Чиновники в Ульяновской области распродавали учебные здания и детсады

Наталья Козлова

Вопрос, куда уходит государственная и муниципальная собственность, один из тех, на которые ответить сложно. Был вчера детский садик за углом, а сегодня на нем появилась вывеска – “Фирма Рога и Ко”. Отследить путь растворения госсобственности в тумане попытались прокуроры Ульяновской области и провели масштабную проверку всей такой недвижимости.

Проверяющие увидели, как в обход сразу нескольких законов комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Барышского района продал в частные руки, видимо, самые ненужные в районе здания – пристройку к детскому саду в поселке Старотимошкино, здания школы и детского сада в селе Б.Дурасовка, такие же здания школы и детского сада в селе Сурские Вершины. Широту чиновничьей души не оценил только прокурор района, старший советник юстиции Рамиль Абдульмянов. Он направил в суд 9 исковых заявлений по итогам этой распродажи.

Прокурорские проверки вытащили на свет многочисленные факты раздачи муниципальными унитарными предприятиями закрепленного за ними имущества. Оно передавалось в аренду вообще без согласия собственника. Мало того, что не свою собственность чиновники сдавали кому ни попадя, но и деньги в казну вносили не вовремя и не все. Органы местного самоуправления подписывали договоры об аренде муниципального имущества без проведения конкурсов – своих они знали в лицо.

В нескольких районах в реестре собственности вообще не было никаких сведений о земельных участках, незавершенных стройках, движимом муниципальном имуществе. Это очень удобно – нет здания или автомобиля на бумаге, значит, и перечислять деньги не за что.

Некоторые чиновничьи сделки доходили до абсурда – в Карсунском районе столоначальники умудрились продать здание проходной текстильного предприятия.

Плохо относились к госсобственности не только на далеких окраинах, но и в самом региональном министерстве госимущества и земельных отношений. Чиновники не утруждали себя контролем за ведением реестра, поэтому регистрация прав на госимущество не отслеживалась и данных о движении собственности попросту не было. Поэтому в реестре продолжали числиться больше 600 объектов недвижимости предприятий-банкротов, большая часть из которых давным-давно была по судебным решениям ликвидирована, а имущество продано.

Бюджет Ульяновской области не самый богатый в стране. Но чиновники пополнять его не спешили. Их бездействие, по мнению прокуроров, способствовало не только бесплатному для казны использованию госимущества, но и его полной утрате.

Никто не интересовался госпредприятиями, которые не перечисляли в областной бюджет часть прибыли, остающейся после уплаты налогов. Общая сумма недоплат – свыше 2 миллионов рублей. И при этих цифрах за весь прошлый год представители минимущества только один раз пошли в суд с иском о взыскании денег.

Местные чиновники давно знали об отсутствии всяких признаков жизни на 20 областных госпредприятиях, но никто не занимался их ликвидацией, реорганизацией или исключением из Единого госреестра юрлиц. Это привело к утрате больше 120 объектов недвижимости.

В конце проверок прокурорами Ульяновской области было внесено 86 представлений, в том числе губернатору и председателю правительства области. Было принесено 24 протеста, возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, направлено в суд 23 иска.