Стремительная алкоголизация населения стала серьезной проблемой не только для нашего города. Как бороться с алкоголизмом? Как не стать алкоголиком? Что нужно знать родителям, чтобы их ребенок не встал на этот пагубный путь? На эти и другие вопросы, заданные горожанами, отвечали по редакционному телефону заведующий наркологическим диспансером Виктор Владимирович Лобосов и детско-подростковый врач-нарколог Юлия Александровна Прохорова. Эта «Прямая линия» не случайно прошла в марте: сейчас в Ульяновской области проводится месячник по борьбе с алкоголизмом среди несовершеннолетних
– Слышала, что депутаты Госдумы выходят с инициативой об ужесточении наказания за продажу алкогольных напитков несовершеннолетним и о введении уголовной ответственности за это. Как вы к этому относитесь?
– Продажа алкогольной продукции и сигарет подросткам – это преступление и, возможно, даже уголовное, потому что дети – золотой фонд нации. На несформировавшуюся личность детей алкоголь действует во много раз губительнее, чем на организм взрослого человека. При употреблении напитков, содержащих алкоголь, у подростка особенно страдают психическое, умственное развитие, то есть основа всей будущей жизни. Поэтому я и мои коллеги, а также множество граждан, с которыми мы общаемся, ратуют за ужесточение наказания в отношении тех безответственных торговцев спиртным, которые ради наживы продают алкоголь детям.
– Есть ли результаты от введения ограничений продажи крепких алкогольных напитков?
– Считаю, что для снижения уровня алкоголизации населения в обязательном порядке нужны ограничительные меры. Речь не идет о введении сухого закона, который на практике не оправдал себя. Но и позволять приобретать спиртное в любое время суток и на каждом углу – это тоже крайность, которая приведет к непоправимым последствиям. Что касается ограничения продажи крепкого алкоголя, введенного в нашей области, то оно дало положительные результаты и еще даст в будущем. Исходя из исследований динамики, следует продолжать эту политику в сфере торговли винно-водочной продукцией.
– Следует ввести ограничения по времени и продажи пива и слабоалкогольных напитков. Ведь именно они у несовершеннолетних пользуются спросом.
– Подобные ограничения обязательно должны распространиться и на торговлю спиртными напитками небольшой крепости. Как все понимают, это должно коснуться и пива. Разговаривая с подростками, мы убеждаемся, что практически ни один несовершеннолетний не стал тонуть в алкогольном дурмане, употребляя крепкие напитки. Первой ступенью было пиво. И всем нужно раз и навсегда уяснить, что пиво – это такой же алкогольный напиток, как и водка (его основой также является этиловый спирт), и вред от него даже более ощутим. В одной пол-литровой бутылке пива содержится (в зависимости от крепости) от 70 до 120 граммов водки. А если учитывать, что пиво пьют большими бутылями… Вред организму наносится не только полученной долей алкоголя, но и огромным количеством жидкости и весьма вредными консервантами, которые добавляют в пиво для продления срока его годности.
То же самое можно сказать и о джин-тониках – слабоалкогольных напитках, которые также популярны в молодежной среде: их легко купить, они недорого стоят и приятны на вкус. Однако вред они наносят еще больший, чем крепкие напитки. Кроме алкоголя в них содержатся консерванты, красители, ароматизаторы, которые вредны, а также пищевые добавки, не всегда прошедшие сертификацию. Этот газированный напиток быстро всасывается желудком и быстро поступает в кровь, вызывая отравление. В последнее время участились случаи отравлений несовершеннолетних именно джинн-тониками.
– В магазинах свободно продаются энергетические напитки. Почему? Ведь они тоже вредны.
– Вы совершенно правы: в состав энергетических напитков входят (причем в больших количествах) стимулирующие вещества, в том числе кофеин. Кофеин – это психостимулятор, который искусственно подстегивает работу нервной системы. Употребив такой напиток, человек может производить большую физическую работу, не замечая, что его организм нуждается в отдыхе. И это в итоге приводит к истощению нервной системы и различным заболеваниям.
