Чего только не пишет пресса в последнее время про «Гросс». Уже была даже публикация о том, что и Ульяновский завод банкротят, что, к нашей радости, не подтвердилось. А реформация оставшейся на плаву части гиганта продолжается.
Теперь «Алкогольные заводы Гросс» в пять раз сокращают свой ассортимент. До оптимального— с 200 до 40 позиций. При этом было решено полностью отказаться от выпуска водочной марки «Буфетная традиция», коньяка «Славянский» и ряда других брендов. Решение сократить количество брендов обусловлено намерением компании сконцентрироваться на развитии ключевых марок — водок «Русский бриллиант», «Славянская», «Высота», «Байкал», коньяка «Слава» и коньячной настойки «Марьяж». Среди наиболее известных марок компании, которые решено было свернуть, — водка «Буфетная традиция» и коньяк «Славянский». Тестовые продажи водки «Байкал», которые были начаты в прошлом году в Сибирском регионе, с апреля будут вестись по всей стране. Ее производство перенесено с иркутского предприятия в Ульяновск, а воду озера Байкал будет поставлять ООО «Воды Байкала». Недешевая вода будет в этой водке. Пока трудно сказать, как воспримут водку «Байкал», произведенную в Ульяновске. Это примерно: как воспримут коньяк «Московский, если его зачем— то отберут у «КиН»(а) и отдадут производство куда-нибудь в Дагестан (но мы надеемся, что у владельца бренда хватит разума, чтобы вопреки специально забрасываемым в прессу слухам сохранить бренд за «КиН»(ом). Такое впечатление, что кто-то специально нагнетает напряженность между «КиН»(ом) и ФКП «СПИ»). Возвращаясь к «Гроссу»: нам больше всего жалко водку «Буфетная традиция». Мы бы назвали этот проект лучшей компиляцией всего созданного за 5−6 лет на тему ностальгии в России, начатую «Русским алкоголем», если эту тему выделить в отдельное направление. Надеемся, что это временное сокращение неуспевшего вырасти бренда. Но есть у нас опасение, что когда мы выйдем из кризиса тенденция ностальгическо— экологическая уйдет в прошлое вместе с этими брендами. В кризис появятся новые бренды – лидеры нового направления.
Показательным будет процесс «продажи» простоявшего 3 года Барнаульского ЛВЗ. Власти говорят, что «не дадут завод рвать на части». Мы очень скептически относимся к возможности сохранить завод. Конкурсный управляющий «Барнаульского ликероводочного завода» (БЛВЗ) 24 апреля текущего года проведет открытые торги с повышением цены активов предприятия. Список имущества включает 672 лота примерной стоимостью 180 млн. руб. (5,3 млн дол). По данным на 1 января 2009 года, задолженность предприятия составляла 668,115 млн. рублей. Все федеральные игроки Сибири имеют свои производства, наращивать которые в ближайшее время и в перспективе им уже в период кризиса не потребуется. Мелким игрокам эта покупка просто не по зубам. 180 млн завод, да еще 150 млн вложить придется. У кого сейчас такие деньги свободные есть? Если есть, то тратить их в России стало пока бессмысленным.
Нам кажется, что единственным условием, при котором нашелся бы покупатель на весь завод, могла бы стать гарантия региональных властей закрыть рынок от чужой водки на 100%. Ни больше, ни меньше. А в противном случае покупка этого завода сегодня просто бесперспективна. Вряд ли кто-то кроме местных операторов может заинтересоваться и брендами завода: «Колывань», «Моя дорогая» и т.д. Все увидим 24 апреля. Как раз и заседание Президиума Правительства по алкоголю пройдет 23 апреля. Скажут там чего обнадеживающего про нашу отрасль, глядишь – и сделка состоится.
Самым успешным «алкогольщиком» 2008 г. можно считать бывшего владельца компании «Русский алкоголь» С. Генералова. До кризиса он продал свой бизнес на пике славы и цены. Третьими можно назвать владельцев компании «Парламент», сделавших тоже самое. На второе место мы ставим Марка Кауфман, основателя компании — дистрибутора элитного алкоголя Whitehall, который сумел не только выгодно продать ее польской Central European Distribution Corp. (CEDC), но и стать одним из крупнейших акционеров CEDC. Говорят, что Кауфману помог кризис; мы думаем, что Кауфману помогла голова. Что грустного во всем этом: все самые успешные предприниматели потому и успешны, что продали весь или часть алкогольного (преимущественно – водочного бизнеса, за исключением «Уайтхолла») иностранцам. При этом самым успешным из оставшихся в алкоголе можно точно считать М. Кауфмана.
Наша пресса как-то скромно написала, что Куприянов и Кауфман могут через «CEDC» стать и совладельцами компании «Русский алкоголь». Так они уже ими стали. В 2008 г. «CEDC» за 181,5 млн дол наличными приобрела 47,5% «Русского алкоголя». Почти все остальное выкупил фонд «Lion Capital», долю которого поляки могут выкупить у фонда в середине 2010 г. Выручка компании «СEDC» около 1,4 млрд дол в 2008 г. В марте 2009 г. М. Кауфман сообщил Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), что стал владельцем 2,9 млн акций CEDC, что в конце февраля составляло 5,9%. Больший пакет акций — только у президента CEDC Уильяма Кэри: 8,8%. Третий акционер — Takirra Investment владеет 5,16% акций CEDC. От 4% до 5% (по всей видимости) находится у принадлежащих Куприянову компаний.
Несмотря на нормальную классовую ненависть к капиталистам, тем не менее – испытываешь гордость за наших: если раньше наиболее известной водочной компанией c российскими корнями была компания «SPI», то теперь наиболее хитрые российские алкогольные капиталисты стали владельцами 11% акций средней международной алкогольной компании. Пусть знают наших и боятся. Что удивительно: практически никто из российских серьезных бизнесменов не вкладывал деньги в серьезный международный алкогольный бизнес. Тут не в счет в молдавское, болгарское и грузинское виноделие. Не в счет какие-то шато и коньячные дома для собственного удовольствия и имиджа. Можно сказать, что впервые российские предприниматели стали совладельцами международного алкогольного бизнеса. С почином всех нас!