После возвращения Сергея Морозова к работе журналисты стали замечать за ним тягу к кадровым перестановкам. Кроме того, наблюдается стремление губернатора подвести под кадровую политику в Ульяновской области некоторую систему оценки труда подчиненных. Результатом оценивания станут увольнения, которые уже начались.

В своём недавнем интервью «Молодежной газете» Сергей Иванович заявил: «Кризис – серьёзный экзамен, и не только для меня, но и для каждого руководителя… регионального уровня, и муниципального».

Понятно, что кризис требует от руководителей регионов большей отдачи, так как именно на них ложится значительная часть ответственности за происходящее в стране. Но не только это в последнее время заставляет губернаторов быть более требовательными к себе и подчиненным. Федеральная власть дважды за период кризиса потребовала от регионов сократить расходы на чиновничий аппарат, так что за разговорами об эффективности стоит простое механическое сокращение с переложением функций уволенных на оставшихся сотрудников без соответствующего повышения жалования.

Второй фактор внезапной оптимизационной работы в регионах – увеличение контроля со стороны центра. Глава Счётной палаты Сергей Степашин недавно заявил, что подведомственный ему орган ведет работу по совершенствованию «показателей оценки результативности органов исполнительной власти субъектов РФ», в рамках которой палата намерена создать «систему для оценки регионального измерения эффективности реализации антикризисных мер». Владислав Сурков, объясняя недавние отставки губернаторов, ссылался на рейтинг эффективности исполнительной власти субъектов, создаваемый Минрегионом РФ. Сейчас губернаторов, согласно президентскому указу, оценивают по более чем сорока показателям, в ближайшее время список показателей, возможно, расширится в несколько раз. Естественное желание начальника среднего звена в такой ситуации – делать с подчиненными то же, что с ним делает его более высокий начальник.

На первом же аппаратном совещании после возвращения губернатор раскрыл возможные механизмы «экзаменации» чиновников. Во-первых, он пообещал провести переаттестацию госслужащих, с последующим, как надо полагать, увольнением тех, кто её не пройдёт. Кроме того, теперь каждая просьба о продлении времени выполнения поручений должна сопровождаться предложением об увольнении виновных в срыве сроков.

Помимо увольнений будут также практиковаться сокращения премий для тех, кто не справляется с обязанностями. Губернатор обещал создать систему оценки деятельности чиновников, их профессионализма и желания к саморазвитию, от которой будут зависеть зарплата и карьерный рост.

Поиском «системы» глава региона занимается давно. Об этом можно судить по ряду фактов. В феврале этого года, например, прошел областной конкурс научных работ молодых исследователей «Качество регионального управления в XXI веке». До этого губернатор возлагал определенные надежды повышения качества деятельности правительства на своего помощника Ольгу Овсяник, ныне покинувшую свою должность. Долгое время, по нашим данным, со стороны областного аппарата проявлялся интерес к системе менеджмента, действующего на УАЗе («система на основе Лин»).

Судя по всему, поиски кадровой панацеи оказались тщетными, но в свободное время, которое появилось у губернатора во время пребывания на больничном, у него могли возникнуть свежие идеи. В частности он предложил, чтобы по итогам года депутаты Законодательного собрания выставляли областным министрам оценки. «Двоечники» должны будут покинуть своё кресло. Этот механизм будет закреплен законодательно.

Похоже, школьная система очень подходит для применения в управленческой сфере. Но в отличие от школы результатом несданного экзамена станет наступление, так сказать, управленческой ответственности: «Я готов нести ответственность за все свои решения, – говорит Сергей Морозов, – И мне бы искренне хотелось, чтобы такую же готовность, не на словах, а на деле, демонстрировали все руководители».

На сей раз за привычными грозными обещаниями последовали энергичные действия. Вслед за отставкой Дмитрия Рябова, которую трудно признать за негативную санкцию, последовало увольнение еще одного руководителя в ранге министра (официального подтверждения этой информации на момент подготовки материала не поступало, поэтому не будем называть фамилию «счастливчика»). Также появилось распоряжение о проведении в ближайшие месяцы квалификационного экзамена для областных чиновников всех рангов.

Помимо областных госслужащих под губернаторскую «раздачу» попадут главы муниципальных образований и муниципальные чиновники. Сергей Морозов, не лукавя, высказался по поводу того, что теперь у него есть все законные механизмы смены глав муниципалитетов. Уже существующая система мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволит ему принять соответствующие кадровые решения. Будут ли дополнены губернатором федеральные показатели новыми, не известно, но можно быть уверенным, что если возникнет некая система оценки областных госслужащих, то она вполне может быть распространена и на глав муниципалитетов. Таким образом, господа, охват выстраиваемой системы будет почти тотальным.

В связи с вышеотмеченными тенденциями предлагаем читателям «Улпрессы» высказать своё мнение. Как вы оцениваете инициативы губернатора? Поможет ли внедрение системы оценки госслужащих повышению эффективности их деятельности? Что бы вы поставили руководителям нашей области, включая «муниципалов», и почему? Кого бы вы уволили? Будет ли система эффективной в условиях однопартийности – без внешних рычагов ответственности за ошибки со стороны общества? Насколько «искренни» будут оценки под воздействием других факторов формирования корпуса чиновников, таких как личные связи, клановые интересы и партийная принадлежность?

Максим Новослободский.