Третий по счету областной фестиваль «Лицедей» в Ульяновске на пять дней (27 – 31 марта) стал властителем умов и душ местных театралов.
Творчество всех профессиональных и лучших непрофессиональных театральных коллективов со спектаклями в самых разных жанрах и стилях, с темами вечными и сиюминутными – все это было преподнесено в сконцентрированном виде. И есть впечатление успеха: ульяновские постановщики и актеры продемонстрировали прекрасную форму (Доказали уровень, позволяющий уверенно конкурировать с лучшими театрами страны.
Исходя из того, что невозможно объять необъятное (семь постановок от Ульяновска и Димитровграда с «десертом» в виде легендарного клоун-мим-театра «Лицедеи»), остановимся на работах лишь трех театров нашего города.
“Судьба играет мной”?
Шекспировский «Король Лир» в постановке художественного руководителя Ульяновского областного театра драмы, народного артиста России, лауреата престижных театральных премий Юрия Копылова уже был высоко оценен в конце прошлого года на Всероссийском фестивале «Актеры России – Михаилу Щепкину».
Режиссер-философ, Копылов и в этом спектакле по трагедии своего любимого драматурга продолжает размышлять о нашей жизни и судьбе человека в ней: он сам эти две категории формирует, выстраивает, или – они его; о власти: ее слепоте и любви к лести; о том, что важнее: ценности нравственные или материальные…
Шар, светящийся адским пламенем (сценография лауреата Госпремии Станислава Шавловского) повис над сценой, создавая атмосферу напряжения, грядущей беды. Кровавое светило, похоже, негативно влияет на поступки персонажей, упоминающих астрологию как силу, движущую поведением… Ощущение довлеющего рока усиливают слепцы и больные проказой, не раз появляющиеся по ходу действия и бредущие цепочкой неизвестно куда… А на заднике сцены наблюдает за игрой человеческих страстей некое, составленное игрой темных облаков, мрачное существо, от которого веет дьявольщиной…
Король Лир в исполнении народного артиста России, лауреата Госпремии Бориса Александрова, несомненно, – вершина в творчестве этого актера. Его герой – зрячий слепец, предпочитающий лесть правде, безответственный властитель, бездумно наделивший кусками государства-«пирога» за фальшивые слова о любви к нему двух старших дочерей (Гонерилья – Дарья Долматова, Регана – Юлия Ильина) и обделивший младшую, самую любимую, разрушив тем самым и государство, и собственную семью. Через тернии и страдания он идет к прозрению, покаянию и мудрости.
Нужно видеть, как под ударами судьбы опускаются уголки рта у Лира, как он сгибается под тяжестью спровоцированных им самим же несчастий, как ломается стержень его слепой души. Король дряхлеет на глазах, воистину превращается в «тень короля Лира» – по выражению его Шута (заслуженный артист России Владимир Кустарников), единственного подданного, которому дозволено говорить правду.
Знаменитая шекспировская буря разрушает старое и рождает новое не только в природе, но и в душе. Через ломку, безумие, исцеление Лир меняется, становится способен и чужую боль почувствовать, и по достоинству оценить, наконец, истинную и бескорыстную дочернюю любовь младшей – изгнанной им Корделии (Екатерина Поздышева).
Цена этого мига восстановленной гармонии – смерть. Тележка, которая время от времени проезжает по сцене, являя собой, должно быть, движение жизни, в финале оборачивается катафалком с телами трех его мертвых дочерей…
В спектакле сильно представлены еще три, связанные между собой, роли: чересчур доверчивого графа Глостера (Сергей Кондратенко) и его сыновей: законного Эдгара, сначала – баловня судьбы, а затем – изгнанника (Денис Ярыгин) и побочного Эдмонда, рафинированного злодея, виртуозно плетущего интриги (Денис Верягин). Параллель с судьбой Лира и его детей усиливает трагизм происходящего. Движение от слепоты сердца к просветлению Глостера, от беспечности к самоотверженности в сыновней любви Эдгара и – черная неблагодарность и предательство Эдмонда по отношению к отцу, брату и другим сыграны безукоризненно…
«Тайна сия велика есть!»
Очарование русской классической литературы бережно сохранено в постановке «NEBOLSHOGO театра» – «Чехов. С любовью…».
Похоже, столичные авангардные эксперименты с классикой этот молодежный театр обходят стороной. В провинции еще не разучились относиться к литературному наследию с уважением, стараясь донести до зрителя и текст, и атмосферу произведения, и то необъяснимое, что вновь и вновь заставляет нас обращаться к шедеврам национального искусства.
Спектакль (режиссер Марина Корнева) сделан, действительно, с любовью – к Чехову, к персонажам двух его, объединенных в одну постановку, маленьких рассказов «Предложение» и «Медведь» и с должным пиететом к самому прекрасному из чувств, о котором в стиле своего века так сказал один из героев: «Тайна сия велика есть!»
Любовь как игра, когда милые бранятся – только тешатся, в спектакле зрима. Это, конечно же, комедия, легкая и изящная, во вполне чеховском духе, в которой ирония и самоирония берут верх над пафосом и самолюбованием.
