Изменения, происходящие в экономике региона, существенно отразились на состоянии ульяновского рынка труда. Как образовательные учреждения реагируют на эти изменения? Каким образом можно «улучшить отношения» рынка труда и образовательной сферы? Эти и другие вопросы поднимались в ходе апрельского заседания круглого стола «ДО».
Участники круглого стола:
# Александр Алексеев, начальник ОСП ГН УМЗ №1
# Алексей Винокуров, директор Высшей профессиональной школы УлГТУ
# Лариса Воронина, директор Высшей школы менеджмента УлГТУ
# Виктор Григорьев, заместитель директора по научной работе Ульяновского филиала Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина
# Юрий Гриценко, завкафедрой гражданского права и процесса юридического факультета УлГПУ
# Нектарий Гурин, первый проректор, проректор по научной работе УлГУ
# Екатерина Игонина, менеджер по персоналу Группы компаний «ДАРС»
# Павел Кисиленко, директор ульяновского филиала ОАО «ИНПРОМ»
# Екатерина Коротова, начальник службы по работе с персоналом ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»
# Елена Куцына, директор техникума экономики и права Центросоюза РФ
# Татьяна Люлькина, директор Открытой школы бизнеса УлГТУ
# Татьяна Стенина, проректор по работе с молодежью УлГТУ
# Светлана Павлова, учредитель и директор Центра Кадровых Tехнологий «Диалог»
«ДО»:
— Насколько изменился спрос на ульяновском рынке труда за последнее время? Как образовательные учреждения реагируют на эти изменения?
Алексей Винокуров:
— Резко упал спрос на специалистов в области экономики, менеджмента, но спрос на специалистов реального сектора экономики остается достаточно стабильным. Поэтому нами разработана целостная всеобъемлющая система повышения квалификации работников реального сектора — прежде всего, это инженерный, IT-сектор. Делая ставку на инженерно-техническое направление, мы сотрудничаем с производственными предприятиями.
Нектарий Гурин:
— Система высшего и среднего профессионального образования очень инерционна. Срок подготовки специалиста — минимум два года, максимум, как у медиков, — шесть, не считая интернатуры и ординатуры. Так что никакие резкие колебания, которые возникают при кризисных явлениях, не могут отразиться на системе профобразования в течение нескольких месяцев. За это время невозможно изменить ни федеральные образовательные стандарты, ни учебные планы, ни, тем более, преподавательский состав и самих студентов.
Что касается трудоустройства выпускников, то все государственные вузы через свои центры занятости давно и плотно занимаются этой работой. Но уже с осени прошлого года на рынке труда начали нарастать кризисные явления. Особенно остро эта проблема проявилась после Нового года, несмотря на то, что правительство области держит вопрос трудоустройства выпускников на контроле. Даже от успешных предприятий заявок сегодня минимум. От предприятий же среднего и тем более малого бизнеса их вообще нет: все живут сегодняшним днем и ждут дна кризиса, начала подъема.
На 3 марта из общего числа выпускников УлГУ (порядка 1900 человек очной формы обучения) 64% уже работают либо продолжат обучение или будут призваны в армию. Из тех, кто не имеет на сегодня перспектив трудоустройства, — 23% по высшему профессиональному образованию, 10% — по среднему. Эти цифры не особо пугающие. Но посмотрим, что будет дальше.
Виктор Григорьев:
— Нужно понимать, что система образования не имеет устойчивого заказчика в лице государства либо крупных предприятий. Заказчиком выступают абитуриенты и их родители. Конечно, люди рискуют, поскольку устойчивых гарантий последующего трудоустройства им никто не дает. Вузы стремятся снизить риск за счет содействия трудоустройству либо за счет параллельной дополнительной подготовки специалиста. Но, на мой взгляд, лучший способ снижения риска и улучшения баланса спроса и предложения — это создание эффективной региональной системы профориентации и эффективного информационного обеспечения. Тогда человек заранее сможет осознанно выбирать будущую профессию. Пока такой системы на региональном уровне, к сожалению, нет.
О переходе региона на путь инновационного развития (а в Ульяновской области есть и Концепция по этому поводу, и Стратегия) не следует забывать даже в период кризиса. А для инновационной экономики нужны, в первую очередь, специалисты с высшим образованием. Рост ВРП дают именно они — не случайно все страны борются за интеллектуальный ресурс.
Светлана Павлова:
— Мы наблюдаем такую ситуацию: выпускники вузов не проходят собеседование при приеме на работу, хотя компания-работодатель готова их обучать. Они говорят на разных языках! Такое ощущение, что студентов готовят исключительно для научной деятельности. Намного лучше выглядят студенты, которые начинают подрабатывать со второго-третьего курса. Но я с удивлением отмечаю, что у нас есть еще учебные заведения, которые запрещают студентам работать. Практика один месяц раз в год — это очень мало, чтобы наработать практические навыки!
