Дух Сальвадора Дали, всегда готовый торчащими вверх усами пощекотать воображение зрителя, последние дни гостит в Ульяновске.
Местные музейщики попытались пробудить город от зимней спячки, дав ульяновцам возможность встретиться с работами самого неоднозначного художника и главного мистификатора ХХ века. В галерее Союза художников на протяжении трех недель экспонировалась выставка “Шедевры Сальвадора Дали”. Проект привез в Ульяновск челябинский коллекционер Александр Шадрин. Шесть лет он вел переговоры со швейцарским фондом “Мир Дали”, занимающимся наследием великого испанца. Чтобы приобрести скульптуру и графику Дали, россиянину пришлось продать часть работ из своего собрания, зато сейчас Шадрин – обладатель, пожалуй, самой обширной в России коллекции произведений сюрреалиста. Представленная в нашем городе экспозиция формировалась в основном из работ, находящихся в частных музеях Парижа и других городов Европы.
Ульяновск, за которым закрепилась слава города тихого и патриархального, трудно растормошить. Но Дали это удалось. Во многом и потому, что его творчество уже давно перестало восприниматься исключительно как нечто эпатажное. Сегодня это часть образования любого культурного человека. Или, в крайнем случае, возможность сказать “Я это видел”, чтобы причислить себя к таковым. А потому выставка собрала людей самых разных возрастов и, если здесь уместно это слово, ментальности. Экзальтированная девица, кивая на графическую работу “Гетеросексуальная боль”, со знанием дела говорила подруге: “Так оно и есть на самом деле!” Неформального вида студенты шептались о фрейдизме картин Дали. Пожилая дама вопрошала: “Когда будет экскурсия? Ничего же непонятно!”
Кстати, сам художник строго-настрого запретил проводить экскурсии по своим выставкам, считая, что человек без чьей-либо помощи должен вникнуть в его творения. И не важно, с восхищением или раздражением он отойдет от работы. В любом искусстве мы ищем узнаваемые, близкие нам образы. И если в реализме и классике их часто отыскать нелегко – слишком уж прямолинейна и открыта позиция автора, то Дали и иже с ним – прекрасные проводники в мир наших собственных переживаний. Знаковая система Дали, несмотря на всю ее внешнюю “абракадабристость”, универсальна.
В работах, вошедших в экспозицию, присутствуют практически все самые частые далинианские образы. Триптих “Танец времени” – бронзовое воплощение знаменитых текучих часов, впервые появившихся в “Постоянстве памяти”. Кстати, мастер придумал этот предмет, глядя на восхищавший его мягкий сыр камамбер. “Женщина-антропоморфный кабинет” – еще одна интерпретация человеческого тела как шкафа с выдвижными ящиками. Впервые Дали попытался заглянуть в его содержимое, создавая свою Венеру Милосскую. Пожалуй, ярче всего из представленных на выставке экспонатов образный инструментарий Дали демонстрирует картина “Женщина-цветы”. Испанец изобразил трех граций с букетами цветов вместо голов. Нарисовав розы, сюрреалист предупредил: хочешь иметь дело с красивой женщиной, мирись с ее шипами. С левой стороны – многочисленные рыбьи хвосты, с правой – хвосты кошачьи. Рыба – символ Христа. Дали показывает, что женщины являются святыми существами. Кошка – символ сексуальности. Нарисовав множество подпорок, поддерживающих женщин, художник стремился сказать, что без мужской поддержки не проявятся святость и чувственность представительниц прекрасного пола. Крохотный лик Медузы Горгоны у головы и пышные цветы в ногах героинь демонстрируют, что, глядя на лицо женщины, сильный пол каменеет не так, как глядя на ее ноги. В самом низу картины – жалкие фигурки на полусогнутых, молящиеся на женщин, горящие в огне страсти. Это мужчины.
Получается, сюрреализм – самое простое восприятие мира. Ведь смысловая нагрузка, которую несет в жизни тот или иной предмет, дана ему нами. Мы знаем, что стол – это стол только потому, что люди определили данной конструкции такую сущность. Дали же учит нас видеть предметы, освобожденными от их знакового бремени. Чистыми, как лист бумаги. И тогда, кто знает, каким смыслом мы захотим их наделить. По сути, глядя на шедевры мастера, мы сами пишем свои картины. “Рисуй, художник!” – главное напутствие, данное великим испанцем своим коллегам. Остальным же он своим творчеством дал такой завет: смотри, переживай, мысли, фантазируй. Одним словом, живи.
Ольга Николаева