Ульяновец Игорь Борков 40 лет своей жизни посвятил тому, чтобы в тяжёлые для церкви советские времена русские иконы не канули в Лету. И сегодня, в канун Пасхи, мы хотим вам рассказать о Боркове и его богоугодном деле.

БЛАГОЕ ДЕЛО

Свою первую икону Игорь Борков нашёл на чердаке дома бабушки, которая жила на улице Красноармейской в Ульяновске. Лик Богоматери XIX-го века был спрятан туда кем-то из его родственников, ставших атеистами в советские времена.

В ту пору одиннадцатилетнего мальчишку так покорил найденный им образ, что втайне от близких он стал читать специальную литературу по иконописи, а в 9-ом классе уже начал заниматься реставрацией икон. Собирать лики – Христа Спасителя, Богоматери и прочих святых – Боркову довелось ещё в советские времена.

За почти сорокалетний стаж собирательства икон в коллекции Игоря Боркова их накопилось больше ста. Большинство из них из Среднего Поволжья – Самарской, Казанской, Нижегородской и, конечно, Симбирской губернии.

К слову, собирая иконы, Борков тем самым натурально их спасал. Судите сами.

Святые… сундуки

Однажды в одном из сёл Сурско-го района Борков познакомился со старушкой, в доме у которой стоял сундук, сколоченный из… икон! Кое-как уговорив хозяйку расстаться с кощунственной мебелью, коллекционер забрал его с собой. Позже выяснилось, что в 1920-х годах там была целая мастерская по сколачиванию из икон (вы только вдумайтесь!) сундуков и прочей мебели, классных досок и даже поилок для скота…

Впрочем, такая печальная судьба ждала святые лики по всей области: где-то люди ими стелили полы, использовали святыни и как разделочные доски.

К счастью, были и те, кто не забывал, для чего изначально писались эти лики.

Икона как… документ

Одна из таких икон представлена на выставке в Художественном музее. На Петропавловской иконе позапрошлого века на фоне одноимённого храма изображены святые Павел и Пётр. За их спинами виднеется зелёный кедр. Несколько столетий эта церковь, которая находилась в районе нынешнего спуска Степана Разина, была гордостью старинного Симбирска. В ней в своё время побывала императрица Екатерина Вторая. Во время трёхдневного пребывания в Симбирске в июле 1767 года государыня не могла пройти мимо этого роскошного храма. Причём она не только посетила его, но и-по просьбе горожан посадила возле него деревце кедра. То самое, которое впоследствии удостоилось чести быть изображённым на симбирской иконе позапрошлого века. Так что икона эта представляет ценность и как визуальное свидетельство.

Другая царская особа, император Пётр Первый, по преданию, тоже был в стенах этого храма. Вовремя поездки в Астрахань его экипаж застала сильнейшая буря, переждать которую он остановился именно там. По рассказам ульяновских коллекционеров, после того, как Пётр по-простецки прилёг на землю, дабы чуток отдохнуть, кто-то из досужих симбирян успел сделать слепок с его ладони, и будто бы оный до сих пор хранится в запасниках нашего Краеведческого музея.

Спрятанные., временем

Есть в коллекции Игоря Владимировича иконы-складни, формой схожие с книгами. Иконы эти хранились у староверов. После раскола Церкви начались гонения, и чтобы спасти образа, иные из которых достигали в длину трёх (!!!) метров, их компактно сладывали и увозили с собой. Часто старообрядческие иконы были серебряными или сделанными из другого металла, чтобы их нельзя было сжечь.

Есть в коллекции Боркова и образа, вышитые серебряными нитями с чередой драгоценных камней – так иконы украшались на пожертвования богатых прихожан, почитавших за честь пожертвовать на богоугодное дело.

Многие иконы имеют тяжёлую судьбу. Некоторые коллекционер восстанавливал буквально из праха, попутно делая настоящие открытия. Оказывается, из-за состава краски для икон -темперы, которая замешивалась на яичном желтке – образа после 80 лет сильно темнели. Поэтому в церквях раз в полвека они перерисовывались. Так вот, под несколькими слоями Борков не раз обнаруживал исходные лики, «замазанные» временем. И являл их нашему взору. И, думается, делал это не зря.

Справка «МГ»:

По данным 1911 года, в Симбирской губернии было 9 монастырей, 829 церквей, 133 часовни. Во время закрытия и последующей их ликвидации в 1920-60-е годы не проводилось никакой работы по выявлению художественных памятников и передаче их в музеи. Поэтому большинство из них погибло. А по объему памятников это сопоставимо с искусством некоторых западноевропейских стран.