Павел Кисиленко:
— Чему и как учат в вузах? Вы, уважаемые профессора, на сегодняшний день учите менеджеров, которые, извините, нам не интересны. У сегодняшних выпускников, которых мы принимаем на работу, очень много инерции в плане менеджмента, маркетинга и т.д. Они знают, что было 20 лет назад, но ведь рынок из постиндустриального периода перешел в совершенно иную стадию.
Тут многое зависит от преподавательского состава. Думаю, институтам было бы полезно приглашать на свободные лекции, семинары директоров предприятий, состоявшихся бизнесменов. Тем более что, по моему наблюдению, большинство их них — коммуникабельные люди и с готовностью поделятся современным опытом.
Елена Куцына:
— В связи с переходом профессионального образования на стандарты нового поколения, в основе которых лежит социальный заказ работодателей, два образовательных учреждения системы потребительской кооперации — Ульяновский техникум экономики и права и Ульяновский торгово-экономический техникум — активно сотрудничают с работодателями по вопросам формирования требований к современным специалистам. Мы собирались за круглым столом, чтобы коллегиально выработать требования к современному специалисту и учесть их при разработке проекта федеральных государственных стандартов СПО третьего поколения. По результатам партнерского взаимодействия и мониторинга рынка труда открыли новые специальности, востребованные в настоящее время.
Татьяна Люлькина:
— С моей точки зрения, кризис должен стать причиной бума бизнес-образования, несмотря на то, что многие организации сокращают свои затраты на обучение. Исследования, которые провели Executive.ru и Nesterov Consulting Group в ноябре 2008 года среди почти трех тысяч российских менеджеров, показали, что только два процента респондентов считают: в кризисной ситуации развития нет и быть не может. А 85% руководителей остро нуждаются в бизнес-образовании. И мы должны соответствовать этим потребностям.
Работникам сейчас необходимо учиться, чтобы работать более эффективно и результативно для сохранения своего места и построения карьеры. Потребность компаний — сохранить, увеличить долю рынка. Есть анекдот про льва, в которого охотники не попали. Разъяренный зверь готовится на них напасть. Один из охотников снимает обувь, чтобы бежать. Другой спрашивает: неужели ты думаешь убежать ото льва? И слышит в ответ: нет, но я надеюсь обогнать тебя! В образе льва выступает кризис, в образе охотников — конкуренты отрасли. Кризис можно использовать для того, чтобы обогнать конкурентов, увеличить долю рынка. И именно сейчас надо учиться тому, как концентрировать ресурсы на направлении главного удара.
Лариса Воронина:
— Несмотря на кризисную ситуацию, Правительство РФ не только не сокращает финансирование Президентской программы подготовки управленческих кадров, а даже объявляет дополнительный набор руководителей высшего и среднего звена управления сфер здравоохранения, образования, ЖКХ. Финансирование идет из трех источников: предприятие, федеральный и региональный бюджеты в равных долях. Таким образом, для слушателя обучение и зарубежная стажировка остаются бесплатными.
Каждый год мы корректируем свои программы с учетом пожеланий слушателей, руководителей направляющих предприятий и организаций и в связи с изменениями государственных требований к системе бизнес-образования. К сожалению, в нашем регионе конкурсный набор на Президентскую программу не такой большой, как в других областях. Между тем именно конкурс дает возможность выявлять самых перспективных менеджеров, чтобы наиболее эффективно вкладывать деньги в их образование. Хочу отметить системную работу в этом направлении Ульяновского механического завода, Ульяновского мебельного комбината: там сначала проводят внутренний конкурс на право участия в бизнес-образовании, затем лучшие направляются на обучение по Президентской программе или по программе МВА. Такой подход не допускает случайного отбора.
Екатерина Коротова:
— Наша компания долгое время сотрудничала с Ульяновским техническим университетом, который специально для нас готовил инженеров электросвязи. Всех этих ребят мы трудоустроили. Довольны и они, и мы: хорошее вложение денег предприятия! В ОАО «ВолгаТелеком» ведется централизованное обучение специалистов из регионов на базе головного предприятия в Нижнем Новгороде. Проводится и внутрикорпоративное обучение, готовится кадровый резерв. Так что мы своих специалистов «растим» сами.
Александр Алексеев:
— К нам приходит много молодых специалистов из ульяновских вузов и из вузов других регионов, и я вижу, что из года в год ребят учат одному и тому же. А рынок серьезно изменился, внедряются новые управленческие технологии, появилось новое оборудование. И наши студенты занимаются программным обслуживанием этих дорогостоящих станков.
