Или почему СРОчно нужно вступать в СРО?

С начала года в России прекратилась выдача строительных лицензий. На смену им должны придти саморегулируемые организации (СРО). Данные перемены, происходящие на основании федерального закона № 148 от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», взбудоражили строительный мир России. Сторонники закона уверены, что таким образом строительная отрасль очистится от «лишних звеньев» – «фирм-пустышек». Кроме того, закон искоренит коррупцию, которая препятствует развитию строительства. Противники СРО заявляют, что отрасль не готова к переменам, а экономический кризис и вовсе превращает отмену лицензирования в смертный приговор для мелких компаний.

Наш строительный портал «СтройПланерка» обратился за разъяснениями о том, что сегодня происходит в строительной отрасли и, в частности, в Ульяновской области, к Дмитрию Игоревичу Плохих, Президенту Некоммерческого Партнерства «Объединение строителей Ульяновской области».

– Дмитрий Игоревич, сегодня после выхода 148 закона существует некоторое непонимание в среде строителей. Им не понятно, что делать. Не сведется ли все просто к поглощению крупными фирмами более мелких?

– Нет, изначально смысл закона не в том. Разницы по размеру организации нет. Маленькая она, большая, новый закон это в принципе не рассматривает. Но есть определенные ограничения. То есть, допустим, некая организация не может вступить, если у нее есть, допустим, только телефон, авторучка и телевизор. В законе написано, что должны быть аттестованные строители, непосредственно выполняющие работу, а не фирмы, которые засоряют рынок. Так сказать, фирмы-однодневки, у которых нет ничего за душой. Как показала практика, с ними не может разобраться ни прокуратура в силу своих причин, ни милиция, которая обычно уже действует по факту конкретного нарушения.

То есть в чем новая схема? Специалистам поручено самим разобраться в своей отрасли. Саморегулирующие организации (СРО) уже существуют, например, у аудиторов, у оценщиков. Суть СРО в том, что она сама должна регулировать свои действия и отвечать за действия своих членов. И, если организация работает не добросовестно, она как вступила в СРО, так и вылетит оттуда. Потому что претензии по работам такой вот фирмы-однодневки будут адресоваться непосредственно в СРО. А платить за их брак в работе никто другой не собирается.

Поэтому боязни какой-то, что крупные организации подомнут под себя мелких, я не вижу. Отказать в приеме любой фирме по закону нельзя. Если она имеет устав, лицензию, действующую на данный момент, мы обязаны ее рассмотреть о приеме в НП.

– Кстати, по новому закону вступать в СРО обязаны ведь только те, чья работа связана с работой, которая непосредственно влияет на безопасность строительных объектов? А как быть остальным?

– Да, в законе четко сказано, что в СРО должны вступать организации, работа которых может влиять на безопасность объектов капитального строительства. Список работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития № 274 от 09.12.08. Если подобных работ организация не производит им вступать в СРО не надо. Например, ландшафтные работы. Я не слышал еще, чтобы посадка газона кому-то навредила.

– Вы возглавляете Некоммерческое партнерство, но я так понимаю, НП – это еще далеко не СРО? Что нужно сделать для того, чтобы перейти к этому этапу?

– Сейчас мы находимся только на первом этапе реализации нового закона. Для того, чтобы подать документы на регистрацию СРО мы должны набрать в свое НП не менее 100 членов. Больше можно, меньше нет. Таково требование 148 закона. Это то, что касается СРО строителей. Если говорить о СРО изыскателей или СРО проектировщиков, то там эта цифра установлена на уровне 50 членов. Впрочем, сейчас существуют предложения о снижении количества членов. Не так то легко набрать те же 50 проектировочных организаций.

Каждый член СРО – отдельное юридическое лицо. Им может быть и физическое лицо и индивидуальный предприниматель.

– Как будет управляться СРО?

