Гость апрельского номера — председатель совета директоров Медиа-холдинга «Мозаика», президент Ассоциации коммуникационных агентств Ульяновской области Расих Гатауллин.

Расих Маулетович Гатауллин родился в 1966 году в одном из сельских районов Республики Татарстан. С золотой медалью окончил школу, с отличием защитил дипломную работу на кафедре теоретической физики Казанского госуниверситета. Работал инженером-конструктором и научным сотрудником в Ульяновском центре микроэлектроники, преподавал физику в гимназии № 3 Ульяновска. В 1994 году создал газету «Мозаика», с которой началась история Медиа-холдинга «Мозаика». В 2004 году избран (а в 2007 переизбран) депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области. Женат, двое детей.

— Расих Маулетович, вы пятнадцать лет работаете в медиабизнесе. Как повлияла эта работа на ваш характер?

— Изменились масштабы мышления. Я научился анализировать, систематизировать, обобщать знания в различных областях, применять их на практике во взаимоотношениях с работниками, партнерами, в решении бизнес-задач. Во многом мне помогло базовое образование, полученное на физическом факультете КГУ, где нас учили системному мышлению, а также бизнес-образование — программа МВА в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Бизнес научил быть более требовательным к себе и к окружающим. Ведь чем крупнее предприятие, которое ты создал, тем больше рисков. И тем жестче требуется держать руку на пульсе выполнения поставленных задач.

Опыт и дополнительное образование дали уверенность в своих силах. Вообще формулу успеха в бизнесе я бы сформулировал так: образование + опыт + трудолюбие и упорство. Именно в этом сочетании приходит успех.

— А при каких обстоятельствах родился профессиональный союз ульяновских рекламистов?

— Мы шли к этому десять лет. В 1997 году во время первого в Ульяновске Фестиваля рекламы, одним из организаторов которого выступила «Мозаика», в процессе общения с членами недавно созданной Ассоциации рекламных агентств России впервые прозвучала идея: а не создать ли нам свою ассоциацию рекламистов? Надо признать, что это один из многих примеров того, что «Мозаика» у себя в регионе зачастую опережает время. И если мы, озвучив эту идею, уже в 1997 году были готовы к объединению профессионалов отрасли, то большая часть участников рекламного рынка «созрела» только к 2007 году. Серьезным стимулом к созданию Ассоциации коммуникационных агентств Ульяновской области стала сложная ситуация в отрасли наружной рекламы. Тогда местные органы власти вдруг задумали, без преувеличения, уничтожить местный рынок «наружки» — только потому, что кому-то там, «в верхах», не понравилась информация на рекламных конструкциях. То есть совместное отстаивание интересов отрасли перед органами власти стало действительно жизненной необходимостью.

— Какие главные победы на счету АКАУ?

— Среди наиболее заметных событий — успешно проведенные переговоры, в результате которых заказчики рассчитались по долгам со всеми участниками рынка наружной рекламы, украшавшими город к Малым олимпийским играм ПФО в 2006 году. До этого каждая фирма полгода вела переговоры — самостоятельно и безрезультатно. А получили деньги за проделанную работу подрядные организации лишь, когда выступили единым фронтом под флагом Ассоциации.

Победой АКАУ можно назвать и успешное отстаивание интересов рекламного бизнеса, когда городская власть попыталась «задушить» рынок наружной рекламы, тормозя заключение договоров по ранее установленным рекламным конструкциям. Юристы ассоциации выиграли 14 арбитражных судов против мэрии Ульяновска, и только после этого ситуация наладилась.

Благодаря вмешательству ассоциации удалось сохранить рекламу на улице Гончарова. Сегодня специалисты АКАУ дорабатывают проект модернизации рекламных конструкций в центре города. Рекламоносители старого образца будут меняться на новые, более яркие и интересные,выполненные с применением самых современных технологий. Надо отдать должное Сергею Николаевичу Ермакову за поддержку. Представители мэрии вникли в проблемы бизнеса, прислушались к советам профессионалов и одобрили предложенный нашей ассоциацией вариант реконструкции улицы Гончарова.

Важно, что федеральное и региональное законодательство дает таким саморегулируемым организациям, как Ассоциация коммуникационных агентств, все больше полномочий по регулированию рынка.

— Сегодня АКАУ объединяет ведущих игроков рекламного рынка области. Вы изначально решили соблюдать принцип «элитарности»?