Юрий Гриценко:
— Какие требования предъявляет государство к учебным заведениям? Зарабатывай деньги, пиши научные работы, участвуй в конкурсах. Ни одного лишнего часа на практику тебе не дают! В советское время все было выстроено логично и грамотно. Система была двухуровневой: техникум, где ты получал практические навыки, и институт, где давали знания, необходимые специалисту. Сейчас этого нет. Поэтому сегодня многое зависит от нас, преподавателей. У нас, например, на юрфаке применяются ролевые деловые игры: работают предприятия — с отделом кадров, бухгалтерией и пр. Да, это игра, но игра совершенно реальная. Поэтому наши студенты уже с четвертого курса участвуют в судебных делах и работают в организациях.
Екатерина Игонина:
— Если до кризиса ресурсы нашего Корпоративного Университета были рассчитаны в основном на получение новых знаний (подготовка продавцов-консультантов, кассиров, менеджеров салонов сотовой связи), то сейчас, когда потребность в новых сотрудниках значительно снизилась, больше времени уделяется повышению квалификации уже работающих сотрудников. В том числе — подготовке кадрового резерва управленцев. В связи с ограничением финансирования на внешнее обучение, двух- трехдневные обучающие дорогие программы в Москве заменены, насколько это возможно, обучением в Ульяновске. В качестве удачного опыта можно привести сотрудничество с бизнес-школой ЛИНК и школой бизнес-тренеров при УлГПУ.
«ДО»:
— Что бы вы могли предложить по дальнейшему «улучшению отношений» рынка труда и образовательной сферы?
Алексей Винокуров:
— Во всем мире высшее образование дает базовые знания. А затем человек, приходящий устраиваться на работу, обязательно проходит корпоративное обучение в конкретной компании. И у нас каждое предприятие должно иметь свой набор компетенций и инструментов для обучения сотрудников. Производительность труда возрастет только тогда, когда специалистов будут учить тому, что нужно конкретному предприятию, а не тому, что считает нужным профессор в вузе.
Светлана Павлова:
— Проблему можно решить только общими усилиями. В учебных планах вузов необходимо увеличить часы практики, поддерживать стремление студентов работать параллельно с учебой. Важно, чтобы темы курсовых и дипломных работ были приближены к реальной жизни предприятия, где студент проходит практику. Работодатели заинтересованы в результате работы. А для получения результата необходимы практические навыки.
Юрий Гриценко:
— Я много общаюсь с руководителями компаний. Большинство из них не всегда быстро могут решить вопрос, как поступить в кризисных ситуациях. Не подозревают в ряде случаев, что у них есть, по меньшей мере, десять вариантов поведения. Нужно подготовить пособия, которые позволят руководителю оперативно решать, как ему поступить в той или иной ситуации, в зависимости от поставленных целей и условий кризисной ситуации.
Татьяна Стенина:
— Один из вариантов сближения интересов рынка труда и образовательной сферы — заключение долгосрочных соглашений и договоров о целевой подготовке специалистов. При этом вуз не только осуществляет подготовку специалистов в соответствии с учебной программой, но и проводит на протяжении всего срока обучения комплекс мероприятий, направленных на развитие личностно-деловых качеств молодого специалиста.
В итоге работодатель получит уверенного в себе кандидата с развитыми личностными, деловыми качествами, готового работать в команде и вносить новые идеи в работу компании. Работодатель, в свою очередь, должен предоставить возможность прохождения производственных практик на базе своего предприятия. Это позволит молодому специалисту пройти период адаптации на предприятии, будучи еще студентом.
Александр Алексеев:
— Специфика нашего производства разнообразна, жизнь заставляет двигаться вперед. Я не могу сказать, что через десять лет нам понадобятся такие специалисты, как физики-электронщики и специалисты других направлений, связанных с радиоэлектроникой. Принципиально важно, чтобы кадры, которые к нам приходят, в вузах учились не только теории, но и практике.
Елена Куцына:
— Основная задача профессионального образования — подготовить квалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда. Это требует совместных усилий образовательных учреждений разных уровней и их социальных партнеров.
Виктор Григорьев:
— Система образования, я полагаю, могла бы взять на себя часть кризисных издержек. Во-первых, попытаться максимально принимать людей в профессиональные учебные заведения — высшие, средние, начальные. Для того чтобы отсрочить безработицу среди молодежи. В период кризиса всегда лучше учиться. Второе — необходимо специальное опережающее антикризисное обучение людей предпринимательского толка. Как начать свое дело, как вести его в новых условиях — всему этому нужно учить. Я думаю, что в нынешних условиях нужно делать акцент на приоритетном максимальном использовании всех региональных трудовых ресурсов.