– Общее собрание, которое состоит из всех членов СРО (по 1 голосу от каждой организации), выбирает Президиум. Потом избирается Президент СРО, финансовый директор. Все решения по приему, выдачи допуска или каким-либо другим вопросам решения принимаются на общем собрании, простым большинством голосов.

– Еще один вопрос, вызывающий у многих строителей, так скажем, отторжение – это вопрос денежного взноса при вхождении в СРО. Говорят, что каждая фирма должна внести по миллиону рублей!

– Не надо путать вступительные и членские взносы в Некоммерческое партнерство с компенсационным фондом СРО. При этом совсем не обязательно вносить миллион. Но, давайте по порядку. Для того, чтобы вступить, допустим, в наше Некоммерческое партнерство «Объединение строителей Ульяновской области», по решению нашего Президиума № 2 от 15 декабря 2009 года размер вступительного взноса равен 5000 рублей (если оборот организации за 2008 год до 10 млн. рублей) и 10000 рублей (если оборот свыше 10 млн. рублей). Размер членского взноса, соответственно, 2000 и 6000 рублей.

Но не надо думать, что эти суммы не изменяться в сторону повышения. Сейчас мы, группа организаций, первыми вступившими в НП, несем значительные организационные и другие сопутствующие расходы по организации СРО. И не факт, что придет к нам в конце года какой-нибудь дядя Вася, уже на все готовое, заплатив нынешние 5-10 тысяч рублей. По 148 закону мы имеем право сами назначать сумму взносов и чем дальше, тем она будет больше. Так что, чем раньше к нам придут организации, тем дешевле им обойдется их вступление. Каков будет взнос дальше, я пока не знаю, это решает общее собрание.

Теперь о том, откуда взялся миллион и что такое компенсационный фонд СРО. Это деньги, которые вносят участники СРО на… покрытие убытков, каких-либо других расходов СРО. Например, построила организация, входящее в данное СРО, дом недоброкачественно, исправлять все придется именно на эти деньги.

И совсем не обязательно вносить именно миллион. По новому закону для тех организаций, у которых застрахованы их строительные риски, внести нужно всего 300 тысяч рублей.

– Насколько я знаю, далеко не все строительные организации страхуют свою деятельность.

– Да, к сожалению, так оно и есть. Хотя, как мне кажется, гораздо проще застраховать свои строительные риски. Ведь это в принципе совсем не дорого – если выручка предприятия составляет до 25 млн. в год, то страховой взнос составляет всего 15 тысяч в год. Да и при вступлении в СРО, наверное, легче заплатить 300 тысяч, а не миллион.

– Что будет с теми организациями, которые будут работать некачественно?

– Ее, естественно, исключат. Также, решением общего собрания СРО. При этом, что очень важно, организация и те люди, которые ее возглавляют, уже не смогут вступить в какое-либо другое СРО. Потому как будет вестись государственный реестр всех работ (осуществлять контроль поручено Ростехнадзору), и если вы попали в черный список – это все, крест на вашей деятельности. В этом тоже очень важный смысл нового законодательства. Если раньше фирма-однодневка могла на выгодных себе условиях увести какой-нибудь тендер, нанять потом за копейки гастарбайтеров, построить дом кое-как, а потом исчезнуть и появиться вновь, перерегистрировавшись в новую фирму, то сейчас так не удастся!

Как вывод из данного интервью можно сказать о том, что не так страшен черт, как его малюют. На самом деле в схеме нового взаимодействия и работы строителей нет ничего ужасного. Да, конечно, есть еще вопросы по некоторым положениям нового законодательного документа, и в него, возможно, еще будет внесен ряд поправок, но главное уже не изменить – в руки строителей отдан контроль над своей отраслью. Теперь они сами могут определять как строить, кому строить и кто конкретно будет отвечать за свой брак.

Интерввью взял Дмитрий Чуров

http://www.stroyplanerka.ru/articlesview.aspx?id=29