— Напротив, мы заинтересованы объединить, привлечь к работе в ассоциации как можно больше участников рынка. Одна из целей АКАУ — привести рекламный рынок Ульяновской области в более цивилизованный вид, принудить тех, кто работает на незаконных основаниях, выйти из тени, начать платить налоги, оформлять отношения с клиентами и партнерами, с работниками и с государством на законных основаниях. Наша Ассоциация — не искусственно созданное формирование. Мы решаем животрепещущие задачи и на каждом заседании обсуждаем вопросы, которые действительно интересуют либо всех, либо большую часть участников ассоциации, объединяющей десятки предприятий. И от решений АКАУ зависит судьба тысяч работников рекламной отрасли, благополучие их семей. На наши дискуссии мы приглашаем чиновников, мнение которых для нас важно, а также заинтересованных участников рынка, тех, кого мы могли бы принять в наше некоммерческое партнерство.

— «Что б не пропасть поодиночке» в кризис?

— В свое время, благодаря жесткому отстаиванию у власти своих позиций, мы смогли сохранить предприятия, рабочие места, целые направления деятельности. Сегодня рекламная отрасль вместе со всей страной переживает непростые времена. По итогам первых двух месяцев 2009 года объемы реализации в сфере рекламной деятельности упали примерно в два раза. Есть направления, где уменьшение составило более 60 процентов! У людей значительно уменьшился размер заработной платы: в рекламной отрасли она традиционно зависит от выручки. Начался отток специалистов. Но важно помнить, что реклама — это не только двигатель торговли, это еще и двигатель прогресса в экономике. И если мы сегодня не сохраним лучшие творческие кадры, не обеспечим их заказами в столь сложный период, то они будут вынуждены искать работу либо в других отраслях, либо, что еще хуже, в других регионах. И к моменту, когда Ульяновская область начнет выходить из кризиса и ей потребуется развитие, она может столкнуться с дефицитом грамотных, опытных специалистов в области рекламы, без которой никакого прогресса быть не может.

— К решениям АКАУ прислушивается власть. Но что она может сделать в данной ситуации?

— Власти сегодня предпринимают попытки помочь бизнесу, в том числе рекламному. Так, Правительство Ульяновской области поддержало инициативу нашей ассоциации по проведению в регионе социальной рекламной кампании. Мы убедили чиновников, что силами рекламной отрасли — именно в кризис — можно и нужно решать многие вопросы воспитания, социальной корректировки поведения людей, целый комплекс социально-экономических проблем. Темы самые разные — безработица, развитие собственного бизнеса, спасение жизни на дорогах, здоровый образ жизни, борьба с табакокурением, алкоголизмом и т.д. На реализацию данных программ в течение 2009 года из областного и городского бюджетов будет выделено порядка десяти миллионов рублей.

Наша Ассоциация, которая разрабатывала эту программу, предложила комплекс мероприятий, направленных на максимально эффективное использование этих средств. Мы провели исследования и выяснили, каким образом можно эмоционально «зацепить» людей. Члены Ассоциации — а это компании, обладающие масштабными рекламными возможностями, — рассчитывают принять участие в тендере. И это может стать гарантом наибольшей отдачи от потраченных бюджетных средств.

— Будем надеяться, что социальная реклама поможет кому-то встать на путь истинный. А кто сыграл главную роль в вашем воспитании?

— Мои родители! Сельские интеллигенты, трудолюбивые, уважаемые в районе люди (мама — учительница, отец — заслуженный агроном), они всегда были для меня непререкаемым авторитетом. Я рос в семье, в которой не пили, не курили, не сквернословили. Благодарен своим родителям за то, что научили меня держать слово, быть ответственным. А это залог успеха любого дела.

— В вашу приемную постоянно присылают пригласительные билеты на всевозможные мероприятия. Какие стараетесь не пропускать?

— Те, которые можно посещать всей семьей, поскольку в силу загруженности чувствую, что недостаточно внимания уделяю своей семье. Мы ходим вместе на театральные премьеры, концертные выступления, спортивные мероприятия. Особенно те, которые интересны детям.

— А ваш сын Булат готов участвовать в семейном бизнесе, сторонником которого вы являетесь?