– У меня спивается дочь. Но она не считает себя алкоголиком…
– Женский алкоголизм – это большая проблема. Количество женщин, состоящих на учете в нашем диспансере с диагнозом «алкоголизм», за последние три года значительно выросло. Если раньше соотношение пьющих женщин и мужчин в общей структуре составляло 1 к 10, то сейчас это соотношение изменилось – 1 к 5. Среди несовершеннолетних также выросло число пьющих девочек. Если в 2004 году таких малолетних димитровградок вообще не было на учете, то в 2009 году эта цифра стала угрожающей. Это очень страшная статистика, потому что они – будущие мамы. На детородные функции влияет не только алкоголь, но и курение.
– Почему сегодня больше говорят об алкоголизме, чем о наркомании?
– Потому что на первое место вышла проблема алкоголизации как среди взрослых, так и среди несовершеннолетних. Мы об этом судим и по количеству пациентов в диспансере. И самое страшное, что алкоголизмом поражен самый работоспособный слой населения в возрасте от 20 до 40 лет. Это люди, на которых во всех отношениях держится страна. Как следствие, снижается рождаемость, увеличивается смертность. В России впору говорить о национальном бедствии. Алкоголизм относится к разряду социальных заболеваний. Причин алкоголизации очень много. Среди них можно назвать и традиции, и наследственность. Огромное значение имеет и окружающая среда: пьющие компании, в которых вращается человек, особенности его характера, доступность алкоголя.
– Мои муж и сын часто пьют. Пытаюсь доказать им необходимость лечиться. Но они говорят, что сами могут бросить.
– Далеко не каждый человек способен справиться с развитием заболевания, и то только на стадии злоупотребления, когда еще не сформировались основные симптомы алкоголизма как болезни (патологического болезненного влечения к алкоголю, что выражается в его употреблении в неподходящее время и в неподходящем месте, без каких-либо весомых причин; повышения устойчивости к алкоголю, когда человек для того, чтобы получить желаемый эффект, вынужден выпивать большие дозы спиртного, чем раньше; и, наконец, появления одного из основных симптомов алкоголизма – синдрома похмелья, который известен всем пьющим людям).
В условиях уже развившегося заболевания подавляющему большинству заболевших людей необходима помощь специалиста-нарколога. Справиться самостоятельно с заболеванием могут только единицы. И то при условии полного отказа от алкогольных напитков, в том числе и слабоалкогольных.
– Наркологический диспансер находится в очень старом здании. Что-то делается, чтобы лечебная база улучшалась?
– Руководством МСЧ-172, которая входит в структуру ФМБА, принимаются меры к улучшению лечебной и материальной базы наркологического диспансера. На днях состоится переезд диспансера из старого здания в отделение больницы №2. Кроме круглосуточного стационара на базе наркологической поликлиники открыт дневной стационар. Увеличено финансирование мероприятий по профилактике зависимостей от психоактивных веществ. Приобретается современное оборудование и медикаменты для лечения алкоголизма.
Работа по решению проблемы алкоголизации населения проводится и в области. В Ульяновске прошел антиалкогольный конгресс, в котором приняли участие представители со всего Приволжского федерального округа. А о том, что эта проблема очень актуальна у нас, говорит статистика. Уровень потребления алкоголя в Ульяновской области составляет восемь литров на одного человека в год. Это пограничная цифра, превышение которой начинает приводить к деградации людей. На приобретение спиртных напитков жителями области потрачено 5,7 миллиарда рублей за год, на покупку сигарет – один миллиард рублей. Уровень смертности от алкоголя также очень высок. Это отравления, болезни, несчастные случаи, передозировка и преступления. Каждый десятый житель Ульяновской области был задержан милицией в состоянии выраженного опьянения. Как видите, это большая проблема российского масштаба.
– Когда я могу прийти на прием к наркологу?
– Обращаться следует в нашу поликлинику по ул.III Интернационала,99. Прием осуществляется с 8 до 17 часов, в субботу – с 8 до 13 часов. Не следует запускать болезнь. Она очень опасна, а особенно – для несовершеннолетних.
Д.НАДЕЖДИНА