Газета «Димитровград» уже сообщила об успехе троих воспитанников заслуженного работника культуры РФ, руководителя ансамбля «Гармоника» Станислава Зевахина на Международном музыкальном конкурсе в Италии «Читта ди Фазано». По приезде Станислав Иванович, придя как всегда с новостями в нашу редакцию, рассказал о том, как проходили конкурсные выступления, о поездке в Ватикан, а также о необычном подарке городу

– Станислав Иванович, я знаю, что Алексей Мыкитенко, Константин Демин и Константин Новичков под вашим руководством в течение года шли к такому большому успеху.

– Это так. Первый шаг к этой победе был сделан в Москве весной 2008 года на Международном конкурсе «Весенние голоса». Второй шаг – в сентябре прошлого года на международном конкурсе в Болгарии. И вот в Италии мы сделали третий, решающий шаг.

– Отличалась ли организация этого конкурса от тех, в которых вы участвовали ранее?

– Да. Во-первых, все участники играли вперемежку: 25 пианистов и трое баянистов, в их числе Мыкитенко и Новичков. Казалось бы, конкуренция небольшая, но не тут-то было. Участников оценивали по стобалльной системе. Причем жюри начинало обсуждение конкурсанта сразу после его выступления, и в этот же день объявляло результат. Это второе отличие. Третье. Члены жюри (десять профессоров от музыки) сидели не как обычно за одним столом, а располагались в зале, кто где хотел. И форма одежды у них была, мягко говоря, очень фривольная. Кстати, в составе жюри не было специалиста по баяну. Мы боялись, воспримут ли нашу игру.

– Кто из наших ребят играл первым?

– Сначала свою получасовую программу отыграл Костя Новичков. От правильно подобранной программы зависит 50 процентов успеха конкурсанта. Вторым отыграл Леша Мыкитенко, а третьим – итальянец. Что нас удивило: у него была манера игры – русская, и даже музыка наша, например, «Ехал казак за Дунай».

После выступления баянистов жюри подсело ко мне. Всех интересовало, откуда мы приехали, откуда такая индивидуальность в игре, понимание детьми сути произведения, самоотдача. Я с удовольствием поведал им о нашем городе, о том, какое значение имеет у нас музыкальное образование и сколько оно стоит.

– А откуда у итальянца русская исполнительская школа?

– Об этом я сам у него поинтересовался. Оказалось, что он берет уроки у композитора и баяниста Владимира Зубицкого, большого друга «Гармоники»! Мы с Владимиром познакомились в прошлую поездку в Италию на конкурсе в Костельфидардо еще в 2001 году.

В общем, жюри так оценило баянистов: оно дало два первых места (что на международных конкурсах большая редкость) Алексею и итальянцу, второе – у Кости Новичкова. Ну а мне члены жюри дали прозвище «маэстро». Это на Западе высшая похвала педагогу. Вообще на этом конкурсе чувствовался огромный интерес к культуре России. Во второй день, вечером, нам предложили дать концерт на конференции по русской культуре. Но прежде ведущая обратилась к одной представительнице нашей страны с вопросом: сильно ли зажималось развитие культуры в СССР при коммунистическом режиме? На что получила ответ, что никакого «зажимания» не было, а что касается музыкального образования в нашей стране, то оно по своему уровню и до сих пор считается лучшим в мире. И привела в пример нас – представителей российской глубинки. Ребята вы-ступили двумя дуэтами – два баяна, флейта и баян. Мы волновались, как нас воспримут. Все-таки разные культуры, разное восприятие музыки… Завершилось выступление возгласами «Брависсимо!»

– Наш ансамбль тоже участвовал в конкурсной программе?

– Всего на конкурс приехало 20 ансамблей с разным сочетанием инструментов: кларнет и фагот, три кларнета, труба и фоно, скрипка и виолончель, но такого оригинального состава, как у нас (баян и флейта), не было. Член жюри – специалист по флейте – был просто «шокирован», в хорошем смысле слова, моими аранжировками. Он сказал, что оценил 40 конкурсов, но такого не слышал. Мыкитенко и Демин набрали 98 баллов из ста – это была абсолютная победа. Обладатели второго места отстали от нас на восемь баллов. Потом члены жюри говорили про моих учеников: вон юные Моцарты идут. И в этот вечер нас опять попросили дать концерт. Мы сыграли уже другую программу, удивив слушателей тем, что исполняем произведения без нот.

– А когда отличился Костя Демин?

– На четвертый день он впервые выступал как солист. Четко отыграл свою программу. А потом наступил драматический момент. После Кости вышел флейтист из Пятигорска. У него во время исполнения сломалась флейта. А мы сидели в зале. Сразу же, не задумываясь, Костя отдал конкуренту свою флейту. В прошлом году в Болгарии с ним случилась подобная ситуация, и нас тогда тоже выручили. В итоге Костя и музыкант из Пятигорска поделили второе место. А по общим результатам всего конкурса из 60 российских участников только мы заняли первые и вторые места и на пятый день конкурса были удостоены права играть на гала-концерте.

– Конкурс завершился, а дальше?

– Его организаторы устроили нам шикарную экскурсию в город Бари, где хранятся мощи Николая Святителя. Там же я заказал службу за здравие Димитровграда. Кстати, один раз в году, девятого мая, мощи Николая Святителя источают мирру. Священники добавляют ее в воду, и она становится святой. Эту святую воду я привез в Димитровград и 23 марта в присутствии руководства города передал настоятелю Свято-Никольского храма Василию Карпухину.

Кроме того, мы побывали в Риме, в частности в Колизее. Как в Италии сохраняется культура! Функционируют церкви, построенные в ХII веке! Сохранены и старинные узенькие улочки. И если они мешают прокладке новой автострады, то итальянцы перенесут строительство в другое место, а исторические улочки не тронут. Присутствовали мы и в Ватикане на проповеди Папы Римского Бенедикта ХVI. Народ по воскресеньям в Ватикан приезжает со всего мира, и Папа читает проповеди на разных языках. Итальянцы шутят, что после папской проповеди можно целую неделю грешить и ничего не случится.

– Станислав Иванович, что вы узнали о музыкальном образовании в Италии?

– Там очень дорого учиться в музыкальных школах, так как они все частные. В консерватории дети учатся с 11 лет на протяжении 10 лет, но выпускаются с такими знаниями и навыками, какие дают наши обычные муз-училища. Хочешь большего – бери частные уроки у именитых исполнителей. Так что российским детям повезло – государство дает им доступное, причем очень качественное музыкальное образование.

Ну, а за возможность вывезти наших талантливых ребят на международный конкурс говорю огромное спасибо меценатам: Михаилу Борисовичу Воронову, Николаю Анатольевичу Горшенину, Светлане Алексеевне Кожуховой и другим ценителям музыки и хорошего исполнения. Я думаю, вложенные средства мы оправдали, в очередной раз прославив Димитровград.

Ирина РОМАНОВА