— Практика показывает, что семейный бизнес вполне успешно работает и развивается, особенно в сфере услуг. Да, это сложно. Но при полном взаимопонимании, доверии и уважении супругов выстроить рабочие отношения можно и нужно. А у сына задача на ближайшие три года — учеба. Он студент экономического факультета МГУ, будущий менеджер. Я не намерен навязывать ему свою точку зрения, он сам решит, работать в «Мозаике» рука об руку с родителями либо начинать свое дело. Благо, сегодня возможностей для этого у молодежи в Ульяновске появляется все больше, благодаря усилиям региональных и федеральных властей.

— А когда труднее сделать себе «имя» на рекламном пространстве региона — 15 лет назад или сейчас?

— У каждой эпохи свои трудности, свои возможности и перспективы. В 90-е годы не был так развит бизнес, было меньше СМИ, ресурсов и технологий, зато имелось больше простора для приложения своих сил. Сегодня рынок стал гораздо насыщеннее, но, благодаря высокому развитию коммуникаций и бизнеса, рекламная отрасль существенно выросла. Соответственно, возможностей преуспеть — при грамотном приложении сил — больше. Но при этом не стоит забывать, что значительно выросли требования заказчиков — к уровню квалификации персонала, к качеству предоставляемых услуг. Сегодня это становится главным требованием успешного рекламного бизнеса.

— За небольшой период деятельности сформировались ли в АКАУ свои традиции?

— Конечно. Мы, например, ежегодно проводим Областной фестиваль рекламы, на котором в лучших традициях фестивального движения Ульяновска предоставляем возможность всем талантливым людям проявить себя. Итоги конкурса подводим силами профессионального жюри, авторы лучших материалов получают достойное вознаграждение и возможность участвовать со своими работами в конкурсах федерального масштаба. Также их проекты получают возможность увидеть свет в СМИ, в средствах наружной и внутренней рекламы на территории региона.

Доброй традицией нашей Ассоциации, как любого дружного сложившегося коллектива, стало совместное проведение праздников, корпоративных мероприятий. Это, в общем-то, удивительно, ведь все мы, по сути, являемся конкурентами. Тем не менее, благодаря АКАУ мы подружились.

— Любой желающий может узнать о жизни Ассоциации, зайдя на ее сайт в Интернете www.akau.ru…

— Сбываются прогнозы, которые мы строили три года назад, о том, что в ближайшем будущем интернет-аудитория будет практически совпадать с аудиторией радио, телевидения, газет. На сегодняшний день на сайт Медиа-холдинга «Мозаика» — www.mosaica.ru — ежемесячно заходит более 18 тысяч посетителей. Этот показатель более чем в десять раз превышает прошлогодний уровень, и то ли еще будет! Подрастающее поколение не признает других видов носителей информации, кроме сети Интернет. Так что наша Ассоциация и отдельные участники рекламного рынка активно развивают свои интернет-направления, активно вникают и внедряются на этот рынок, потому что за ним будущее.

— Какой отдых вы предпочитаете?

— Лучший отдых — это работа. А для того, чтобы снять напряжение, важна перемена места или деятельности. Я часто езжу к своим родителям в деревню, помогаю им по хозяйству. Простой деревенский труд для меня — возможность ненадолго отвлечься от проблем бизнеса. Отдыхом считаю обучающие семинары, которые проводят наши московские партнеры: газеты «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». Это обмен опытом, позволяющий по-другому смотреть на свой бизнес, предотвращать ошибки. Причем такова наша российская действительность, что проводить семинар в Турции или Египте дешевле, чем в Москве. Поэтому часто появляется возможность совместить полезное с приятным. Я люблю море, возможно, потому, что в детстве был лишен этого.

— Заставил ли кризис поменять планы развития ульяновских рекламистов?

— Любой кризис — это ведь еще и возможности. Именно исходя из сегодняшней отправной точки, заглядывая в будущее, понимая перспективы, мы можем и должны строить планы на долгосрочный период. В условиях кризиса трудно предугадать, что будет к концу года. Но что будет через пять лет, мы уже обязаны представить себе. Кризис пройдет, и вместе с городом и областью, вместе с бизнесом и реальным сектором экономики, производством и сферой услуг будет развиваться рекламная отрасль, будут появляться новые специалисты, рекламные технологии, новые виды деятельности в сфере рекламы. И именно от умения предвидеть, что будет востребовано лет через пять, зависит, кто сможет наиболее успешно продолжить развитие после кризиса.

Чем дальше будут развиваться бизнес, экономика региона, тем больше будут нужны цивилизованные, законопослушные предприятия рекламной отрасли, объединенные Ассоциацией коммуникационных агентств Ульяновской области.

Татьяна Задорожняя