Сельхозкредит поможет УАЗу повысить спрос
Ульяновский автозавод скорректировал план по выпуску автомобилей в большую сторону и намерен перейти с трехдневной на четырехдневную рабочую неделю. В компании «Соллерс» это объясняют началом действия программ господдержки и предстоящим подписанием договора с Россельхозбанком о льготном кредитовании жителей села. Эксперты считают, что сельхозкредит поможет незначительно повысить спрос, но кардинально ситуацию не изменит.
ОАО «УАЗ» планирует произвести автомобилей в апреле на 15% (2510), а в мае на 23% (2700) больше, чем в марте. Как пояснили в пресс-службе ОАО «УАЗ», в мае завод уже перейдет на работу по 4 дня в неделю в две смены (сейчас он работает по трехдневному графику. — „Ъ“). На автозаводе надеются, что увеличение плановых показателей завода позволит избежать запланированных сокращений. Тем не менее, по данным областного департамента занятости населения, в апреле руководство ОАО «УАЗ» сообщило в соответствии с законом, что с 1 июля ожидается сокращение 1270 работников завода.
По данным «СПАРК-Интерфакс», акционеры ОАО «УАЗ» — компания Sollers (66,07%) , Росимущество (13,19 %), Lindsell Enterprises Limited (11,2 %) . По данным на январь 2008 года около 58 % акций компании Sollers принадлежало генеральному директору компании Вадиму Швецову. Продажи автомобилей ОАО «Ульяновский автомобильный завод» по итогам 2008 года составили 72,3 тысяч шт. По данным из открытых источников, УАЗ в 2008 году сократил чистую прибыль по сравнению с предыдущим годом на 27,46% — до 976,018 миллиона рублей. В то же время в четвертом квартале 2008 года чистая прибыль УАЗа выросла по сравнению с третьим кварталом в 3,78 раза — до 180,327 миллиона рублей.
Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Пинков связывает увеличение производственного плана с началом реализации программ господдержки (закупка автомобилей для государственных и муниципальных нужд, частичная компенсация процентной ставки по кредитам при покупке автомобилей стоимостью менее 350 тыс. рублей), а также с предстоящим подписанием трехстроннего соглашения между правительством Ульяновской области, Россельхозбанком и компанией «Соллерс» о льготном кредитовании жителей сельской местности, крестьянских и фермерских хозяйств, сельскохозяйственных товаропроизводителей на покупку коммерческих автомобилей УАЗ (УАЗ-фургон и его модификации. — „Ъ“). Господин Пинков считает, что программа сельхозкредитования была необходима, поскольку в отличие от АвтоВАЗа (где льгота распространяется на весь модельный ряд), ОАО «УАЗ» попало в льготную систему кредитования (до 350 тыс. рублей) только по одной модели, и нужны были дополнительные механизмы поддержки спроса.
По его словам, документ уже согласован с правительством и компанией «Соллерс», вчера он прошел согласование юристов Россельхозбанка и остается только его окончательное подписание руководителями банка, холдинга и облправительства. По словам первого вице-премьера, инициатива такого кредитования родилась в недрах облправительства и была поддержана федеральным центром. Это решение позволит сельским жителям и сельхозпроизводителям покупать автомобили УАЗ коммерческого ряда (так называемые «буханки». — „Ъ“) в кредит сроком на пять лет. Из 17% кредитной ставки 13% компенсируют федеральный и областной бюджет (95% и 5% соответственно). В понедельник компанией «Соллерс» было принято решение, что она совместно с дилерами компенсирует оставшиеся 4% вместо прежде оговариваемых 2%.
Такая льгота будет действовать во всех субъектах РФ, региональные органы власти которых должны будут обеспечить в соответствии с постановлением правительства компенсацию своих 5% в кредитной ставке. Планируется, что в рамках соглашения банковские кредиты на машины смогут получить и продавцы автомобильной техники, являющиеся официальными дилерами ОАО «Ульяновский автомобильный завод».
«В этом случае, если банк сохранит 17% ставку по кредиту, о чем и ведутся переговоры, кредит получится беспроцентным», — сказал первый вице-премьер.
Директор по связям с общественностью и госструктурами компании «Соллерс» Зоя Каика вчера подтвердила, что запланированный рост производства связан с тем, что только сейчас стали реализовываться программы господдержки и госзаказа. По ее мнению, программа льготного кредитования сельских жителей «вселяет надежды», поскольку 30% «коммерческих автомобилей» покупается именно на селе. «Мы уже видим, что теперь возможности увеличения объемов есть», — добавила Зоя Каика, но говорить о конкретных прогнозах увеличения спроса отказалась, как, впрочем, не раскрыла она и долю поступлений от этого вида продукции в структуре выручки компании
Аналитик компании «БКС» Севастьян Козицын считает, что «на фоне общей динамики, когда в январе в автопроме шло падение продаж в целом на 36%, а в марте — на 47%, УАЗ вряд ли будет демонстрировать иную тенденцию». «Практичные жители села в условиях кризиса вообще подумают, а надо ли им покупать новую машину». В то же время, он полагает, что такая льготная система кредитования поможет затормозить падение объемов производства. Похожего мнения придерживается и аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. По его мнению льготная система кредитования через Россельхобанк принципиально проблему падения спроса не решит, но уровень продаж коммерческих автомобилей может повыситься на 5%. Аналитик ИК «Тройка-Диалог» Геннадий Суханов отметил, что «это — первая такая новость в автопроме, когда заявляют об увеличении производственных планов», однако отметил, что это пока не говорит о кардинальных изменениях, а является закономерностью на фоне провальных января и февраля.
Сергей Титов, Ульяновск