Сотрудники музея городского быта обладают талантом раскрывать тайны кажущихся нам привычными предметов интерьера. На этот раз их вдохновили фарфоровые статуэтки.
По мнению сотрудников музея, статуэтки – самые любимые и бережно хранимые реликвии в каждой семье. Посуда бьется, вещи изнашиваются, маленькие же фигурки живут королями на полках, наслаждаясь ласковым прикосновением тряпки, любовно стряхивающей с них пыль. Статуэтки хранят память о других временах, создают настроение. И, может быть, потому так любимы нами, что “пахнут” детством, ведь сегодня их практически не выпускают.
В дореволюционной России фарфоровые фигурки называли “куклами”. Первое упоминание о них встречается в 1752 году, вскоре после изобретения фарфора Дмитрием Виноградовым. Это были изящные фигурки молодых дам и галантных кавалеров в стиле рококо. Официальные заказчики хотели видеть красивые утонченные вещи, которые бы меньше всего напоминали о неприглядной русской действительности. Совсем иначе скульптура малых форм трактовалась на многочисленных фарфоровых ярмарках XIX столетия, где дарование свободных художников могло проявиться в полной мере. В 1818 году завод Гарднера начал выпускать серию фарфоровых фигур по гравюрам петербургского журнала “Волшебный фонарь”. Пожалуй, впервые героями фарфорового промысла стали простые люди. “Отголоском” тех традиций может служить одна из самых крупных статуэток, представленных в музее быта. Полуметровый “Иван” – и самый “древний” экспонат выставки, красавец вылеплен на рубеже XIX-XX веков.
В свое время большую славу приобрел фарфор завода Попова. Учитывая вкус и запросы покупателей, производитель выпускал фигурки двух типов. Пряхи, косари, пастухи охотно раскупались простым людом, а фарфоровые барышни, исполненные по литографиям французских журналов, предназначались для продажи привилегированным кругам общества.
…На выставке – фигурки разных времен и стилей. С изысканным немецким фарфором соседствуют русские “лубочные” персонажи, герои народных сказок и слоники 50-х, чьих хозяек обвиняли в мещанстве. После войны фарфоровые скульптурки вошли в моду – пережившие голод и разруху люди стремились украсить свой мирный быт, и чувство вкуса им часто изменяло. В 60-е статуэтки стали более изысканными, а в 70-80-е годы испытали сильное влияние брежневской идеологии, прославляя дружбу советских народов, славную пионерию и героев космоса.
Увы, но сегодня фарфор малых форм остался уделом представителей китайского ширпотреба. Так что позаботьтесь о том, чтобы статуэтки, доставшиеся вам от бабушки, жили подольше и смогли рассказать вашим детям свои истории.
Ника Борисова