16 апреля в день 75-летия учреждения звания “Герой Советского Союза”, отметил свой 91-й день рождения Егор Терентьевич Воробьев – последний из оставшихся в живых в Ульяновской области фронтовиков-Героев Советского Союза.

Егор Терентьевич прошел через три войны. Боевое крещение получил в 39-м на Халхин-Голе. Ту необъявленную войну прошел солдат без единой царапины, хотя многие его товарищи сложили свои головы в далекой Маньчжурии – почти 10 тысяч бойцов и командиров погибшими и пропавшими без вести потеряла тогда 57-тысячная группировка Красной Армии. Затем – почти сразу – на эшелон, и через всю страну – по диагонали – на северо-запад, где разгоралась финская кампания 1939-40 годов. Из монгольской пыли да в карельскую стужу. Здесь потери нашей армии были несоизмеримо большими – только убитыми за 105 дней войны потеряли мы тогда более 65-и тысяч человек. Но военная судьба и на этот раз оказалась милостивой к солдату – не остался он лежать на снегу под Выборгом, не скосило его очередью пулеметной на подступах к знаменитой линии Маннергейма…

А потом была Великая Отечественная. С февраля 1943 года Егор Терентьевич на фронте. Девятая гвардейская воздушно-десантная дивизия, в рядах которой воевал Воробьев, была сформирована в конце 1942 года в основном из солдат-дальневосточников и моряков Тихоокеанского флота, и вступила в бои с немцами под Старой Русой. Потом была Курская битва, а далее, в составе 1-го Украинского фронта, дивизия освобождала Украину, участвовала в тяжелейших боях на Сандомирском плацдарме, прошла Польшу и закончила войну в Германии. Трижды ранен был гвардеец, контужен. Но остался в живых и вернулся в свои Средние Тимерсяны с победой…

Звание Героя Советского Союза получил гвардии младший сержант во время боев западнее Сандомирского плацдарма в январе 45-го, когда советские войска пошли в наступление – нужно было облегчить участь союзников, которых немцы тогда сильно потрепали в Арденнах. Черчилль попросил Сталина о помощи. И Верховный отдал приказ наступать. Без должной подготовки. На неделю раньше намеченного срока…

«…немецкие автоматчики, хорошо замаскировавшись в бурьянах, преградили своим огнем путь продвижения роты. Товарищ Воробьев, рискуя жизнью, быстро выполз во фланг немцам и из автомата убил трех немцев, а остальных вынудил прекратить огонь, чем обеспечил быстрое и без потерь продвижение роте» – эту надпись с припиской «из наградного листа», я прочел в доме ветерана, на полотне какого-то самодеятельного художника-примитивиста, запечатлевшего подвиг гвардии младшего сержанта. Точнее, только его фрагмент. Высокое звание гвардеец получил за то, что в период с 12-го января по второе февраля 1945 года он, лично, уничтожил шесть огневых точек противника и 20 немецких солдат. Девятерых гитлеровцев Егор Воробьев взял в плен.

Строки документов сухи и немногословны. А фронтовые сводки Совинформбюро не могли показать всей тяжести и ужасов военных буден, где каждый день был сопряжен с неимоверным напряжением, с болью и смертью.

«Войска 1-го Украинского фронта, перейдя в наступление 12 января из района западнее Сандомира, несмотря на плохие условия погоды, исключающие боевую поддержку авиации, прорвали сильно укреплённую оборону противника на фронте протяжением 40 километров.» – вот так поведал миру Юрий Левитан о начале наступления в январе 45-го. Но в этой сводке не хватило места данным о потерях, ничего не было сказано о том, что это значит – наступать без поддержки авиации, на хорошо укрепленные оборонительные рубежи.

Свой подвиг Егор Воробьев совершил во время боев за польскую деревню Стопница (Gmina Stopnica). Так вот, за три дня боев за освобождение этой деревни отдали свои жизни 1892 советских воина. Почти две тысячи за населенный пункт, население которого и сегодня не дотягивает до восьми тысяч человек! Представляете, какими были те бои, какова была цена того прорыва немецкой обороны, цена помощи застрявшим в Арденнах союзникам?

Многих боевых товарищей оставил Егор Воробьев в братской могиле в Стопнице. Вместе с оставшимися в живых поклялся отомстить за павших товарищей и пошел дальше на запад – добивать фашистскую гадину. А там, в Стопнице, на месте захоронения воинов-десантников остался стоять скромный солдатский обелиск. Стоит он, кстати, и сегодня, бережно сохраняемый прихожанами местной церкви…

Звезду Героя получал гвардии младший сержант уже после победы – 27 июня 45-го. В Кремле, из рук самого товарища Сталина…

Вернувшись домой, гвардеец активно включился в мирную жизнь – крепких мужских рук очень не хватало тогда. Воробьев шоферил в родном колхозе, а потом долгие годы работал заместителем председателя колхоза, добавив к фронтовому стажу еще и почти 40 лет стажа трудового – даже выйдя на пенсию в 1978 году, Егор Терентьевич продолжал трудиться.

У деда Егора шестеро детей, 13 внуков и семь правнуков. Казалось бы, есть, кому и ухаживать за стариком, есть, кому похлопотать по хозяйству. Но ветеран не привык сидеть без дела. И, несмотря на преклонный возраст, он еще бодр и достаточно крепок. Сам управляется со своим хозяйством, в котором у него три десятка кур, индюки, 15 ульев. А этим летом даже планирует начать строить новую баню – не собирается ветеран уходить на покой. Поживем еще, говорит…