Социально-политические процессы, происходящие в Новоульяновске практически незаметны в региональном масштабе, но для жителей этого муниципального образования они имееют первостпенное значение, так как относятся непосредственно к организации местного самоуправления.

Особенностью любого муниципального образования в Российской Федерации является фактическое отсутствие разделения властей, к которому уже привыкло население страны. Так в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Уставом муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют:

1. Совет депутатов муниципального образования «Город Новоульяновск»,

2. Глава муниципального образования,

3. Администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) муниципального образования и ряд некоторых других, вспомогательных органов.

Совет депутатов муниципального образования «Город Новоульяновск» является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования.

Глава муниципального образования «Город Новоульяновск» является его высшим должностным лицом и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования избирается из состава депутатов Совета депутатов на первом заседании совета […] и исполняет полномочия Председателя Совета депутатов муниципального образования.

Администрация муниципалитета формируется главой администрации, назначенным на должность Советом депутатов по итогам конкурса на замещение указанной должности.

Не так давно (в январе 2007 года) главой Администрации был назначен М.К. Володарский, ранее руководивший ОГУП «Областная типография «Печатный двор». В результате произошедших изменений, как в администрации так и в подконтрольных ей организациях (например, в редакции газеты «Наш Город Новоульяновск») на новые должности были назначены руководители, лояльные новому главе администрации. Практически сразу после вступления на должность, Володарский начал проводить активную политику, направленную на создание своего рейтинга. Важно так же, что М.К. Володарский – единственный в Новоульяновске политик со стажем, ранее бывший депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области. На выборах 2 марта 2008 года, проходивших как в Законодательное Собрание, так и в Совет Депутатов Новоульяновска Володарский принял самое активное участие: выставлял свою кандидатуру в оба представительных органа, хотя по закону РФ, даже, если бы он прошел сразу и в Законодательное Собрание, и в Совет Депутатов, то не смог бы занимать эти две должности одновременно.

На выборы в Совет Депутатов Новоульяновска Володарский лидировал с огромным отрывом (1163 голоса) от своих конкурентов (следующая Чукалина С.А. – 446 голосов). Несмотря на подавляющее число проголосавших за Володарского, его команда не заняла и половины (всего 5 человек из 15 мест в Совете) депутатских мандатов. Остальные 9 мандатов поделили люди с кардинально-противоположными взглядами на социально-экономическое развитие муниципалитета. При такой расстановке сил Володарский не смог получить должность Главы муниципального образования, на которую претендовали и несколько других депутатов. В руках Володарского, тогда фактически возглавлявшего администрацию был сосредоточен административный ресурс, которым он попытался воспользоваться, предлагая некоторым депутатам должности в администрации в обмен на поддержку при избрании Главы муниципалитета. Когда попытки политического торга не увенчались успехом, была использована проверенная тактика – блокирование работы Совета Депутатов путем простого отсутствия на нем депутатов из команды Володарского. Таким образов, в результате постоянного отсутствия части депутатов, заседания были неправомочны. Это продолжалось несколько месяцев, до того, как 11 июля 2008 года на внеочередном 9-ом заседании Законодательного Собрания Ульяновской области после длительного обсуждения в двух чтениях был принят закон Ульяновской области «О роспуске Совета депутатов муниципального образования «Город Новоульяновск второго созыва», который предусматривает роспуск Совета, так как Ульяновский областной суд признал его неправомочным, поскольку в течение трех месяцев депутатами не проведено ни одного заседания. Верховный Суд Российской Федерации оставил решение областного суда в силе. В результате этих событий были назначены новые выборы в Совет Депутатов, которые прошли 12 октября 2008 года. На этих выборах команда Володарского заняла 12 мест из 15, что обеспечило избрание Володарского на пост Главы муниципалитета. Теперь, любое решение относительно жизни города и горожан может быть легко проведено Матвеем Константиновичем через Совет Депутатов.

Относительно недавно к уже имеющейся газете «Наш Город Новоульяновск» добавилось еще один медиа-ресурс – теле-передача «Новоульяновск: вчера, сегодня, завтра». Хотелось бы отметить, что оба этих СМИ находятся под контролем новоульяновских властей и являются по сути рекламыми проектами. Несомненно, газета и теле-перадача существуют для информирования новоульяновцев о происходящих в городе процессах, но способы и манера подачи журналистского материала более напоминают рекламные ролики и листовки, что по сути естественно, ведь в Новоульяновске отсутствует опозиционная пресса, которая, в свою очередь, давала бы свой комментарий происходящим событиям.

Подводя итог, следует сказать, что в условиях финансового кризиса, когда промышленные предприятия балансируют на грани (60% новоульяновской экономики занимают промышленные предприятия), многое зависит от правильных действий местной власти. Пока большинство предприятий работают, хотя и их не миновала волна сокращений, характерная для всей территории России. Остается надеется, что в экономический кризис не перерастет в политический, что вполне возможно.

Материал предоставлен Молодёжным Отделением Ассоциации Политической Науки.