Неврастеничный помещик Иван Васильевич Ломов артиста Артемия Курчатова из «Предложения» безумно, до дрожи, волнуется перед ответственным шагом. 25 лет в XIX веке – критический возраст для женитьбы. Его сватовство к роскошной русской красавице, живущей по соседству помещице Наталье Степановне (артистка Елена Мякушина) из торжественного акта превращается в фарс. Оба дурачатся, как дети, споря чуть ли не до драки из-за пустяков, а после обнимаются и милуются. Курчатов с его клоунской манерой игры и акробатическими прыжками раскрыл в этом спектакле свой несомненный комический талант.
Сюжет рассказа «Медведь» хорошо известен по экранизации советского времени с блистательными Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской. Их тень, несомненно, витала над Николаем Авдеевым (Григорий Степанович Смирнов) и Еленой Дворянсковой (Елена Ивановна Попова). Словесная дуэль между разочарованным в любви грубияном и вдовушкой, культивирующей свое горе из принципа, в данном случае менее темпераментна, она в более пастельных тонах, но, тем не менее, захватывает…
Остается отметить еще одного «переходящего» персонажа. Новый для этого театра актер Александр Наугольное сыграл и в «Предложении», и в «Медведе». У него была возможность продемонстрировать, возможности быстрого перевоплощения из помещика Степана Степановича Чубукова в слугу Луку, что и удалось сделать.
Под жарким солнцем Италии
Если в случае «Короля Лира» жизнь, говоря словами Шекспира, – театр, то в спектакле «Человек и джентльмен» по пьесе Эдуардо де Филиппо театра-студии «Enfante terrible» и жизнь, и театр так тесно переплелись друг с другом, что можно запутаться и одно принять за другое.
Режиссер Дмитрий Аксенов (он, кстати, – лауреат премии «Золотая маска», которую получил несколько лет назад как художник) уже в фойе погружает зрителей в атмосферу гостиницы на итальянском курорте, в которой поселилась, перевернув ее вверх дном, маленькая труппа актеров, вынужденных зарабатывать на пропитание нелегким лицедей-ским трудом. С развешенного на веревках белья идет самая настоящая капель. Итальянским неореализмом веет, когда видишь, как на сцене и за кулисами до начала представления среди расставленных чемоданов и стульев вовсю кипит жизнь: моются полы, готовится обед, примеряются наряды, тайком отпивается из стакана глоток спиртного…
Театр, волей автора .пьесы и создателей спектакля, показан как семья, в которой, как и положено, ссорятся, мирятся, горюют, радуются. Хотя актерский хлеб горек, все объедены общей любовью к своему ремеслу. Более того, ближе к финалу зрителю показывают спектакль в спектакле: бумажный Дон Кихот преодолевает высокие холмы, а потом вспыхивает и сгорает, превращаясь в горстку пепла. Намек достаточно красноречив…
Согласно традициям комедии дель-арте, в жанре которой работал де Филиппо, по ходу действия персонажи попадают в смешные и в весьма и весьма грустные ситуации, устраивают погони, потасовки, в которых демонстрируют истинно итальянский темперамент. Здесь смешались, щедро сдобренные юмором, клоунадой, фарсом, – любовь, ревность, измена, преданность…
Алексей Храбсков, играющий главу артистического клана режиссера Дженнаро де Сиа, представляет своего героя с какой-то внутренней нежностью к нему. Его Дженнаро настолько увлечен профессией, что нередко пытается режиссировать саму жизнь, а если это не получается, то что остается маленькому человеку? Только смеяться и ставить спектакли «про жизнь»…
В постановке много ярких ролей с актерскими находками: с достоинством несет свой огромный живот «немножко беременная» примадонна (Анастасия Кизякова); простодушный, а потому легко обманутый любовник, который вынужден притворяться сумасшедшим, дабы сохранить себя от мести ревнивого мужа своей таинственной возлюбленной (Николай Шишигин); носящий свои лохмотья с достоинством аристократа брат примадонны (Александр Милешин) и другие.
Нельзя не отметить, что «Ужасному ребенку» (так переводится с французского enfant terrible) на фестивале исполнился ровно год. Именно «Лицедей» стал виновником появления на свет этого талантливого «чада». И это лишнее подтверждение благотворного влияния фестиваля на развитие театрального процесса в Ульяновске.
Ирина Морозова
P.S. На закрытии «Лицедея», 31 марта, была «раздача слонов». Среди тех, кто получил награды в тех или иных номинациях, оказались упоминавшиеся в нашем обзоре спектакли и актеры. «Самым ярким впечатлением фестиваля» стала постановка «Чехов. С любовью…» Ульяновского ТЮЗа. В числе лучших актеров – Алексей Храбсков, Денис Ярыгин, Николай Авдеев, в числе лучших актрис – Дарья Долматова, Елена Дворянскова, Юлия Ильина, Екатерина Поздышева. Сергея Кондратенко отметили премией «Признание», премией «Достижение»-Дениса Верягина, премией Ульяновского регионального отделения Фонда культуры России – Артемия Курчатова.