В октябре этого года самому успешному учреждению культуры в Ульяновске -ГИММЗ «Родина В.И. Ленина» – исполнится 25 лет.

О том, что удалось сделать за это время, корреспондент «УС» узнала у заместителя директора по научной работе музея-заповедника Ирины Котовой.

– Подведем итог? Кстати, 25 лет для заповедника – это много?

– Учитывая, что наш заповедник – самый молодой среди федеральных историко-мемориальных заповедников России, это возраст небольшой. После 1984 года подобные заповедники не создавались. Что же касается результатов, то по интенсивности развития мы, безусловно, – чемпионы. Главный результат таков, что без музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» сегодня ни Ульяновск, ни регион в целом представить невозможно. Получился парадокс: весь XX век именем Ленина Ульяновск разрушали, а последние 25 лет его именем мы сохранили уникальную историческую деревянную застройку русского города. Мы отреставрировали и восстановили уголок провинциального Симбирска в центре современного города, создали «музей под открытым небом», восхищающий гостей и специалистов. Кстати, подобного опыта нет нигде в мире. Многие наши коллеги не верят, что у нас существует целый квартал усадебной деревянной застройки, в котором наряду с 14 музеями заповедника располагаются и городские музеи, и детская художественная, и музыкальная школы, и живут люди в спасенных и отреставрированных домах. Нечто подобное пытаются сегодня сделать в Томске.

– За 25 лет в нашей стране многое изменилось, и ленинская тема потеряла былую актуальность. Как эти перемены коснулись заповедника?

– Принципиально не поменяв названия, музей-заповедник изменил свою миссию. Она заключается в показе музейными средствами истории, быта, культуры провинциального города середины XlX-начала XX веков во всем их разнообразии. Отсюда – тематика наших музеев. Три из них рассказывают о различных формах образования, доступных в губернском городе: классическая гимназия, народная школа, учительская школа Н.Я. Яковлева. Музей городского быта дает представление о том, как жил симбирянин среднего достатка. В «Мелочной лавке» можно узнать о распространенной форме торговли в городе, в музее купечества – о роли этого сословия в истории Симбирска, в музее фотографии – об известных симбирских фотографах…

– Музеи сейчас используют то, что называется интерактивом, то есть активным включением посетителей в процесс познания через игру, когда экспонаты находятся не под стеклом, когда их можно трогать руками…

– Интерактив – наша основная «фишка». От традиционной формы обзорной экскурсии мы давно отказались. Тем более, что наш основной и самый желанный посетитель – дети, которым мы должны передать накопленные опыт и знания. Это сложный зритель, иной, чем мы. У него другой способ воспринимать информацию. Отвечая «вызову времени», мы пошли по пути создания интерактивных, анимационных, досугово-образовательных программ, сочетающих в себе формы отдыха и познания. Только дав человеку написать что-либо перьевой ручкой, напоив его чаем из настоящего самовара, поиграв в игру, в которую играли его прадедушки и прабабушки, «погрузив» его в тему, мы можем получить отдачу, вызвать интерес. Сейчас у нас – более 36 программ, рассчитанных на разных посетителей. Коллеги из других регионов воспринимают их как новаторство, в чем мы убедились, когда два года назад проводили научно-практическую конференцию по музейной педагогике. Нас оценили как специалистов, которые могут делиться опытом.

– Для большинства музеев страны больной вопрос – сохранение коллекций. Создать надлежащие условия для этого редко кому удается. Ваш заповедник в этом смысле, похоже, – исключение из правил…

– Это то, чем мы можем гордиться. Сегодня у нас три фондохранилища, оснащенных прекрасным, современным оборудованием. Более того, заповедник имеет двух реставраторов со специальным образованием. И сейчас мы завершаем оснащение мастерской для реставрации графики. Подобной мастерской могут похвастаться очень редкие музеи нашей страны. Нужно отметить, что коллекция заповедника формировалась с нуля, а сейчас в ней – 37 тысяч единиц хранения. Изначально основным принципом было то, что собирали вещи, которые бытовали в Симбирске, имели отношение к истории нашего города.

– Чуть ли не каждый год заповедник открывает новый музей. Внесет ли в эту хорошую традицию свои коррективы так некстати нагрянувший кризис?

– Вопреки ему весной мы откроем новый музей, посвященный почте Симбирска. В его экспозиции будет много предметов и документов, рассказывающих об истории почтовой связи. Летом откроется новая экспозиция в музее городского быта- «детская». В мае после реконструкции откроет свои двери «Выставочный зал на Покровской улице». Надеемся привезти выставку, которая станет подарком горожанам к юбилею заповедника. Экспозиция «Поединок с судьбой» расскажет о великом танцовщике Марисе Лиепе. В ней, помимо документов, будут и графические работы на шелке, выполненные самим артистом, его сценические костюмы.

– Вам есть что показать, но все попытки наших властей реанимировать процветавший некогда въездной туризм заканчиваются неудачей. Что делать?

– В 2006 году заповедник получил лицензию федерального агентства по туризму на туроператорскую деятельность. Мы хотим развивать въездной туризм,возродить речной туризм и внутриобластной детский туризм. Самостоятельно приобрели туристический автобус, подготовили группу городских экскурсоводов, придумали семь интерактивных, анимационных туристических маршрутов и

заключили десять договоров о сотрудничестве с судоходными и туристическими кампаниями России. В апреле-мае презентуем еще два маршрута. Маршрут «Е-мое» будет посвящен монументальным памятникам города 19-20 веков, к каждому из которых в разные времена по-разному относились жители. Для него сотрудник заповедника и краевед Иван Сивопляс собрал уникальный, интереснейший материал с массой увлекательных исторических фактов, преданий, баек, через которые история просто дышит. Этот маршрут предназначен скорее для наших горожан. А 22 апреля презентуем маршрут «Родина Ленина». Имя нашего земляка продолжает оставаться главным брендом Ульяновска и привлекает внимание туристов. Хотим рассказать о Симбирске глазами юноши Володи Ульянова, чтобы через призму этой личности проследить судьбу города. Кстати, в этом году у нас появился новый отдел по развитию туризма и связям с общественностью, который, кроме всего прочего, взял на себя функции экскурсионного бюро.

– В музеях заповедника преобладают молодые лица. Этим вы заметно отличаетесь от коллег. Это тоже – принципиальный момент?

– Старение музейных коллективов стало трагедией современного музейного сообщества. К счастью, мы можем радоваться и гордиться тем, что вырастили себе смену. Две трети нашего коллектива – сотрудники до 35 лет. Важно, что нашу молодежь пестуют ветераны, так сказать, музейные «монстры». Мы понимаем, что за молодежью – будущее, в которое они понесут музейную традицию.