Илья АРХИПОВ, Алексей СУХОВ
Отважные лейтенанты милиции Михаил Прусов, Владимир Калинин, Александр Усов и Михаил Малов вытаскивали пассажиров “Неоплана”, попавшего в страшную аварию под Петушками.
Заместителя командира 2-го взвода роты ДПС Петушинского РОВД Михаила Прусова и его коллегу Александра Усова уже обступают репортеры, и от поздравлений нет отбоя. А вот инспекторы Малов и Калинин слегли – простудились во время той ночной спасательной операции… Немудрено: мартовская стужа, полыхающий огонь, а усилия мужчинам понадобились недюжинные: автобус был высоким, и чтобы взобраться на тот уровень, где сидели пассажиры, пришлось вставать на плечи друг другу и так влезать в покореженный автобус…
Решение “штурмовать” автобус через окна они приняли не сразу, а когда поняли, что двери заело.
Автобус оказался высоким – а как забраться на второй уровень, где люди сидят? Залезли друг другу на плечи, тут же разбили стекло – заднее боковое, а автобус уже горел, – вспоминает сейчас Михаил Прусов. Это он с напарником искал в полупустом салоне людей – и их, ничего не понимавших из-за страшного удара, передавали двум другим инспекторам, стоявшим снизу. – – И вдруг автобус полыхнул – причем взрыв пошел спереди. Мы тут же, все, вчетвером, быстренько оттащили людей на 50 метров от места взрыва, а то все же вокруг соляркой залито было…
Они сделали все, что смогли. Как инспектора сами не взорвались вместе с “Неопланом” – знает лишь Бог…
Между тем, по факту петушинской аварии продолжается следствие – областная прокуратура взяла это дело на особый контроль. Возбуждено оно по части пятой статьи 264 УК РФ – “Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц”. В пятницу обладминистрацию посетил начальник Ульяновской автоинспекции Владимир Харинов. Он лично отмел домыслы о том, что окна “Неоплана” якобы были заварены металлическими листами – и потому пассажиры не смогли спастись самостоятельно:
– Такова конструкция автобуса. В конце февраля к данному автобусу проводился годовой технический осмотр – и было установлено, что автобус технически исправлен, выдана техническая документация.
Однако есть и другое мнение по поводу двухэтажных “Неопланов”.
Мы сознательно не используем двухэтажные “Неопланы”, – рассказал Юрий Желдыбин, заместитель директора ОАО “Бигавтотранс”. – На это есть ряд причин. И главная состоит в том, что они наиболее опасные. Если вдруг в салоне автобуса случается пожар или автобус переворачивается, то люди, сидящие на втором этаже практически не имеют возможности выбраться из автобуса: узкая лестница всего одна. Проще говоря, они практически смертники! Полуторные автобусы, которые используем мы, более безопасны. Спасаться можно только через окна. В любом случае во всех автобусах марки “Неоплан” обязательно есть аварийные выходы на случай непредвиденных ситуаций – окна, возле которых висят молоточки. Вряд ли пассажиры горящего автобуса могли сами найти эти молоточки.
В воскресенье состоялись похороны на Ишеевском и Заволжском кладбищах в городе Ульяновске. Родственники остальных погибших решили похоронить их в других областях. Останки остальных семерых человек отправили на экспертизу ДНК в Москву.
Что касается поддержки семей погибших, то ульяновские чиновники начали с понедельника выплачивать материальную помощь. Единовременно выдают по сто тысяч рублей. Пострадавшие в ДТП смогут получить по 40 тысяч рублей. Кроме этого, им будет бесплатно оказана медицинская помощь.