучать там сто человек? Нужно четко понимать, что оптимизация – это адекватная реакция на сегодняшнюю действительность. Но при сокращении количества учебных заведений ставка должна делаться не на экономическую составляющую, а на повышение качества образования. – У всех детей должны быть равные права и возможности, – высказала свою позицию Екатерина Владимировна. – И не важно, обучается ребенок в сельской школе или в городской. Каждый должен получить разностороннее, качественное образование. Кстати, этого уже удалось добиться в Чувашии. Там оптимизация выходит на завершающую стадию. И специалисты констатируют факт: сегодня уровень, знаний, которые получают сельские ребята, сравнялся с тем, что дают в городских. Причем это подтверждено реальными цифрами. Повышение качества невозможно без модернизации и внедрения новых, современных, методов преподавания. В качестве примера можно привести создание социокультурных центров,. объединяющих под одной крышей детский сад, фельдшерский пункт, библиотеку, Дом культуры, спортивные секции и непосредственно саму школу. В таком центре для школьников должна быть прописана единая программа развития, определяющая, как педагоги, родители будут пользоваться всем этим, чтобы дети выросли грамотными, нравственно и физически развитыми. Если такой единой программы не будет -цель не будет достигнута, поскольку это уже не социокультурный центр, а объединение под одной крышей разных организаций в целях экономии расходов. Такая оптимизация никому не нужна. Есть и другие, более традиционные варианты повышения качества образования. Например, в некоторых регионах прорабатывается возможность появления земских учителей (которые смогут сразу преподавать несколько дисциплин). Во многих селах нашей области такая практика уже давно существует по причине того, что в школах нет достаточного количества предметников. Таких учителей надо регулярно направлять на переподготовку по «смежным» предметам, тогда качество преподавания будет на должном уровне. Еще один вариант. Предположим, нет возможности перенести школу в другое село в связи с отсутствием хорошей безопасной дороги (требования безопасности подвоза являются одними из главных в данном вопросе). В этом случае можно организовать выезд учителей из больших школ в маленькие. Конечно, это вынужденная мера. Но если у преподавателя немного часов, ему вполне по силам работать в двух-трех селах, просто надо грамотно составить расписание. А для этого опять же нужен единый управляющий центр, который должен располагаться в райцентре. Этот же центр должен взять на себя и решение вопросов, связанных с компенсацией расходов учителей на дорогу. В некоторых регионах России такая практика уже существует: по итогам месяца преподавателям возмещают средства, потраченные ими на проезд к месту работы Передвижными можно сделать и лаборатории для занятий, такими предметами, как, например, физика и химия. Не сек7 рет, что в большинстве сельских школ лабораторные кабинеты, мягко говоря, оставляют желать лучшего: нет ни оборудования, ни реактивов, ни денег на их приобретение. А передвижная лаборатория запросто может обслуживать несколько из расположенных в одном районе школ. Эта мера позволит также трудоустроить сокращенных в процессе оптимизации учителей-лаборантов. Но опять же должно быть централизованное управление этим процессом. Передвижные лаборатории в России еще нигде не работали, но сама идея, по мнению Екатерины Уба, весьма перспективная. – Все эти меры – и земские учителя, и передвижные лаборатории – преследуют одну цель: сохранение хороших сельских школ, пусть даже маленьких, в которых дети получают качественное образование, – отмечает Екатерина Владимировна. – И важно, что в каждом регионе пытаются найти что-то свое, не навязывая муниципалитетам единый шаблон сверху. Ведь к процессу оптимизации необходимо подходить индивидуально, просчитывая все возможные варианты. Но, главное, чтобы то, что мы будем предлагать ребятам и их родителям взамен, было на порядок выше прежнего. В этом и заключаются суть и основной принцип оптимизации сети образовательных учреждений. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Алексеq
Опитимизаяци, а конкретней ликвидация школ в селах ,приведет к вымиранию населения, к чему и стремятся чиновники, нет населения – нет проблем,Возьмем село Аксаур Инзенского района. Закрыли школу, разбомбили здание, все село вымирает, в селе Палатово до 1997 года жило 650 человек, продали землю неизвестно кому, вернее заставили продать, сечас закроют школу, а там на данный момент осталось всего чуть меньше 200 человек, и 5-10 лет села не будет и так с каждым селом. Самое хорошее что могла сделать власть, как в области так и в районах – это оптимизировать себе заработную плату на период кризиса до минимального прожиточного минимума, вот это было бы самое лучшее что она могла сделать.